Кавагути и Смирнов: перезагрузка

Telegram Дзен

"ГРАН-ПРИ". CUP OF CHINA

В заключительном финале дня чемпионы Европы-2015 Юко Кавагути и Александр Смирнов сделали невероятное: в Китае, где на своих спортсменов работало все, они опередили сильнейший китайский дуэт, вице-чемпионов мира Венцзинь Сюй/Цунь Ханя. Причем опередили не только качеством, но и сложностью

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Пекина

Если бы не балл штрафа, полученный сильнейшим китайским дуэтом, Венцзинь Сюй/Цун Хань могли бы теоретически опередить россиян за счет запаса, добытого в короткой программе – итоговая разница между двумя парами составила всего 0,38. Но по факту российские фигуристы противопоставили соперникам в произвольной программе нечто большее, нежели более высокую оценку за технику и компоненты. Они единственные, кто рискнул включить в произвольную программу два четверных выброса, а вот выступавшие последними Сюй/Хань дрогнули: ограничились в выбросе тремя оборотами.

При этом прокат победителей не получился идеальным: уровень сложности был потерян в тодесе и в подкрутке, да и второй выброс паре заминусовали: он хоть и стал уникальным элементом в программе, но был выполнен на две ноги.

Даже при этом факт остается фактом: из всех российских пар Юко и Александр – единственные, кто на текущий момент имеет 15 заработанных на этапе "Гран-при" очков, а заодно и более высокий результат: Евгения Тарасова/Владимир Морозов, выступавшие на турнире в Канаде, набрали там 191,08, а чемпионы мира и лидеры "Гран-при" Меган Дюамэль/Эрик Редфорд сумели заработать на том же турнире в родных стенах всего на 0,16 больше, чем Кавагути/Смирнов на абсолютно недружественной для себя территории, где россиянам, к тому же, противостояли сразу три почти равных по силе китайских тандема. Психологически это гораздо более серьезная конкуренция, нежели один соперник: сразу резко вырастает вероятность, что кто-то не ошибется.

Это снова о шансах и умении терпеть – ничего нового, не правда ли? Выйти, когда тебя уже все списали и сбросили со счетов и кататься так, как в последний раз. Роскошно кататься, чего уж там? И бог с ним, с тодесом.

Ценность единственной российской победы в Пекине даже не в том, что она получилась, вопреки всему. Она на самом деле пока еще ничего не гарантирует, хотя и облегчает фигуристам задачу пройти в финал – следующий старт у Кавагути и Смирнова запланирован в Москве, где в соперниках будут китайцы Чэнь Пэн/Хао Чжан и вице-чемпионы Игр в Сочи Ксения Столбова/Федор Климов. И уж тем более не гарантирует легкой жизни в финале.

Гораздо более важно, на мой взгляд, что старт в Поднебесной вернул фигуристам возможность поменять к себе отношение. Именно сейчас – в начале сезона. Без скидок на возраст, травмы и былые всплески невезения. Без оглядки на то, что соперники более азартны и обладают более солидным потенциалом. В конце концов потенциал – это совсем не то, что можешь предъявить, выложив карты на стол: тут уж все совсем просто: либо есть козыри на руках, либо их нет.

У Кавагути, Смирнова и их тренера Тамары Москвиной они в субботу нашлись.

***

На вопрос, что порадовало в победном выступлении сильнее всего, Смирнов сказал:

– Ощущение, что есть бог на свете. Когда я смотрел, как катаются Сюй/Хань, а в углу экрана бегут их технические оценки и сумма переваливает за 74 балла, уже хотел идти раздеваться. Знал, что вторую оценку нам вряд ли дадут более высокую. Когда соревнуешься с китайскими парами у них дома, получить более высокие баллы за компоненты просто нереально. С этим мы с Юко уже сталкивались – на чемпионате мира в Шанхае. Все равно что пригласить китайцев в мою родную Тверь и предложить им побороться с нами там.

– Юко, а почему грустите вы?

– Очень устала и ничего пока не поняла, если честно.

– Программа с двумя четверными выбросами отнимает много сил?

– На самом деле да. Особенно когда выбросы сделаны хорошо. Тогда сразу возникает ощущение, что самое важное уже сделано и сразу становится очень тяжело терпеть и кататься до конца программы. Как сегодня. А вот если выбросы по какой-то причине не получаются, как у нас было на турнире в Саранске, сразу появляется дополнительная ответственность. Понимаешь, что из себя и из остатка программы нужно теперь выдавить максимум, и это, как ни странно, делает катание физически более легким. Странно, да?

– На утренней тренировке вы, знаю, тоже сделали второй из выбросов с приземлением на две ноги. А чисто выезжать удавалось?

– В Пекине я лишь один раз сделала выброс риттбергер на одну ногу, но тут же свалилась. На тренировках дома удачно выехать получается чаще. Но я пока не стараюсь во чтобы то ни стало сделать этот выброс на одну ногу.

– Почему?

– Потому что пока еще тяжело одновременно контролировать абсолютно все. Да и время пока позволяет не торопиться.

– Мы пока работаем над другим, – добавил Смирнов. – Задача, которую поставила нам Тамара Николаевна на текущий момент – просто сделать оба выброса. Раньше ведь Юко вообще не могла делать два выброса подряд – не хватало сил.

– Почему, кстати, вы поставили выбросы подряд, Юко?

– Чтобы быстро-быстро их сделать и выбросить из головы. Ну а серьезно, если разбить выбросы какими-то другими элементами и таким образом переместить второй из них ближе к концу программы, может не хватить физического запаса.

– Саша, в вашей программе есть хотя бы несколько секунд, где ваша партнерша имеет возможность отдохнуть?

– Разве что в поддержке, где Юко лежит у меня на спине.

– И осторожно поднимает ногу вверх?

– Так поневоле приходится осторожничать. Если движение делать более резко, Юко тут же с меня скатывается – становится очень тяжело удерживать равновесие. В прошлом году мы делали эту же поддержку без поднятой вверх ноги, она тоже порой скатывалась. Но есть смешная фотография, где мы едем в поддержке и у обоих закрыты глаза. Чем не отдых?

– Саша, отношение к программе по сравнению с прошлым сезоном у вас поменялось

– Мне кажется, что я стал кататься более эмоционально внутренне. Есть только один момент, который для меня крайне сложен – это наши два четверных выброса. При их исполнении нам с Юко очень важно физически и психологически совпасть. Остальная часть программы – сплошное удовольствие. Да потом эта программа и не старая вовсе. Мы столько добавили всего нового, что сами еще не ко всему до конца привыкли.

– Юко, ну все-таки есть повод улыбнуться: тяжелее чем выступать в Китае против китайцев вам теперь, наверное, уже не будет.

– Об этом я пока не думала. На самом деле тяжелее всего было на первой пресс-конференции, где большинство вопросов было адресовано китайским парам. По-английски они не говорят, перевод вопросов и ответов занимает много времени, а время уже было за полночь. Тяжело такое выдерживать, когда сил и так мало.

– Ну так переведите часы на питерское время.

– Ну уж нет, мне понравилось кататься по китайскому.


Пекин. "Гран-при". Cup of China. Пары. Произвольная программа. 1. КАВАГУТИ/СМИРНОВ – 143,55. 2. Суй Вэнцзин/Хань Цун (Китай) – 141,22. 3. Юй Сяоюй/Цзинь Ян (Китай) – 127,69. 4. Ван Сюхань/Ван Лэй (Китай) – 117,40. 5. АСТАХОВА/РОГОНОВ – 114,19. 6. Илюшечкина/Москович (Канада) – 111,38. 7. Фартманн/Бломмерт (Германия) – 107,96. 8. Гренье/Дешам (Канада) – 106,93.

Итог. 1. КАВАГУТИ/СМИРНОВ – 216,00. 2. Суй Вэнцзин/Хань Цун – 215,62. 3. Юй Сяоюй/Цзинь Ян – 197,75. 4. Ван Сюхань/Ван Лэй – 186,76. 5. АСТАХОВА/РОГОНОВ – 173,36. 6. Фартманн/Бломмерт – 171,41. 7. Илюшечкина/Москович – 166,80. 8. Гренье/Дешам – 159,34.