Турнир шоу-программ «Русский вызов» — 2024. Итоговое положение
1. Алексей Ягудин — 12 баллов от жюри
2. Елизавета Туктамышева — 10
3. Ксения Синицына, Оксана Домнина/Максим Шабалин, Мария Петрова/Алексей Тихонов — по 4
Темой турнира заявлялось культурное наследие России. Что ж, наследие получилось показать в полном объеме — размашисто катались, доделывали номера в аврале, свистели, нарушали собственные же странные правила, затем нетривиальным способом подвели итоги. Короче, порвали два баяна. И реально — если бы камеры выключили, наверняка без матерщины и драк не обошлось бы. Лицо Александра Галлямова говорило о многом.
Кто что катал?
Что надо тезисно знать о «Русском вызове», если вы следили не пристально? Во-первых, вот список всех номеров с главной темой. Осторожно, их 26 — если вам скучно, проматывайте вниз, там веселее.
1. Елизавета Пасечник/Дарио Чиризано — песни группы «Браво», тематика стиляг.
2. Макар Игнатов — музыка из сериала «Гоголь», изображал самого писателя и события в его жизни.
3. Елизавета Шанаева/Павел Дрозд — музыка из фильма «Служебный роман», изображали главных героев.
4. Роман Савосин — «Яблочко», в образе Шарикова.
5. Ксения Синицына — стихотворение Ильи Малышева «Девять страничек, страшные строчки». Посвящение блокаде Ленинграда и дневнику Тани Савичевой.
6. Василиса Кагановская/Максим Некрасов — музыка из сериала «Мастер и Маргарита».
7. Петр Гуменник — этюд № 12 Александра Скрябина, изображал живопись русского авангарда.
8. Елизавета Худайбердиева/Егор Базин — «Песня про зайцев» из фильма «Бриллиантовая рука».
9. Софья Муравьева — «Гости из будущего», песня «Лучшее в тебе», посвящение Сергею Гринькову и Екатерине Гордеевой.
10. Евгений Семененко — Марк Бернес, «Журавли».
11. Андрей Мозалев — катался под стихотворение Сергея Есенина «Черный человек», на музыку из «Реквиема по мечте».
12. Варвара Жданова/Тимур Бабаев-Смирнов — изображали русскую народную свадьбу под плясовые песни.
13. Даниил Самсонов — Олег Газманов, «Мама», подарил цветы своей маме у бортика во время выступления.
14. Анна Фролова — музыка из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», катала Царевну-Лебедь.
15. Александра Степанова/Иван Букин — Евгения Рябцева и Gurude, «Реченька».
16. Дмитрий Алиев — Владимир Высоцкий, «Моя цыганская».
17. Евгения Тарасова/Владимир Морозов — Ференц Лист, «Грезы любви». Отношение к России объяснили тем, что это посвящение Людмиле Белоусовой/Олегу Протопопову.
18. Михаил Коляда — катался вместе с женой Дарьей, которая спустилась с троса сверху под «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось».
19. Елизавета Туктамышева — музыка Шопена, стихотворение Марины Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну...» в исполнении Алисы Фрейндлих.
20. Оксана Домнина/Максим Шабалин — Пелагея, «Тропы».
21. Мария Петрова/Алексей Тихонов — Шопен, ноктюрн № 20 до-диез минор на тему мультфильма «Ежик в тумане».
22. Марк Кондратюк — Айдар Гайнуллин, музыка из фильма «Эйфория», изображал художника.
23. Виктория Синицина/Никита Кацалапов — Анжелика Варум, «Паромщик».
24. Евгения Медведева — Рахманинов, вокализ, опус 34, № 14 в исполнении Аиды Гарифуллиной (одного из членов жюри).
25. Анастасия Мишина/Александр Галлямов — музыка из фильма «12 стульев» в образе Эллочки-Людоедки и Остапа Бендера.
26. Алексей Ягудин — стихотворение Роберта Рождественского «Мгновения» в собственном исполнении.
Общее представление у вас есть: много советских фильмов, стихи, несколько номеров про войну и в основном лирика. Теперь цепляющие детали.
Проиграли в стиле
Большинство номеров были не просто лирическими, а, откровенно говоря, вполне могли быть показаны в «Ледниковом периоде». Понятно, что календарь в фигурном катании перегружен и времени на постановку мало — тогда имеет смысл подумать, к примеру, о переносе чемпионата России в конец сезона, пока изоляция продолжается, а «Русский вызов» сделать новогодним зрелищем. Правда, это не понравится продюсерам ледовых шоу. Но что точно — сценография была год назад намного богаче. Как и выбор тем — потому что не было национального ограничения.
Это будет субъективно, но из по-настоящему цепляющего и того, что потребовало серьезных вложений, запомнились всего несколько номеров. Причем ориентируюсь не только на себя, но и на реакцию трибун и чатов. Фролова, Савосин, Кондратюк, Гуменник. Особняком — Мишина/Галлямов. У них было и скоростное переодевание и перевоплощение по ходу номера, был сложный выброс, был классный грим и костюмы. Наконец, это просто был веселый номер на фоне обилия страданий.
Анна Фролова — да, в ее танце не было переворота сознания, но как показалось мне, это было то самое представление культурного наследия, которое нужно и нам самим, и на экспорт. Без надрыва, под великую классическую русскую музыку Римского-Корсакова, с прыжками, то есть тем, что должна делать хорошо. С классным платьем, фишечками вроде светящегося костюма, изменением настроения по ходу номера. С аллюзиями на балет даже, приятным катанием.
Наконец, Роман Савосин — разудалый номер под «Яблочко» в роли Шарикова, но сделанный талантливо и артистично. И с балалаечкой на радость любителям стереотипов.
Катавасия на награждении
Ну да ладно, на вкус и цвет культурное наследие России разное. Самое интересное началось на подведении итогов. На этот раз жюри не голосовало сразу после номера — организаторы все же решили поменять прошлогоднюю систему и, отдадим должное, добавили справедливости. Теперь, как в Евровидении, каждый член жюри называл свою тройку, и баллы по системе 3-2-1 складывались.
И победил снова... как в крылатой фразе про игру в футбол и выигрывающих немцев, Алексей Ягудин. Как и год назад. Может, потому что он выступал последним. Может, потому что забрал микрофон у Максима Транькова и толкнул философскую речь. Но знаете, на второй раз такие вещи уже кажутся пародией. Год назад к победе Ягудина у меня не было вопросов. Теперь они были у всего зала, который улюлюкал положительным оценкам олимпийскому чемпиону, освистывал Сергея Безрукова и всячески болел за главную преследовательницу — Елизавету Туктамышеву.
Мишину и Галлямова, за которых явно болела публика, отметил только Кимин Ким — корейский танцовщик, солист труппы Мариинского театра. Прекрасно шутивший на русском языке, кстати. Боюсь, он был светлым пятном в этой судейской коллегии — хотя три балла все равно отдал Ягудину.
Настоящая вакханалия началась на вручении личных призов. Почему-то Траньков объявил, что нельзя одному номеру вручать два приза (а их было припасено полтора десятка), поэтому судьям приходилось изворачиваться и отмечать тех, кого они не собирались. Не выдержала Алла Сигалова, которая рявкнула «Будет по-моему! Синицына, чего ты стесняешься, иди сюда и забирай все» — и отдала два приза. Потом Ксения получила и третий. СМИ проголосовали за Мишину и Галлямова, за которых явно болела публика, отметила только Аида Гарифуллина. Даже Кимин Ким — корейский танцовщик, солист труппы Мариинского театра — три балла все равно отдал Ягудину. Но прекрасно шутил на русском языке и вообще был светлым пятном в этой судейской коллегии.
Хоронить идею турнира шоу-программ ни в коем случае нельзя — начинание прекрасное. Но может быть, перед 2025 годом стоит отступить назад и предоставить фигуристам полную свободу творчества, не создавать бритву Оккама и не плодить правила. В конце концов, почему ответить на «Русский вызов» и быть крутым русским/российским фигуристом нельзя под зарубежную музыку?