Главы ФИФА и УЕФА разошлись во взглядах на ряд ключевых вопросов развития мирового футбола.
"Внедрение в Лиге чемпионов и Лиге Европы технических средств, определяющих пересечение мячом линии ворот, обошлось бы УЕФА в 54 миллиона евро на протяжении пяти лет. Мы предпочитаем вкладывать эти деньги в развитие футбола", – заявил президент УЕФА Мишель Платини.
Отвечая через газету L’Equipe на критику со стороны Зеппа Блаттера (швейцарец обвинил француза в ретроградстве), француз попутно высказался за введение в ФИФА возрастного ценза, а также ограничений по количеству президентских мандатов, недвусмысленно намекнув, что 77-летнему главе мирового футбола пора на заслуженных отдых.
– Предпочитаю быть в одиночестве, но сохранять верность убеждениям, а не плыть по течению ради роста своей популярности, – сказал Платини. – Несколько лет назад я предложил запретить вратарю брать мяч в руки при пасе назад и был поначалу единственным сторонником этой идеи. Некоторые считали, что она искажает игру. Я был один, когда предложил наказывать красной карточкой за фол "последней надежды". Тогда тоже нашлось много скептиков. В конце концов, выяснилось, что эти идеи послужили реформированию судейства и способствовали прогрессу футбола.
– В то же время технология для определения взятия ворот вызывает у меня вопросы. Прежде всего, возникает закономерное опасение, что процесс ее внедрения будет долгим и что в результате футболу может быть нанесен вред. Система дорогостоящая, и существует угроза, что ФИФА, будучи гарантом единых правил, введет двухскоростной футбол. Нельзя, с одной стороны, проповедовать футбол для всех, а с другой - развивать систему, которую смогут позволить себе только ведущие европейские чемпионаты. Налицо несоответствие теории и практики. Посему я остаюсь верным философии, которую мы вместе с Зеппом провозглашали в 1998 году: "Футбол для всех, все для футбола!"
В 1998 году Блаттер был впервые избран президентом ФИФА, победив на выборах Леннарта Юханссона. В 2011 году он пошел на свой четвертый президентский срок.
Как заявил на днях швейцарец, Платини – единственное препятствие на пути введения в футболе передовых технологий. "Федерации, лиги, арбитры, игроки – все "за", – заметил президент ФИФА. – Судьи, безусловно, хотели бы получать помощь, потому что голы-привидения – это ошибки, которые преследуют их всю жизнь. Платини же руководят личные амбиции. Но ситуация изменится. Испытания прошли успешно, и через три месяца на Кубке конфедераций мы вновь убедимся, что технический прогресс способен служить футболу".
Платини, однако, отстаивает использование в матчах пяти арбитров: "Двое дополнительных судей, находящихся на стратегических позициях, призваны помогать главному арбитру в оценке всех событий в штрафной площади, в то время как технология на линии ворот позволит только узнать, состоялось ли их взятие".
Защищая формулу проведения европейского чемпионата во многих странах, Платини подчеркнул, что она как нельзя лучше отвечает сути турнира и что за эту формулу проголосовали 52 из 53 национальных федераций. Исключение – Турция. "Нападая на Euro-2020, думают, возможно, что целятся в президента УЕФА, но в действительности под обстрел попадают 52 из 53 европейских федераций", – заявил Платини.
При этом он не преминул напомнить, что члены УЕФА поддерживали в массовом порядке инициативы ФИФА.
– Европейские федерации единогласно поддерживают более трех четвертей предложений по реформированию ФИФА, – заметил француз. – Более того, они стояли у истоков этих реформ. Обвинять их в консерватизме смешно. Они выступают за то, чтобы люди, уличенные в коррупции, не имели права выставлять свои кандидатуры на выборах в ФИФА, хотят более строгого контроля и большей прозрачности в финансовых вопросах. Посмотрим, будут ли включены в повестку дня майского конгресса ФИФА на Маврикии предложения, касающиеся проверки честности кандидатов, ограничений по возрасту для всех и по числу сроков для президента.
А вот это уже удар "под дых" другу Блаттеру, который на прошлой неделе дал понять, что его нынешний мандат, срок действия которого истекает в 2015 году, может оказаться не последним. В интервью немецкому изданию Kicker швейцарец, которому 10 марта исполнилось 77 лет, заявил, что введение возрастного потолка или ограничение количества сроков, на которые может избираться президент, "не столь важно". Главное – провести реформы ФИФА. Речь идет о передаче части полномочий исполкома конгрессу, который, например, должен в будущем определять страны-хозяйки мировых первенств.