Итоги Кубка Африки-2013 мы подвели с российским тренером-африканистом Виктором Бондаренко, который посещал в ЮАР матчи завершившегося вчера турнира.
- Доволен, что победила Нигерия, одна из тех команд, на которые я делал ставку. Она единственная постоянно привлекала командной скоростью, пусть и не избежала сбоя в конце группового турнира. У нигерийцев в игре была изюминка: футболисты в команде собраны современные, не обязательно атлеты, но хорошо сложенные, бегут, открываются за спину защитников. Два других моих фаворита – Гана и ЮАР выбыли из борьбы, проиграв по пенальти, а Кот-д'Ивуар, общепризнанный фаворит, вообще не оправдал никаких надежд.
В целом же турнир получился сумасбродным и принес разочарование. Смотреть его было скучно. Борьба, борьба, борьба... Может, сказалось, что чемпионат получился, по сути, внеплановым, что был нарушен обычный для Африки двухлетний цикл? Налицо тенденция: недавние слабаки подтягиваются, а команды высокого класса снижают свой уровень.
- Другими словами, происходит всеобщее усреднение. Но при таком развитии дел Африке в ближайшем будущем не выдвинуть из своих рядов чемпиона мира, хотя Пеле когда-то предрекал, что это произойдет еще до 2000 года.
- Абсолютно верно. А ведь еще несколько лет назад казалось, что африканцы подтянутся к мировому уровню.
- При усреднении качества то Кубок Африки выигрывает непонятная Замбия, то в финале играет Буркина-Фасо.
- Замбии в прошлом году везло, но на этот раз она не смогла подтвердить свою состоятельность.
- В случае буркинийцев успех связывать с удачей вообще-то не приходится. В полуфинале с Ганой их, наоборот, засуживали. Команда взяла скорее характером.
- Но ей повезло в другом. Сборная Буркина-Фасо пять матчей до финала провела в Нелспрейте. У этой команды прозвище "Жеребцы", и поле там, как нарочно, было как раз для "жеребцов". Показывать на нем быстрый комбинационный футбол было невозможно. А атлетически буркинийцы подготовлены хорошо. То в дополнительное время выиграли, то по пенальти.
- Не сказал бы, что в атлетизме они превосходили других.
- Но и не уступали никому.
- Итак, в целом триумф серости?
- Да. Я ожидал открытий - и не дождался. Питруапа частично оправдал надежды, но это достаточно известная фигура. К тому же считаю, что он все-таки нестабилен и допускает многовато потерь. Правда, приносимая им польза перевешивает. Словом, светлое пятно. Вот его и признали лучшим. Хотя, на мой взгляд, с натяжкой.
- А у меня повод для удовлетворения - правильно назвал кандидата на это звание.
- В пользу Питруапа говорила статистика: два забитых гола, три результативных передачи. Эменике, если бы сыграл в финале, может быть, и дополнил бы титул лучшего бомбардира званием сильнейшего игрока турнира. В символическую сборную, что отрадно, представитель российского чемпионата все-таки включен.
- На звание лучшего вполне мог бы, по-моему, претендовать еще нигериец Оби Микел, который направлял действия партнеров.
- Лично я голосовал бы именно за него. Выше по классу на турнире никого не было.
- Почему, на ваш взгляд, провалила концовку Гана?
- Это одна из самых скоростных команд среди участников Кубка Африки. На другом поле, убежден, ганцы обыграли бы Буркина-Фасо, но в Нелспрейте они потеряли, наверное, четверть своего потенциала.
- Вам не кажется, что у сборной Ганы недостаточно интересное нападение?
- Остроты ей и вправду не хватало. Ставка делалась на одного Гьяна, которого, между прочим, включили вместе с Эменике в символическую сборную.
- По-моему, за былые заслуги.
- В первых матчах он показал себя, но в решающие моменты, когда надо было проявиться лидеру, голы у Гьяна не получились.
- Кот-д'Ивуар подвела чрезмерная академичность?
- С таким составом не выдать эмоций! Это спекуляция именами. Лично я теперь перехожу к просмотру чемпионата ЮАР. В нем как раз лидеры встречаются. Думаю, будет интереснее, чем на Кубке Африки.
- Слишком уж осторожно действовали команды?
- Очень! Никто не раскрывался. Главное – не пропустить, а впереди как получится.
- Согласитесь, что у Нигерии все-таки наблюдался разумный баланс между обороной и атакой.
- Это так. Но все остальные по восемь-девять человек сзади держали и рассчитывали на контратаку да пенальти.