– Следили ли за финалом серии, болели за свою бывшую воспитанницу Алину Загитову?
– Конечно! Алина отлично понимала свою ответственность и что нужно кататься очень хорошо, чтобы стать первой. Ведь после короткой программы Загитова была второй, и разница с канадкой Кэйтлин Осмонд составляла меньше балла. Ясное дело, что техническая часть произвольной программы у нее самая сильная за счет всех прыжков во второй половине. Был понятно, если она делает все без ошибок, то будет первой.
– Ежедневная жесточайшая конкуренция – дополнительная мотивация или подавляющий фактор?
– Думаю, конкуренция стимулирует Алину и дает силы работать, потому что команда у нее очень сильная, недаром девочки из нее заняли весь пьедестал юниорского финала "Гран-при". Такая талантливая молодежь рядом просто не дает останавливаться! Плюс еще Женя Медведева, которая катается с ней в одной группе, заставляет работать еще упорнее.
– Когда Загитова только пришла к вам, ощущалось, что в будущем она сможет дорасти до топ-уровня?
– Все стало проявляться со временем в ходе работы. Конечно, девочка сразу обращала на себя внимание, потому что она была очень тоненькая и симпатичная, что для фигурного катания очень важно. Ее нельзя было с самого начала назвать сумасшедше работоспособной – это заслуга мамы, ну и наша тоже. Далеко не все было так уж безоблачно – приходилось заставлять ее работать. Но как только Алина начинала выкладываться полностью – сразу же появлялись результаты.
– Некоторые дети почти сразу после прихода на каток, загораются мечтой: я выиграю тот турнир, этот, попаду на Олимпиаду! Доводилось слышать что-то подобное?
– От самой Алины – нет. А вот мама фигуристки года 2-3 назад сказала что-то про Олимпиаду. Но на тот момент это звучало как шутка, всерьез даже не думали об этом.
РАВНЯЛИСЬ НА ЛИПНИЦКУЮ
– Сейчас Алине образы для программ подбирает целая команда. А когда вы работали с фигуристкой, замечали к чему у нее больше склонность и лежит душа?
– Она очень артистичная девочка, на нее всегда было приятно смотреть, вращалась хорошо и прыгала неплохо. Так что подходило в принципе все, была даже программа под восточную музыку.
– На кого-то особенно равнялись из тех, с кем пересекались на соревнованиях?
– До Алины у нас была Наташа Огорельцева, которая хорошо каталась, она и была неким ориентиром. А из топовых фигуристок? Наверное, равнялись на Юлию Липницкую, которая очень нам нравилась.
– Во время тренировок в Ижевске были предпосылки к тому, что в скором времени Алина начнет катать сложнейшие в мире программы со всеми прыжками во второй половине программы?
– Она физически очень выносливая, но сразу такие вещи не даются, нужно очень долго нарабатывать. Загитова и сама как-то в интервью рассказывала, что поначалу ей очень сложно было исполнять произвольную программу, даже после первой хореографической дорожки она не могла кататься дальше. Труд, конечно, каторжный.
ЛЮБИМЫЙ РИТТБЕРГЕР
– Для вас в работе с Загитовой было что-то особенно сложное?
– Ничего такого не было, постепенно переходили от одинарных прыжков к двойным и тройным. Самый любимый прыжок в нашей команде всегда был риттбергер. В Москве начинают прыгать с тулупа или сальхова, а у нас именно с него. Поэтому сейчас все делают каскады с тулупом, а Алина – с риттбергером (базовая стоимость тройного тулупа – 4,1 балла, тройного риттбергера – 5,1 балла. – Прим. "СЭ"). Да в принципе и все мои девочки так, та же Алиса Лозко. Почему риттбергер? Его любили дети, и я сама его отлично чувствовала.
– Сестра Алины Cабина Загитова тоже тренируется у вас. Есть вариант, что она повторит успех старшей сестры?
– Я не знаю, хватит ли моральных сил у мамы, это ведь очень непросто. Если ребенок тренируется два раза в день, нужно себе в чем-то отказывать, с работой могут возникнуть проблемы. Ведь тренировки – это тяжелый физический труд! Ребенка нужно и психологически поддерживать, и заставлять работать, когда он не хочет, и ему трудно.
– Что чувствует тренер в регионе, понимая, что его самый способный и одаренный ученик все равно рано или поздно перейдет на более высокий уровень к другому специалисту?
– C одной стороны, жалеешь, что ребенок уходит, но понятно, что у нас нет всех условий и возможностей для детей такого уровня. Это нормальный процесс. Ученики уходят, чтобы достигать высоких результатов.