На прошедших выходных чемпионка мира среди юниоров Камила Валиева провела свой первый международный старт на взрослом уровне — в прошлом году она также выступала по взрослым, но только на внутренних соревнованиях. Поездкам за рубеж мешал не только коронавирус, но и регламент Международного союза конькобежцев, согласно которому допускают по взрослым только с полных 15 лет. И вот он, долгожданный дебют, — и сразу же победа с разгромным результатом и двумя мировыми рекордами. Валиева превзошла лучшие показатели Александры Трусовой и Алены Косторной, но, помимо восхищения, слышна и критика. Направлена она на хореографию и презентацию. Все дело в спорном видении «Болеро» от Камилы и оценки ее произвольной экспертами. Насколько подобные оценки справедливы и какие альтернативы сейчас есть у тренерского штаба «Хрустального» для своего важнейшего актива?
View this post on Instagram Публикация от Kamila Valieva (@kamilavalieva26)Урманов и американцы не поняли произвольную Валиевой
Как гром среди ясного неба прозвучало интервью олимпийского чемпиона Игр 1994 года в Лиллехаммере Алексея Урманова. Пока большинство праздновало успех нашей фигуристки на Finlandia Trophy, у Урманова сложилось диаметрально противоположное мнение о прокате Валиевой. «Я вообще ничего не понял из того, что показала Камила, мне не сильно понравилось, — сказал Урманов в интервью «СЭ». — Есть техническая составляющая, по которой Валиева действительно хороша. А есть и другая, творческая составляющая. У нас же все-таки должно все вместе складываться в какое-то единое целое, разве нет? И оценивается выступление комплексно, не только за прыжки». Урманов уже второй раз высказывается в подобном ключе, причем предыдущий комментарий он давал примерно год назад. То есть, по мнению специалиста, прогресса вообще не наблюдается. Причем, если изучить внимательнее его позицию, тренер неплохо относится к Камиле и положительно высказывался о ней в юниорские годы. Претензии исключительно к программе «Болеро».
Watching Kamila skate to DG choreo is like watching a Ferrari being driven by my grandma
— Fran (@Fran_klymydear) October 10, 2021Произвольную Валиевой не понял не только Урманов. Критические мнения звучат и от специалистов из-за рубежа, также с авторскими колонками высказывались несколько российских журналистов. При этом, несмотря на претензии к реализации «Болеро», факт творческой одаренности спортсменки практически не оспаривается. В том числе и Урмановым. «Валиева — замечательная и крайне талантливая девушка. Я ничуть не хотел умалять ее заслуг. Вопрос был исключительно о впечатлениях после «Болеро» на турнире в Финляндии. И там у меня возникли сомнения в его выразительности», — уточнил сегодня в отдельной беседе с «СЭ» Алексей. То есть у нас есть фигуристка с отличными хореографическими данными, но при этом ей никак не дается определенная программа. Значит, ее стоит менять? Алексей отвечать на этот вопрос не стал. «У Валиевой есть хорошие тренеры в команде, грамотные специалисты. Решение должны принимать они, я не буду лезть со своими советами», — добавил он.
«Болеро» мешает техническому потенциалу фигуристки
В то же время существует и множество положительных высказываний о произвольной Валиевой. К примеру, в комплиментарной форме о ней говорили тренер Александр Жулин, хореограф Рамиль Мехдиев и прима-балерина Лондонского королевского балета Наталья Осипова. У Валиевой балетные данные, и испанский танец должен неплохо ложиться на ее фактуру. Однако проблема существует, иначе Камила бы не проиграла по компонентам в Эспоо Елизавете Туктамышевой, которую судьи редко балуют высокими оценками. Были сложности с нарезкой музыки, а уж с костюмом и вовсе не могут найти идеальный вариант. Текущий — уже третий и тоже наверняка не финальный. К тому же у Валиевой сложный технический контент, и на резкую, энергичную хореографию, которой требует «Болеро», уже банально не хватает сил. Получается, несмотря на потенциальные преференции, прямо сейчас такая программа скорее тянет вниз.
View this post on Instagram Публикация от Kamila Valieva (@kamilavalieva26)Главный аргумент, останавливающий от замены произвольной, — стратегия «эволюция против революции». Возможно, «Болеро» требуются деликатные поправки, но не полная отмена. К тому же сейчас только начало сезона, и на пик формы Камиле нужно выходить ближе к февралю. Эти суждения бьются двумя фактами. Во-первых, «Болеро» ставили еще карантинным летом 2020-го. Более чем за год его не смогли отшлифовать до идеала. И где гарантии, что смогут за оставшиеся полгода? Во-вторых, сейчас Валиева исполняет произвольную на пределе своих возможностей и не справляется с техническим набором. Напомним, что чисто она ее так и не откатала ни разу. Даже в рекордном прокате было падение с тройного акселя. Что же будет, если сделать программу еще более разноплановой и сложной? Возможно, фигуристка и справится, но в Пекине нужен стабильный и максимально надежный вариант.
У команды «Хрустального» есть в запасе сразу несколько альтернатив
Сразу же приходит на ум «Девочка на шаре». Да, Валиева сама неоднократно говорила, что морально устала от этой программы и хочет чего-то нового. Но ведь олимпийское золото она хочет гораздо больше, не правда ли? Да и прошел уже год, как она ее не исполняет, и, возможно, той усталости уже нет. Есть, наоборот, ностальгия. Фигурнокатательная адаптация произведения Пабло Пикассо стало частью самой Камилы и постоянно с ней ассоциируется, как в случае с Юлией Липницкой — образ девочки в красном пальто. Такой вариант стопроцентно должен зайти, к тому же, по информации «СЭ», как минимум наработки по переносу концепции программы из короткой в произвольную имеются, так что тайминг не станет проблемой. Еще один из вариантов — достать из архива произвольную сезона-2019/20. Exogenesis от Muse не вызывал ажиотажа, но Валиева смотрелась в этой программе свежо и эффектно. А главное, она здорово подходит под большое количество ультра-си.
Ходят разговоры и об использовании прошлогодней короткой заместо произвольной «Болеро». «Шторм» от Эрика Рэдфорда выдавал Камилу легкой и нежной, а именно эти качества и стоит считать ее козырями. Другой вопрос, будет ли смотрится органично подобный номер в прокате длительностью более четырех минут и как в него грамотно встроить все четверные и тройной аксель. Потому что компоненты компонентами, но ключевое значение имеет техника. Самая интригующая опция — вспомнить про уже забытые планы «национальной» программы для Валиевой. В «Самбо-70» хотели подчеркнуть татарское происхождение фигуристки. И Этери Тутберидзе с помощниками рассматривала в качестве музыкального сопровождения саундтрек к сериалу «Зулейха открывает глаза». Народная песня «Ай, былбылым» в исполнении Дины Гариповой получилась воздушной, что и требуется для музыки к программам Камилы. Смысловую подпитку можно найти в произведении Яхиной, а вдохновение для платья — в традиционном татарском творчестве. Подобную этнику с политическим подтекстом оценили бы за рубежом, но времени на реализацию любой из имеющихся идей не так много. Дедлайн — финал «Гран-при» или чемпионат России. После декабря коней на переправе точно менять не стоит.