Как свидетельствует мировая история, мужчины достигают величия, когда рядом с ними находятся умные жены. Наполеон побеждал только с Жозефиной, Черчилль так и остался бы посредственностью без Клементины, и если бы не настойчивость Мишель Обамы, ее муж никогда не попал бы в Белый дом. История Жозе Моуринью из этой серии: португалец вряд ли стал бы успешным футбольным тренером, не находись все время рядом с ним его терпеливая супруга Матильда…
Внук олигарха
Что бы там ни говорил сегодня Моуринью о божественном провидении, пославшем ему "лучшую на свете жену", но супругу ему выбрал еще дед – Зе Мария Леду. Именно ему, владельцу рыболовной флотилии и сети заводов рыбных консервов, пришла в голову мысль обручить старшего внука Жозе с внучкой владельца сети супермаркетов Матильдой Коутинью. То, что на момент "помолвки" молодому было всего восемь, а молодой и того меньше - шесть, не смутило дона Зе Марию, мечтавшего сделать из маленького Жозе самого богатого человека Португалии.
Вообще дед Моуринью заслуживает отдельного разговора, хотя бы потому, что любое упоминание о нем мгновенно выводит нового наставника "Реала" из себя. Дедушка был не просто олигархом, а еще и лучшим другом диктатора Салазара. В своем Сетубале он делал все, что хотел: убивал, похищал, пытал противников диктатуры, благодаря чему снискал всеобщую ненависть. Пожалуй, единственным достоинством тирана была страстная любовь к футболу. Дошло до того, что в начале 1962 года олигарх разрешил старшей дочери Марии Жулии выйти замуж за безродного, но отлично защищавшего ворота местной "Витории" Феликса Моуринью. Уже в январе следующего года на свет появился сын четы, получивший имя Жозе Зе Мария Феликс Сантуш Леду Моуринью. Первые 10 лет он прожил, как любимый всеми наследный принц. Учился дома, из огромного поместья выезжал только в бронированном лимузине, раз в месяц на самолете деда летал поразвлечься во флоридский Диснейленд. Впрочем, на стадионе Жозе бывал куда чаще! Начиная с четырехлетнего возраста дед стал брать внука в свою ложу и незаметно пристрастил к футболу, как говорится, на всю оставшуюся жизнь.
Сеньору Зе Мария повезло — он умер за полгода до краха фашистского режима, так что отдуваться за него пришлось родственникам. 26 апреля 1974 года - на следующий день после "революции гвоздик" - жаждущая мести толпа сетубальцев разгромила виллу олигарха, вынудив членов клана Леду бежать из страны. Рассудив, что он сам и его сын к преступлениям олигарха непричастны, Феликс Моуринью решил остаться на родине. На всякий случай отец подстраховался, убрав из пышного имени сына упоминание о Зе Марии и Леду. Смутное послереволюционное время отец с сыном пережили в столице, где Моуринью стал тренировать вратарей в местном "Белененсеше" с зарплатой, эквивалентной 300 долларам в неделю, а Жозе, словно простому смертному, пришлось пойти учиться в обычную школу. Представляете, какой для него был шок!
...и дочь нефтяного босса
Детство будущей сеньоры Моуринью было столь же безоблачным, как и у мужа. Ее отец Клаудио Коутинью был управляющим крупнейшей в португальской колонии Анголы нефтяной компании, и его семья жила в настоящем дворце в пригороде Луанды. Матильду воспитывали, как принцессу, в окружении многочисленных нянек и служанок. Но все закончилось осенью 1975 года, когда в бывшей португальской колонии вспыхнула гражданская война и в страну нагрянула целая армия кубинцев. Их начальнику так понравился дворец Коутинью, что он приказал выставить владельцев на улицу. Пришлось семейству возвращаться на родину. К их счастью, дед Матильды – владелец супермаркетов - политикой не занимался и сохранил все свое имущество. Так что по возвращении в Сетубал жизнь совсем еще юной Матильды практически не изменилась. Дед Матильды не только приютил у себя нищих родственников, но и помог вернуться в Сетубал Моуринью. Феликс по его протекции получил место второго тренера "Витории".
Именно в это время – а шел 1977 год – и состоялось знакомство наших героев – 14-летнего Жозе и 12–летней Матильды. Как это часто бывает в детстве, поначалу они друг другу не понравились. Матильда сочла парня наглым и самодовольным, а Жозе нашел ее тупой страхолюдиной. Насчет последнего Моуринью-младший был недалек от истины. Ни тогда, ни сейчас его избранница явно не блистала красотой.
Подарок от любимого дедушки
Моуринью поселились рядом с виллой Коутинью. Матильде и Жозе волей-неволей приходилось общаться. Постепенно между тинейджерами возникло нечто вроде дружбы. Жозе помогал Матильде (точнее, Тами, как ее уже тогда все называли) с изучением иностранных языков, а она позволяла мальчику смотреть футбольные матчи по огромному телевизору в ее комнате. Наступивший пубертатный период лишь усилил их дружбу. Понимая, что у нее нет никаких шансов влюбить в себя красавчика Жозе, некрасивая Тами стала главной советчицей и помощницей в любовных делах. Она подыскивала для любвеобильного дружка самых красивых девочек в школе и округе, разведывала их привычки и пристрастия. Правда, по воспоминаниям очевидцев, все эти усилия обычно были впустую. Ведь временем и местом для свидания юный Моуринью обычно выбирал футбольный матч на местном стадионе, и на протяжении двух часов говорил только о тактических схемах и игроках, постоянно повторяя: "На его месте я бы сделал лучше!" После матча Жозе вел новую знакомую в дешевое бистро по соседству со стадионом, где у него была 20-процентная скидка на гамбургеры. Неудивительно, что больше одного такого свидания мало кто из девушек мог выдержать. Бедной Тами после каждого такого фиаско приходилось утешать Жозе – мол, ты самый красивый, самый умный, и вообще ни одна из этих дур недостойна тебя!
Расстояние и время не смогли помешать их дружбе. Находясь на учебе в Эдинбурге, Моуринью раз в три дня звонил подруге, чтобы пожаловаться на фригидность шотландок. Возвращаясь домой, он всегда привозил ей в подарок… бутылки шотландского молта, к которому португальца пристрастил его учитель Бобби Робсон. Неизвестно, как долго продолжались бы эти странные отношения, если бы осенью 1987 года Моуринью не узнал от адвоката, что в день своего грядущего 25-летия он сможет получить деньги, завещанные ему дедом, - более миллиона долларов при условии, что он женится на Матильде Коутинью. Недолго думая, Жозе пришел к Тами и предложил заключить фиктивный брак, пообещав ей 20 процентов от траста. Но наперсница быстро остудила его, сказав, что это попахивает жульничеством и грозит тюрьмой. Выпив тройную порцию молта для храбрости, Тами тем же вечером призналась Жозе в своей любви, чем сильно смутила парня, который и не подозревал о ее чувствах. Последующие два месяца Моуринью мучительно размышлял, что лучше: остаться бедным, но свободным или получить миллион и некрасивую жену в придачу. В конце концов он выбрал второй вариант и в январе 1988 года - за три дня до истечения срока – они узаконили свои отношения в местной мэрии. А через год по требованию адвокатов сочетались и церковным браком.
Знакомьтесь, это моя госпожа!
Как и следовало ожидать, из Тами получилась идеальная супруга. Она никогда и ни в чем не перечила мужу, всегда радостно встречала его вне зависимости от времени прихода. За годы дружбы девушка столь хорошо изучила характер любимого, что мгновенно угадывала его настроение. Если он приходил с работы раздраженным, жена делала ему массаж головы и ног, если у Моуринью было веселое настроение, то встречала его бокалом виски с двумя кубиками льда. Жена даже научилась готовить любимые Жозе с раннего детства блюда - тушенную с острым перцем треску и рисовый пудинг. И, главное, она стала прекрасно разбираться в футболе и помогать мужу в составлении досье на соперников. В ту пору работодатели Жозе использовали его только как добытчика нужной информации из иностранной прессы. Казалось бы, на такую жену любой муж должен молиться. Но вместо этого Жозе начал изменять уже в первый год совместной жизни.
Поскольку почти все свое время Жозе проводил на стадионе или базе, то и адюльтеры совершал на рабочем месте. Стоило в клубе появиться какой-нибудь симпатичной секретарше, поварихе или билетерше в клубном музее, как тут же рядом с ней возникал красавчик Жозе. Своих похождений тренер ни от кого не скрывал, за что и был вскоре вознагражден своим первым в карьере прозвищем mulherengo – бабник.
В 1994 году в карьере Моуринью происходит долгожданный прорыв: его учитель – английский тренер Бобби Робсон, возглавивший клуб "Порту", приглашает Жозе в качестве первого ассистента. Ныне покойный сэр Бобби был большим весельчаком и жизнелюбом. Поэтому помимо рабочих обязанностей Моуринью приходилось быть его собутыльником и сводником, находившим для коуча подруг на ночь. Зато, когда англичанин напивался и был совершенно без памяти после бурной ночи, Моуринью получил возможность лично тренировать команду.
Все эти годы Тами отчаянно пыталась забеременеть, резонно полагая, что только ребенок сможет удержать ветреного мужа. В конце концов на восьмой год супружеской жизни ей это удалось, и на свет появилась симпатичная девочка, которую назвали в честь ее матери – Матильдой-младшей. Рождение дочери повлияло на привычки Жозе, но не так, как думала Тами. Он завязал с многочисленными любовницами и обзавелся… одной постоянной.
С очаровательной блондинкой Эльзой Соузой – продавщицей родом из Бразилии - Жозе познакомился в супермаркете маленького городка Лейрия, чью команду он тогда тренировал. Когда на следующий год его пригласили на работу в "Порту", именно Эльзу Моуринью взял с собой. И не только взял, но и поселился вместе в выделенном ему доме. Более того, он даже представил любовницу в качестве своей супруги руководству и игрокам "Порту". Так и сказал им: "Знакомьтесь, это моя госпожа!" Для жены он сочинил историю об очень расторопной ассистентке, без помощи которой ему ничего не удалось бы сделать. Тами поверила - или сделала вид, что поверила.
Идеальный муж
Тут следует напомнить, что Моуринью – ревностный католик. Для таких, как он, заключенный в церкви брак священен, поэтому он никогда не разведется с Тами. Да и сама жена за 22 года их брака только раз вспылила, когда история с Эльзой появилась на страницах "Сан". Тогда она выгнала супруга из их дома в Сетубале и даже начала подготовку к разводу. Правда, через несколько недель остыла и вновь впустила Жозе в дом и свою спальню. Но для достижения семейного спокойствия Моуринью пришлось отказаться от "верной боевой подруги" (так он называл Эльзу Соузу). Это было не самое мудрое решение, потому что брошенная любовница уже написала мемуары, которые должны появиться на прилавках в начале следующего года. А пока Жозе утоляет свое либидо тем, что под руку попадется. Если верить итальянским таблоидам, за два года работы в Милане португалец успел "подружиться" с двумя секретаршами и даже уборщицей из Венгрии. Самое удивительное, что всю эту троицу Жозе забрал с собой, сочтя, что в Мадриде явный дефицит на красивых женщин. А что же Тами? Она, похоже, окончательно смирилась с изменами. Ведь куда бы Жозе ни бегал, возвращается все время в свою семью - к ней и детям.
Йожеф САСИ