Сезон в российском фигурном катании официально стартовал! Первым крупным событием по традиции стали контрольные прокаты юниоров. Раньше сразу после них выбирался состав сборной, которая едет на этапы юниорской серии «Гран-при» по всему миру. Сначала ковид, а теперь санкции изменили ситуацию, однако переводить на сентябрь смотр молодежи в Федерации фигурного катания России не стали. И это радостная новость, поскольку мы все соскучились по ледовому творчеству наших фигуристов. Подрастающее поколение не подвело — несмотря на возраст, талант многих виден уже сейчас.
У хореографов кризис идей по выбору музыки
Контрольные прокаты у нас принято воспринимать как некую открытую тренировку, где тренеры и спортсмены показывают федерации, что им удалось наработать за прошедшее межсезонье. Своеобразное сочинение «как я провел лето» от фигуристов. Но как бы не так. Оценка за это «сочинение» часто влияет на весь последующий сезон. Или учебный год, если продолжать аналогии. Есть на прокатах и судьи, причем они ставят вполне себе официальные оценки. Просто не публичные, листы с результатами передают лично специалистам вместе с дополнительными комментариями к прокатам. Поэтому волнение спортсменов перед выходом на лед понятно. За время перерыва между стартами чувство ответственности немного забылось, и необходимость показывать результаты своей работой перед самыми важными зрителями, руководством ФФККР, — серьезное испытание для молодого атлета. Справились с ним не все, и ошибок было много.
Впрочем, крест на будущем ставить, если поймать фигуриста в неудачной форме в августе, не стоит. Программам еще предстоит отшлифовка, элементы еще не получили необходимой доработки до автоматизма. В конце концов, многие еще даже костюмы не успели подготовить, а какие выводы о целостности образа можно судить по прокату в тренировочном комбинезоне? Так что пока делаем для себя жирные, но пометки. По короткой говорить о чем-то существенном еще сложнее, поскольку у юниоров очень строгие правила. Четверные нельзя даже мальчикам, тройной аксель доступен только в качестве каскада при обязательном двойном. Так что контентом мало кто удивляет, а с точки зрения хореографии впечатлили единицы. Большинство обратилось в золотой фонд спортивной фонотеки: у Вероники Жилиной — Je t'Aime Лары Фабиан, у Марии Гордеевой — Primavera Людовико Эйнауди, у Софьи Титовой — «Чардаш» Витторио Монти, у Марии Захаровой — I Put a Spell on You.
Жилина претендует на самый сложный контент
Выступила против этой переписи нетленной классики разве что Надежда Понтелеенко, решившая рискнуть с индийскими мотивами. Остальные хореографы, чтобы хоть как-то друг от друга отличаться, постарались разнообразить сами постановки. Так в «Ангелах Плющенко» с Титовой отработали необычные вращения, а Гордеевой на фон за Эйнауди наложили легкое щебетание птиц — это придало ее образу природную свежесть. В «Хрустальном» не стали заморачиваться и новый «продукт» своей фабрики решили обернуть в старую «обертку»: программа Дарьи Садковой под Legato от Ever So Blu во многом похожа на прошлогоднюю короткую Камилы Валиевой. Фирменный стиль Даниила Марковича! Лирике от Тутберидзе Евгений Плющенко противопоставил постановку Жилиной. Конечно же, 13-летняя девочка до конца раскрыть тему песни Фабиан вряд ли может, но Вероника искренне пыталась. Как и Алина Горбачева стремилась показать свое прочтение «Круэллы», но все так и норовили сравнить ее с Александрой Трусовой.
Как и в прошлом году, этот юниорский сезон пройдет под эгидой борьбы штаба Тутберидзе с командой Плющенко. Временно вне большой игры Сергей Давыдов, другие специалисты в деле, но не в фокусе внимания. Настоящей проверкой сил стала произвольная, где снимаются все запреты на элементы ультра-си. Поэтому Жилина, которая выходила на лед первой, сразу же пошла с козырей — четверной сальхов, четверной тулуп в каскаде с тройным — практически без проблем. А вот с тройным акселем и вторым четверным сальховым не справилась. Не стала заходить и на четверной лутц. Но в целом при чистом исполнении прокат с четырьмя квадами и акселем в три с половиной оборота под Танго Роксаны и Мулен Руж выглядит серьезной заявкой на успех. Особенно на фоне Анастасии Зининой, покинувшей в межсезонье команду Плющенко. В ответ девушку покинули четверные прыжки.
В произвольной удивили Двоеглазова и Садкова
Мария Захарова, удивлявшая в прошлом году, зашла на один четверной тулуп, и то неудачно. Без ультра-си пока еще остается и Горбачева с Лабутиной, Куликовой и Яметовой, но зато последняя — со сложными каскадами тройных. Многие ждали прогресса от Таисии Щербининой — редкой спортсменки, которая идет ко взрослому спорту, продолжая тренироваться в провинции. Но пока что в Перми секрет четверного найти не смогли. Впрочем, без квадов и Любовь Рубцова, тренировавшаяся ранее у Тутберидзе. Из команды Этери ее выгнали, причем не без скандала — жесткий разбор ее провала попал в прямой эфир. В «Армии фигурного катания» ей помогли с психологической устойчивостью, и она отплатила чистым тройным акселем в каскаде. Жаль, хватило сил только на один прыжок — со второй попытки падение. Покорился триксель и Понтелеенко, а вот Титова скрутить три с половиной не смогла.
Софья, пожалуй, пока главное разочарование прокатов — от девушки ждем гораздо большего, чем всего одна попытка исполнить ультра-си, и то неудачная. Особенно обидно Плющенко было наблюдать за неудачей своей фигуристки на фоне крутого проката Алисы Двоеглазовой под «Ла-Ла Лэнд». Четверной лутц в 13 лет, что вы на это скажете? На два четверных заходила Мария Гордеева — главный козырь Давыдова и ЦСКА. В планах девушки «пятиквадка» как у Трусовой, но сейчас Марии не удалось исполнить ни одного многооборотного элемента. Как и Дарьи Садковой. Дело в том, что она и не пыталась. Невиданное дело для ученицы Тутберидзе! Тем не менее по эстетике движений, плавности линий и целостности образа произвольная девушки из Марий Эл впечатлила едва ли не больше всех. А как минимум тройным акселем ее вскоре снабдят — даром ли первым прыжком стоит двойной?