В одиночном катании обладателями главного трофея ожидаемо стали Евгения Медведева и Юдзуру Ханю, хотя сам по себе мужской турнир вышел совершенно сюрреалистичным: в произвольной программе олимпийский чемпион остался третьим, проиграв больше семнадцати баллов американцу Натану Чену.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Марселя
Стартовый порядок первого из вечерних финалов сложился таким образом, что призовой пьедестал были просто обязаны разыграть между собой три дуэта, выступающие во второй разминке: Вирчу/Моир, двукратные чемпионы мира Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон и победители прошлогоднего чемпионата Четырех континентов Майя и Алекс Шибутани.
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев расположились после короткого танца слишком далеко от первой тройки – в трех с половиной баллах, немножко не дотянув до своего лучшего проката, случившегося на этапе "Гран-при" в Москве. И начали свое произвольное выступление с того, что чуть не сорвали поддержку.
Прокат вообще получился у россиян не лучшим: если бы не пятничное падение вице-чемпионки мира-2015 Мэдисон Чок, Боброва и Соловьев имели все шансы остаться лишь на пятом месте из шести: в субботу американцы откатали свой произвольный танец на более высокие баллы, но полностью отставание от россиян, сложившееся после короткой программы, так и не отыграли.
Тренер российской пары Александр Жулин высказался в Марселе в адрес трех дуэтов-лидеров без особого пиетета, заметив, что очень сложно смотреть подряд три танца, поставленные в одинаковом ключе (именно это ждало зрителей в произвольной программе в сильнейшей разминке). И что он вообще не поклонник того стиля, что сейчас взят в танцах за эталон.
Вряд ли стоит на эту тему дискутировать: стилистическая схожесть программ у тех, кто выступает в одной разминке, в фигурном катании случается не так уж и редко. Что касается хореографических решений, можно сколь угодно спорить о том, какие из них предпочтительнее, но занятие это достаточно бесперспективное: стиль, как и моду, всегда определяют те, кто идет впереди.
В процессе выступлений трех сильнейших дуэтов, которые действительно превосходили всех остальных по всем параметрам, я вспомнила свой разговор с Мариной Зуевой о поддержках. Точнее о том периоде, когда Вирчу и Моир выступали еще на детском уровне, и Тесса в одно лето выросла так, что оказалась значительно выше своего партнера.
Идея пригласить в группу акробата – с тем, чтобы максимально улучшить координацию обоих спортсменов в целом и поддержки – в частности, пришла в голову тренерам именно тогда. Очень быстро выяснилось, что для нормальной акробатической работы у фигуристов нет ни навыков, ни мышц. Поэтому к привычным тренировочным планам были немедленно добавлены часы занятий в зале, и очень быстро выяснилось, что акробатика помимо всего прочего позволяет спортсмену на порядок улучшить не только общую, но и тонкую координацию, позволяющую спортсмену сделать владение собственным телом – абсолютным. Причем не только в поддержках.
Тем же путем довольно быстро пошли со своими спортсменами многие американские и канадские тренеры, соединив творческий процесс с максимально эффективными технологиями достижения результата, благо нынешняя система подсчета баллов прекрасно позволяет разложить на мелкие составляющие любую программу, выявить в ней слабые звенья и принять меры по их устранению. Если к этому прилагается двигательный талант спортсмена и его умение слышать и интерпретировать музыку, такая работа дает гарантированно успешный результат. Гораздо более быстрый и очевидный, нежели идти к программе через серьезный драматический образ, как всегда шли все без исключения танцевальные пары нашей страны. Сам путь, возможно, и оправдан, просто для того, чтобы его реализовать, требуется не в пример больше усилий.
Сейчас же можно сколько угодно убеждать себя в том, что российские танцоры не уступают в технических аспектах никому из сильнейших, но от тех, кто разыгрывал медали в Марселе, мы, боюсь, отстали уже навсегда. Нынешнее поколение – точно.
* * *
Больше всего споров, причем не только среди русскоговорящей прессы, по окончании женского турнира вызвал третий результат Анны Погорилой. Возможно здесь, как и в танцах, тоже было бы правомерно говорить о том, что "музыку" всегда заказывает тот, кто является недосягаемым для остальных. Чемпион, коим на сегодняшний день является Медведева. Что именно такой стиль катания – очень легкий и по-детски наивный – является на сегодняшний день в женском катании эталонным, и прежде всего – для судей. Ничем другим лично я не способна объяснить, почему оценка, полученная победительницей за компоненты, оказалась почти на пять баллов выше той, что получила Погорилая, показавшая безусловно лучший прокат программы в сезоне и однозначно самый выразительный из тех, что были продемонстрированы в финале.
С другой стороны, свою бронзовую позицию фигуристка во многом подготовила себе сама – провалом в короткой программе, по итогам которой Погорилая заняла всего лишь четвертое место. Кстати и уступила она в части компонентов всем трем спортсменкам, которые обошли ее в пятницу.
Сенсацией со знаком "минус" стало выступление серебряной медалистки прошлогоднего финала "Гран-при", вице-чемпионки Европы Елены Радионовой. С момента своего последнего появления на льду на этапе серии в Пекине (там Лена стала первой) фигуристка заметно прибавила в весе, как следствие – растеряла прыжки и вообще выглядела человеком, потерявшем сколь-нибудь действенную мотивацию продолжать себя "держать". Поскольку касалось это девушки, совсем недавно восхищавшей мир своим характером и умением бороться, картина получалась особенно удручающей.
С другой стороны, в финале была и сенсация со знаком "плюс": дебют Марии Сотсковой. Спортсменка блестяще справилась в Марселе с обеими программами и сделала все возможное для того, чтобы о ней заговорили, как о наиболее вероятной претендентке на третье место в российской сборной
* * *
Мужской турнир, венчающий соревнования в Марселе, как наиболее интересное зрелище, следовало, конечно же, закончить сразу после короткой программы, не подвергая психику болельщиков столь жестокому испытанию.
Спусковой крючок оказался в руках Натана Чена, достаточно легко выполнившего все четыре четверных прыжка, включая сложнейшие – лутц и флип, и превысившего свой личный рекорд сразу на 17 баллов.
Такое случается в фигурном катании гораздо чаще, когда головокружительно-успешный прокат одного спортсмена становится причиной не просто единичной неудачи кого-то из соперников, но цепной реакции. Именно таким образом много лет назад победил на Олимпийских играх в Лиллехаммере Алексей Урманов: блестяще справился с программой, а главные претенденты на ту победу и уже олимпийские чемпионы Брайан Бойтано и Виктор Петренко, а также примкнувший к ним пятикратный чемпион мира Курт Браунинг рассыпались в хлам – не сумели вообще попасть на пьедестал.
В Марселе сначала дрогнул Ханю: упал со второго четверного сальхова, не сумев выполнить каскад из-за чего прыжок (как повторенный) был засчитан лишь частично, затем ошибся на приземлении с четверного тулупа и вишенкой на торте – сделал "бабочку" под конец программы вместо тройного лутца. В совокупности это привело к тому, что олимпийский чемпион выиграл общий зачет турнира у Чена лишь благодаря гигантскому преимуществу над американцем в короткой программе.
Затем пришла очередь Хавьера Фернандеса, начавшего прокат с тройного тулупа вместо каскада с четверным. Испанец падал, оступался, врезался в лед на приземлениях, прыгал с места, снова пытался упасть, а от борта на это в ужасе смотрел Ханю, который при каждой очередной ошибке вздрагивал так, словно сквозь него пропускали электрический разряд.
"Заполировал" зрелище трехкратный чемпион мира Патрик Чан, исполнивший программу в лучших традициях не столь давних времен – с тремя полноценными падениями и четырьмя баллами штрафа за них.
В общем, когда все закончилось, впору было с облегчением выдохнуть и забыть все увиденное, как страшный сон. И разве что пожалеть, что в финал не прошел никто из россиян. В этом театре абсурда, устроенном звездами первой величины, у них бы точно были шансы на успех.