«Стоит подумать о выводе Загитовой из сборной». Роднина предлагает исправить ошибку

Telegram Дзен
Олимпийская чемпионка Ирина Роднина, как всегда, не стесняется острых заявлений.

На прошлой неделе Ирина Константиновна снова выиграла выборы. Правда, не депутатов Госдумы, а президента Федерации фигурного катания Московской области. Не обошлось без жарких обсуждений — в том числе финансовых возможностей и роли родителей в тренировочном процессе. В Подмосковье теперь, например, создадут родительские комитеты с совещательными функциями. После единогласной победы трехкратная олимпийская чемпионка согласилась поговорить с корреспондентом «СЭ» — и рассказала о толерантности в фигурном катании, несбывшемся желании провести этап Кубка России и жестко высказалась о событиях вокруг Алины Загитовой.

«С «Хрустальным» и «Ангелами Плющенко» можно бороться». Мнение тренера из конкурирующей школы

Дмитров был готов провести Кубок России, но не получилось

— После переизбрания обычно принято спрашивать о программе на будущее. Какие проблемы надо решить?

— Проблемы у нас есть. Много ребят на юниорском уровне, в танцах, одиночники, но на взрослом уровне они не задерживаются — уходят в Москву или вообще уезжают в другие страны. Получается работа в никуда, хочется это остановить. Все-таки Московская область — это первый регион в России по условиям, у нас 64 катка. И будет больше, сейчас Плющенко строит еще один, например. Многое удалось упорядочить, еще несколько лет назад у нас были соревнования, куда дети без медицинского допуска приезжали, даже Устав так зарегистрировали, что было потеряно две страницы.

— Национальная федерация помогает с ресурсами?

— Ресурсами не помогают, но контакт у нас хороший. Помочь, наверное, хорошо бы, но у них есть генеральный спонсор, на что и как федерация тратит деньги, руководство скоро отчитается на конференции. Наверное, там есть свои важные статьи расходов, сборная очень много в них занимает.

— Я слышал историю, что Московская область хотела провести этап Кубка России. Это правда?

— У нас было предложение провести этап Кубка, Дмитров был готов. Администрация городского округа даже нашла нужные средства, часть расходов брала на себя всероссийская федерация, часть — местные организаторы. Найти деньги было непросто, возможности Дмитрова несравнимы с Красноярском, который также мог провести этап.

— Почему в итоге не получилось?

— Соревнования высокого уровня, ожидалось большое представительство участников, их собирался показывать Первый канал. У него высокие требования к телекартинке, и дворец в Дмитрове не подошел. Какие конкретно проблемы — я не знаю, канал озвучил их ФФКР, а не нам. На мой взгляд, там хорошие условия. Хорошо, что федерация наконец посмотрела дворец, какая база, гостиницу прямо напротив арены. Может быть, вскоре какие-то соревнования там все-таки удастся провести.

Ледовая арена в Дмитрове, которая могла принять Кубок России. На ней проводился международный хоккей, но вот в ситуации с фигурным катанием телевизионщиков почему-то условия не устроили. pic.twitter.com/VEJ5XGwrbe

— Lublineс93 (@Lublinec931) September 10, 2020

«В ситуации с карьерой Загитовой подходит фраза Аршавина об ожиданиях и проблемах». Ягудин — об Алине

Загитову стоит вывести из состава сборной

— Одной из главных интриг Кубка был вопрос — примет ли в нем участие Алина Загитова. Но она снялась с контрольных прокатов в связи с занятостью в «Ледниковом периоде», при этом о завершении карьеры не объявляет. Чего она ждет?

— Вопрос к самой Алине и к федерации. И частично — к тренеру, если она еще с ней работает. Загитова — совершеннолетний взрослый человек. Ее полное право, как любого гражданина, сниматься в любых передачах. Она уже спортсмен-профессионал и этим зарабатывает. Да, девушка сделала свой выбор в пользу шоу. Это такой коммерческий подход — ведь на прокаты придут несколько сотен человек, и начнутся пересуды о ее форме, а на Первом канале она будет каждую неделю светиться, при этом получать гонорар. Но сказать честно — была бы она поумнее, сказала бы, что снимается в связи с учебой.

— Означает ли это завершение карьеры?

— Не факт. У нас были случаи, когда люди отсутствовали по два сезона. Липницкая, Сотникова, тот же Плющенко. Загитова далеко не уникальная. Любой спортсмен сборной России имеет индивидуальный график, на него влияет здоровье и множество факторов, в том числе шоу.

— Может, тогда ей не стоит числиться в сборной?

— Здесь соглашусь. Раз так обстоит ситуация, стоит подумать о выводе Загитовой из сборной России. Пусть берет академический отпуск, например. Но здесь вопрос не к Алине, у нее свой понятный интерес, вопрос к работодателю, федерации и в какой-то мере тренерскому штабу. Если была сделана ошибка по включению Загитовой в сборную, наверное, приходит время ее исправлять.

— В принципе вы чего ждете от сезона? Интрига будет на уровне — кто выживет без травм?

— Для всех этот сезон однозначно непростой. Сейчас как раз будет проверяться профессиональное мастерство тренеров и хореографов — как подготовить спортсмена в сложных условиях. Мне кажется, технический уровень первой пятерки в каждом виде сейчас относительно равный. И все большую роль играют программы и творчество, насколько постановка зрелищна. Фигурное катание — телевизионный вид спорта, хотя камера тех, у кого есть природная скорость, не показывает, а слабых подтягивает.

Загитова решила, что «Ледниковый период» важнее спортивной карьеры

Не вижу в работе российских хореографов что-то особенное

— У вас есть любимые программы по итогам последних сезонов?

— Мне нравятся все программы Ханю, канадцы, французы и итальянцы в танцах очень интересны. И отдельные программы китайских пар.

— И ни одной русской фамилии?

— Я насмотрелась наших программ на музыку из «Кармен» и «Щелкунчика» за свою спортивную деятельность. Если вы берете такую музыку, вы должны поставить нечто невообразимое. Зато классику балета очень легко брать — не надо рассказывать историю «Дон Кихота», она всем известна. Балетная музыка написана под ноги, этим она и удобна. Куда сложнее брать симфонические произведения.

— Российские хореографы однообразно работают? У нас же «Хрустальный» получает хорошие компоненты, а значит, и постановки Даниила Глейхенгауза.

— Компоненты не отражают качество творчества. Что касается россиян, не увидела у них чего-то такого особенного. Это мой взгляд. Я всегда боюсь, когда музыка влияет на спортсмена, и в ней уже заложен образ. Считаю, фигурист должен давать нам свою интерпретацию. Еще один фактор — омоложение спорта, особенного женского одиночного катания. Ждать от 14-15-летних девочек яркой индивидуальности сложно. Я помню, как мне в 17 лет рассказывали — посмотрите на Белоусову и Протопопова. Но они были на 10 лет нас старше, они столько пережили, что могли показывать пережитое. Есть профессиональная работа хореографа, который должен сделать постановку. Если он ее делает хорошо — тогда вопросы к фигуристу. Но когда я вижу, что он отскакал свои прыжки отдельно от программы...

— Россия — это все-таки про прыжки, а не хореографию.

— Были и другие времена. Просто последнее время в женском одиночном катании мы начали обращать много внимания именно на прыжки. Да, умеем мы это делать. Потому что надо конкурировать в условиях, когда против наших спортсменов есть предвзятость судей. Мы в лидерах, а к лидеру всегда в 10 раз больше внимания. Кто лидер — ученики Тутберидзе, Москвиной, Мишина или кого-то из-за рубежа — не так важно.

Посмотреть эту публикацию в Instagram Чемпионат Мира среди юниоров 2020 года увенчал их сезон. Наши девочки смогли показать проделанную работу. И я очень рада за прекрасный дебют Диши и Глеба. #чемпионатмира #юниоры #смогли

Публикация от Eteri Tutberidze (@tutberidze.eteri) 7 Мар 2020 в 12:27 PST

Сейчас и в прыжках все нормировано, я уже знаю, когда что будет. В наше время в произвольной программе было больше свободы. А когда я вижу замечательные прыжки Загитовой, да и вообще большинства россиянок, а затем детско-юниорское катание в комбинации шагов — я чувствую дисбаланс. Да, она пунктуально все делает, что было поставлено. Но не летит в этом скольжении так, как в прыжке. Я видела величайших катальщиков — Крэнстон, Вуд, Браунинг, Бойтано. У них все вписывалось в программу. А здесь я вижу, как правила диктуют чисто математический подход к элементам, Давайте сделаем восемь твиззлов, четыре чоктау, десять перетяжек. Мне это не нравится. И ведь многие элементы занимают не четыре секунды, как прыжок, а стандартизированными получаются отрезки в 10-15 секунд!

Но большинство людей в этом не разбираются. Поэтому есть мнение людей, которые через это прошли, еще одно мнение у судей, которые это считают, и третье — у публики. Что абсолютно нормально. Но надо, как сейчас модно говорить, толерантно относиться к мнению друг друга.

— Вы — за толерантность?

— Да, разнообразие делает вид спорта уникальным. А мы смотрим на докруты. Может, фигуристка и докрутила, а мне ее положение в воздухе не нравится? Неправильное положение свободной ноги, торчат коленки. И костюм имеет значение. Я не понимаю, как на ребенка, у которого тончайшие конечности как у членистоногого, можно надевать не соответствующий его телу костюм. Он должен подчеркивать особенности программы. Если говорить о композициях — у нас огромный фонд советской музыки. Почему бы его не использовать? Я не понимаю решение ISU о разрешении кататься под голосовое сопровождение. Конечно, если внутренних ресурсов показать образ нет, голос тебе поможет.

— А как же то самое разнообразие?

— Можно сделать как в танцах. Есть оригинальная программа, в которой присутствует обязательная часть, а дальше на тот же ритм мы подбираем музыку.

— Вы сказали о сложности с показом индивидуальности у юниорок, но в этом сезоне у нас форсируют переходы к взрослым, в частности в случае с Камилой Валиевой. В 14 лет же еще сложнее, чем в 16.

— Подождите, но ей разрешили участвовать со взрослыми только в прокатах! Давайте котлеты отдельно, мухи отдельно. У нас очень часто раньше юниоры присоединялись к взрослым прокатам. Почему нет?

— Но почему тогда только она?

— Вопрос опять же к федерации. Есть руководство, Александр Горшков, Александр Коган, есть тренерский совет — мы вот в своей федерации тоже его только что избирали. Я тут не вижу ничего подпольного. Прокаты — это не соревнования. Но я не понимаю, почему на чемпионат России допускаются спортсмены, особенно девочки, про которых мы заранее знаем — они не смогут участвовать на чемпионате Европы и мира. Это неправильно. Зачем сравнивать то, что не сравнимо? Есть написанные правила ISU, по ним и надо проводить национальные первенства. А если свой соус готовить, блюдо меняет вкус.

Посмотреть эту публикацию в Instagram Хочу выразить благодарность нашему тренерскому составу Этери Георгиевне, Даниилу Марковичу, Сергею Викторовичу, Сергею Александровичу, Спасибо Вам за то, что помогали мне подняться, когда у меня не было на это сил, за то, что никогда не позволяете мне сдаваться, за то, что верите в меня и мой успех. Победа спортсмена — это победа тренера! Огромное спасибо!

Публикация от Kamila Valieva (@kamilavalieva26) 9 Мар 2020 в 1:28 PDT

Тутберидзе много раз показывала свой профессионализм

— Раз тренерское мастерство будет решающим, нет ли преимущества у подопечных Тутберидзе над теми, кто ушел к Плющенко? Стабильность все-таки.

— Любое изменение влечет последствия, однозначно. Но кому-то на пользу такая экстремальная встряска, а кому-то во вред. О преимуществе говорить нельзя. Я видела, как работает Тутберидзе, только во время официальных разминок. Не то чтобы от меня что-то скрывают, просто не знаю, как все происходит изнутри в каждодневном режиме. Но она много раз показывала свой профессионализм, а перед последним чемпионатом мира показала мощнейшую работу тренерской бригады с Загитовой. Видно, как грамотно ее вели к турниру.

— С учетом того, что за два месяца до чемпионата у нее был один из худших прокатов в жизни.

— Именно. По себе знаю — после успешной Олимпиады результаты не могут не западать. Тот случай показал, какие уроки штаб умеет извлекать из ошибок. Жук говорил: «Только дурак дважды делает одну и ту же ошибку». В спорте дважды ошибаться в одном — непозволительная роскошь.

— Вы верите в тренерский талант Плющенко?

— Любому таланту нужно время. Большому спортсмену сложнее стать тренером, потому что и внимание к нему сразу максимальное. Да, опыт помогает, но это разные профессии. Нужно время для становления. Тренерская работа — это не только про обучение тройным прыжкам, а колоссальная психологическая, педагогическая подготовка. И иногда даже и результаты могут быть отличными, а внутри не все ладно, как показывает опыт. Всем тренерам и спортсменам я желаю справиться с психологической нагрузкой, которая будет в этом сезоне.