Известный тренер из Германии называет вторым домом Стамбул, где и дал интервью корреспонденту "СЭ".
- В Стамбуле я прожил в общей сложности уже семь лет, - сказал наставник "Фенербахче" на встрече в 17-миллионном мегаполисе. - Больше только в Кельне, где и играл, и тренировал. Там в сумме почти двадцать лет набралось. Три года жил в европейской части Стамбула, четыре - вон там, - указал рукой Даум на азиатскую сторону Босфора. - Мне нравится: всегда чистый воздух, свежо.
- Как у вас складываются дела в клубе?
- Неплохо. Ведем борьбу за чемпионское звание, 5 мая будем играть в финале Кубка с "Трабзонспором". Надеемся и на успешные выступления в Европе. Постепенно строится новая команда. Полагаю, мы на правильном пути.
- В последнее время в турецком футболе была раскрыта мошенническая сеть, занимавшаяся организацией договорных матчей. Что вы об этом думаете?
- Прекрасно, что в стране борются с величайшим злом для футбола, которое пустило корни в той или иной степени повсюду. Был у меня случай, когда я работал в Австрии. Один футболист, едва получал мяч в начале игры, тотчас ни с того ни с сего отправлял его за боковую линию. Я недоумевал и негодовал. Так продолжалось на протяжении трех матчей, пока мне не стало известно, что букмекерские ставки делались даже на то, какая команда первой введет мяч из аута.
- Правда ли, что вы резко выступаете против лимита на иностранцев в турецком чемпионате, который очень похож на тот, что действует в первенстве России? (В Турции применяется формула 6+2: не более шести легионеров одновременно на поле, а также не более еще двух в заявке на матч. - Прим. А.П.).
- В данном вопросе мы полностью расходимся с руководителями национального футбола. Если бы я работал со сборной, наверное, ратовал бы за лимит. Но как клубный тренер не могу с ним согласиться. Ни в одной стране ограничения на легионеров ничего не давали. В Австрии ввели на них квоту, а футбол по-прежнему почти на нуле. Конкуренция - это жизнь, а с помощью искусственного лимита ее убивают. Вместе с тем я всегда выступал за повышенное внимание к детско-юношескому спорту, был инициатором 12-летней программы развития германского футбола, которая осуществляется с 2000 года. Принятые меры уже привели к победе молодежной сборной страны на чемпионате Европы-2009. Плоды поспели раньше, чем предполагалось, и мне было по-человечески приятно, что после этого успеха обо мне на родине вспомнили.
- Никогда не пытались приобрести для какого-нибудь своего клуба российских футболистов?
- Когда работал в "Байере", мы заводили разговор со "Спартаком" насчет Титова. Тщетно. А в последнее время идей насчет русских не было. В турецкие клубы привлечь сильных иностранцев трудно. Большие мастера хотят выступать в чемпионате Англии или Испании. Некоторые даже за огромные деньги не соглашаются ехать сюда. Пять лет назад "Фенербахче" предлагал ван Боммелу в три раза больше, чем "Барселона", но голландец все равно выбрал Каталонию. И Блан в свое время отказался ехать в Турцию. Вернее, даже не он, а его жена, ждавшая ребенка. Многие ли знали про Рибери, пока он не ушел из "Галатасарая" в "Марсель"? Плюс во времена финансового кризиса турецкие клубы не могут предлагать несусветные суммы. В "Фенербахче" сейчас никто больше 2 миллионов евро не получает.