СВОЯ КОЛОНКА
Сергей БУТОВ
Побывал на днях на футболе в Канзас-Сити. Смотрел ответный полуфинальный матч плей-офф восточной конференции Major League Soccer (MLS): "Спортинг Канзас-Сити" против "Нью-Ингланд Революшн". Вывеска? Безусловно.
На первую в своей жизни игру американской футбольной лиги летел с полуироничной улыбкой на губах, а улетал потрясенным до глубины души.
По ходу самого матча случилось мало чего примечательного. В соккер ребята в Америке играют преимущественно сердцем: много эмоций, есть место бестолковой беготне, зато налицо серьезный дефицит точных передач и тактический паралич у игроков. Хотя, говорят, это такой эффект плей-офф, а в регулярном чемпионате команды MLS выдают вполне себе смотрибельную игру, на уровне второй восьмерки нашей РФПЛ, а местами и выше.
Зато все, что сопровождало игру, поразило бы любого русского путешественника, знакомого с организационными реалиями отечественных футбольных праздников.
Канзас не Флорида, мягко говоря. Здесь уже в начале ноября царит довольно вялый плюс, который к концу некстати случившегося овертайма (закончился он где-то в районе 11 часов вечера) трансформировался в жестокий ноль по Цельсию. Стадион "Спортинг Парк" расположен у канзасского черта на куличках, общественный транспорт туда не ходит, такси из центра города стоит 40 долларов в один конец. Несмотря на это, за полчаса до матча фанатские, прости господи, сектора были почти битком. Смотреть соккер, о существовании которого широкая публика в США узнала меньше двадцати лет назад (прямо во время чемпионата мира 1994 года), собралась полная арена - 18 тысяч зрителей. Билеты? Недешевые, есть такое дело. На центральные трибуны можно было попасть за 100 долларов, на фанатские раза в два дешевле, но никак не меньше, чем за полторы тысячи в переводе на рубли.
Арена потрясающе уютная, крытая, чисто футбольная. Построена в 2011-м за 17 месяцев и 200 миллионов долларов. Не тот размах? Согласен. Лопухи, можно строить дольше и дороже.
Трибуны и поле как бы "утоплены" в колодце, а на уровне улицы магазины и островки малого ресторанного бизнеса, который у нас принято называть точками питания. Хорошие такие точки, вкусные. И для местной экономики выгодные. Если каждый зритель съест за вечер хотя бы по хот-догу, это уже 100 тысяч долларов. А кушать на футболе в Канзас-Сити принято много, потому что на матчи здесь ходят не в балаклаве, не в гриндерах с залитыми в носок ботинка свинцом и файером в нижнем белье, а целыми семьями. И накормить как следует детей каждый считает своим родительском долгом.
Запрещать продавать пиво здесь, само собой, никто не думал. Оно тут течет рекой - сортов двадцать, никак не меньше, а есть еще напитки и покрепче. От пива логично перейти к анализу ситуации с туалетами, и анализ этот в высшей степени положителен. Туалетов - теплых, чистых - по периметру никак не меньше полутора десятков. Каждый с двумя дверьми для того, чтобы - вы сейчас будете смеяться - не мешать одним заходить внутрь, а другим выходить наружу, не создавая тем самым очередей на ровном месте.
Прощупав покупательную способность населения, организаторы из MLS, по логике вещей, должны что-либо предложить взамен. И тогда они приглашают зрителя занять свое место на трибуне.
Удобные и очень чистые сиденья. Увеличенное пространство между рядами для того, чтобы ваш сосед, проходя мимо со стаканом попкорна, не зацепил вас коленями и вам не пришлось бы потом выковыривать содержимое стакана из нагрудного кармана своего пиджака. Роскошный, до мурашек, разогрев с помощью видеоряда на двух электронных табло с HD-изображением и ядреным музыкальным сопровождением. Пиротехническое шоу, в котором бьют фейерверки, но не с трибун, а из вывезенных на поле станций.
Так, что еще? Ну, интерактивное представление игроков хозяев. Национальный гимн вживую. Стоячая овация стадиона в честь вышедшей в центр поля семьи солдата из Канзаса, отметившего в тот день в Афганистане 15-летний юбилей военной службы. Объявление о том, что часть выручки от продажи билетов пойдет в пользу местного центра по борьбе с раковыми заболеваниями.
А потом собственно футбол - довольно неуклюжий, зато искренний, - в исполнении игроков, получающих в 200-300 раз меньше, чем получали в России Роберто Карлос и Самюэль Это’О. Впрочем, где сейчас тот Карлос? Где Это’О? И почему эти канзасские ребята играют в свой простодушный футбол на битком забитом стадионе, где никто никого не поливает из пожарных шлангов?
Странно все это как-то. И подозрительно.
Канзас-Сити - Нью-Йорк