Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Братиславы
Рассуждая в начале осени о вновь сложившейся и нигде еще не выступавшей французско-германской паре, олимпийский чемпион и известный тренер Олег Васильев сказал:
– Из тренировок Савченко и Массо видно, что очень многие сложные вещи – подкрутки, выбросы – они делают хорошо и качественно, на хорошем техническом уровне. Как это все будет происходить на соревнованиях неизвестно, потому что непонятно, как эта пара поведет себя в стрессовой ситуации. Спортсмены слишком долго были "законсервированы" в Оберстдорфе и из-за запрета со стороны французской федерации не имели возможности даже кататься в показательных выступлениях.
Свободу Бруно Массо немецкая федерация фигурного катания у французов просто-напросто купила. За деньги. По рассказам немецких коллег сначала французы заломили совершенно немеренную сумму за достаточно среднего (как всем тогда казалось) фигуриста – 100 тысяч евро. Сошлись в итоге на тридцати. Но с оговоркой: расплатиться с федерацией Савченко и Шелковы обязаны в ближайшее время. Как только начнут зарабатывать катанием.
Как раз по этой причине слабо верилось в то, что фигуристы могут сняться с чемпионата Европы, хотя такое слухи до начала турнира курсировали вовсю. Сниматься без крайне серьезной на то причины на фоне того "безрыбья", что образовалось в европейском парном катании после снятия из-за травм Юко Кавагути/Александра Смирнова и Ксении Столбовой/Федора Климова вообще было бы глупо. Единственный старт Савченко и Массо на турнире в Таллине показал, что возвращаться фигуристы собираются отнюдь не аутсайдерами. То есть место в сильнейшей европейской тройке если не гарантировано, то более чем реально. В то же самое время статус дебютантов-первогодок освобождал от чрезмерной ответственности.
Повезло фигуристам и с тренером. Александр Кениг всегда стремился получать от жизни удовольствие. Не сильно истязал себя, катаясь за Германию с Пегги Шварц, потом, став тренером, совершенно не намеревался "тонуть" в профессии без остатка. Закончил гастрономический университетский курс, изучая гастрономию, как зеркало мировой культуры, начал рисовать и даже провел несколько персональных выставок. Программа, на идее которой Кениг сошелся со своим коллегой Ростиславом Синицыным (и которую тот хореографически воплотил на льду) получилась очень "вкусной" и я бы сказала, "французской": легкой, танцевальной, радостной, словно ни к чему не обязывающее свидание двух мимолетно влюбленных друг в друга людей.
Первый же прокат подтвердил, что намерения немецкой пары более чем серьезны, хотя Алена после проката назвала его "рабочим". До личного "таллинского" рекорда Савченко и Массо не хватило чуть меньше балла, но показанный фигуристами результат заметно превышал личный рекорд прошлогодних бронзовых призеров чемпионата Европы Евгении Тарасовой/Владимира Морозова. Рекорд олимпийских чемпионов Сочи Татьяны Волосожар/Максима Транькова был выше, но этот рекорд был все-таки из "прошлой" жизни.
Эти две пары с давно сложившейся историей взаимоотношений (пусть от немецкого чемпионского дуэта в спорте осталась лишь партнерша) на самом деле сильно украсили братиславский турнир пар, а, возможно, даже спасли его. Не будь этих дуэтов в составе участников, зрелище могло быть достаточно унылым: слишком заметно уступали в классе российским и немецким лидерам все остальные. Оставалось только сожалеть, что в этой компании нет победителей декабрьского финала "Гран-при" Ксении Столбовой/Федора Климова.
Индийский танец Волосожар и Транькова был оценен по-чемпионски. Эта малая золотая медаль за исполнение короткой программы вновь спровоцировала обсуждение: захотят ли Волосожар и Траньков продолжать сезон, или завершат его сразу после европейского первенства?
Вопрос был не праздным. В реалиях нынешней жизни, когда титулы спортсмена – это не только его слава, но и его деньги, чемпионам приходится маркетингово просчитывать каждый свой шаг. Максим и Татьяна слишком долго не выступали из-за травмы и операции партнера, так что чемпионат Европы для них – это еще и возможность показать, что они по-прежнему недосягаемы. Соответственно и стоимость на шоу-рынке высока.
А вот чемпионат мира, если рассуждать с этой же точки зрения, для фигуристов уже опасен. Там можно не просто проиграть, но оказаться вне призовой тройки. Поэтому любой опытный менеджер в этой ситуации, полагаю, хорошо бы подумал, прежде чем рекомендовал бы своим клиентам авантюру в виде продолжения соревновательного сезона. Тем более что в планах пары достаточно много шоу, первое из которых начинается в Швейцарии сразу после выступления Волосожар и Транькова в Братиславе.
Аналогичный интерес, подозреваю, преследует и Алена Савченко. Хотя этот интерес вполне может быть и двойным: Алена всегда относилась к тому типу спортсменов, для которых главное в спорте не перспектива заработать деньги, а возможность хорошенько подраться за победу. Но спортивные амбиции не отменяют того, что в финансовом плане спортсменка прилично подсекла себя сама, пожелав продолжить после Игр в Сочи любительскую карьеру в то время как ее бывший партнер Робин Шелковы был готов периодически кататься в шоу, но категорически возражал против продолжения спортивных выступлений.
Коммерческая цена проекта Савченко/Массо пока лежит достаточно низко, несмотря на пять высших мировых титулов партнерши. Если немецкий дуэт сумеет финишировать на чемпионате Европы в тройке, а в идеале – выиграть эти соревнования, картина тут же станет иной.
У Столбовой и Климова – другая история. Вряд ли паре будет позволительно (с той же самой, маркетинговой точки зрения) пропускать мировое первенство. Отказом от участия во вторых важных соревнованиях подряд фигуристы и так уже поставили себя на некую грань, балансировать на которой – сомнительное удовольствие для спортсмена. Понятно, что состояние здоровья – это более чем уважительная причина для отказа от выступлений, но сразу возникает вопрос: не слишком ли много внезапных травм случается в группе Нины Мозер – при том, что сама группа давно стала основным центром подготовки спортивных пар в стране, находится на особо привилегированном положении у Минспорта и ФФККР, и с фигуристами там постоянно работают лучшие массажисты и специалисты-медики?
На пресс-конференции по окончании коротких прокатов Траньков, кстати, слегка поддел организаторов чемпионата, сказав, что кому-то, видимо, парное катание представляется слишком простым занятием. Иначе чем еще можно объяснить тот факт, что финал в этом виде программы назначается на десять утра, а тренировки, соответственно, приходится начинать в семь?
Вопрос был крайне своевременным. Ведь для того, чтобы катать произвольную программу со сложнейшими парными элементами в это время, спортсменам нужно проснуться как минимум на три часа раньше, чтобы успели "проснуться" мышцы и голова. Иначе подобные эксперименты могут иметь самые плачевные последствия.
Так что наверное даже к лучшему, что в арсенале дуэтов-участников братиславского чемпионата нет совсем уж "смертельных" элементов типа четверных выбросов и подкруток.
Чемпионат Европы. Братислава. Стадион "Зимний". Пары. Короткая программа. 1. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ (Россия) – 79,77. 2. Савченко/Массо (Германия) – 75,54. 3. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ (Россия) – 70,17. 4. Вартманн/Бломмерт (Германия) – 62,90. 5. Джеймс/Сипре (Франция) – 62,10. 6. Делла Моника/Гуаризе (Италия) – 61,51. 7. АСТАХОВА/РОГОНОВ (Россия) – 60,63.