Россиян на международных соревнованиях сейчас нет, но квады и триксели все равно прыгаются. На юниорском этапе «Гран-при» в Чехии американка Миа Калин исполнила два четверных тулупа. Оба были засчитаны судьями как полностью докрученные. Кроме Калин никто чисто сделать четверные не смог — пыталась только японка Мао Шимада, но она с него упала и получила недокрут. Но Шимада все равно выиграла этап, исполнив хороший тройной аксель. А вот американка с двумя ультра-си осталась только четвертой. Почему же квадистка проиграла не только девушке с трикселем, но и спортсменкам вообще без сложных прыжков?
Два четверных не равно гарантированной победе
Впервые Калин прыгнула два четверных в одной программе в прошлом году на внутреннем турнире Skate Milwaukee — тогда один прыжок получился с недокрутом в четверть оборота. Миа тогда заняла второе место, уступив Изабо Левито, своей подруге по сборной. Изабо тоже пыталась зайти на квад тулуп, но его понизили в базе до тройного, найдя серьезный недокрут. Левито за счет остальных элементов и компонентов обыграла Калин, к тому времени уже пытавшуюся исполнять ультра-си.
Прошлый юниорский сезон сложился для Калин не особо удачно — только седьмое и шестое места на «Гран-при». Сейчас — четвертое (хотя и без россиянок), что уже чисто технически может считаться прогрессом. Но после двух засчитанных квадов в произвольной программе казалось, что Миа может если не выиграть, то в тройку войти железно. В итоге же ее обогнали три девушки, две из которых даже не пытались сделать ультра-си — самым сложным элементом у них был тройной лутц + тройной тулуп. И без погрешностей там не обошлось.
В короткой программе у юниорок все исполняют примерно одинаковые прыжки. Сольные триксели там запрещены, поэтому, если не учитывать этот элемент, фигуристки стараются делать такой набор — двойной аксель, тройной риттбергер (обязательный прыжок в этом сезоне) и каскад тройной лутц или флип + тройной тулуп. И вот здесь можно более-менее объективно сравнивать спортсменок.
Миа после первого дня соревнований у девушек была на третьем месте и чисто исполнила свою программу. Фигуристка набрала всего 59 баллов, что сразу поднимает вопросы — почему, если видимых ошибок не было? Но если внимательно посмотреть на протокол, то будет видно, что Калин недосчиталась нескольких уровней на непрыжковых элементах, выезды с прыжков не были идеальны — американка просто получила не такие высокие надбавки.
Можно посмотреть на протокол Мао Шимады, которая выиграла и короткую программу — максимальная надбавка за элемент равняется +5, японка в среднем получила 4-5. Это очень высокие оценки, благодаря которым они и выиграла в технике у Калин семь баллов. Еще пять — это разница в компонентах девушек.
В произвольной программе было примерно то же самое. Во-первых, судьи не балуют Миа баллами за компоненты в отличие от остальных девушек. Им еще есть куда расти, но оценка все-таки выше. Калин слишком сосредоточена на прыжках и не всегда успевает хорошо презентовать программу и уделять внимание скольжению. Японка Мао Шимада тоже прыгает ультра-си, но у нее получается соблюдать баланс между техникой и компонентами, за счет чего она и выигрывает.
Но в технической части у американки тоже все было негладко. После двух приземленных четверных (с немного жестким выездом) она зашла на более простой тройной лутц и упала с него. Потом не получился риттбергер. Ко второй части программы Миа снова собралась и смогла сделать два каскада, но одного она все равно недосчиталась. Все вращения были исполнены на третий уровень вместо желаемого четвертого.
Похожее противостояние Трусовой и Косторной
«Мия работает буквально над всем — над своими навыками катания, вращениями и глубиной выступления, а также над новыми элементами, такими как завершение работы над четверным сальховом и стабилизация тройного акселя. Предстоит много работы», — рассказывал в интервью Sport24 тренер Калин Вадим Шебеко. И это действительно так — в современном фигурном катании только ультра-си не хватает, нужны и качественные вращения, дорожки шагов, работа над компонентами и всем остальным.
В этой ситуации вспоминается противостояние Александры Трусовой и Алены Косторной в юниорские годы. Саша уже тогда начала прыгать четверные, сначала пытаясь исполнить один квад сальхов и постоянно увеличивая техническую сложность произвольной программы. Алена в юниорах на турнирах даже не заходила ни в какие ультра-си. Зато в финале юниорского «Гран-при» — 2017 Косторная обыграла Трусову и в короткой, и в произвольной программах, просто чисто выполнив тройные прыжки и получив гигантские надбавки за все элементы. Саша же тогда не справилась с четверным.
Если пойти чуть дальше, то примерно по такому же сценарию Алена обыгрывала Анну Щербакову и Александру Трусову в их первом взрослом сезоне — в финале взрослого «Гран-при» и на чемпионате Европы. С Косторной тогда по качеству исполнения элементов и компонентам не мог сравниваться никто. И Алена, владевшая уже тройным акселем, но не исполнявшая четверных, опережала соперниц с несколькими квадами.
Приятно видеть, что спорт развивается и при отсутствии россиян. Трусова действительно была главным революционером фигурного катания — когда она начала прыгать четверные в юниорах, никто такого не делал. Теперь девушки смотрят в том числе и на нее — и несмотря на то что Саша на международном уровне выступать пока не может, ее усилия не были напрасными. Но хочется, чтобы и Трусова, и все остальные фигуристки продолжали сбалансированно развиваться, не забывая не только о технике, но и об артистической части программ, и о непрыжковых элементах.