Чемпион мира-94, помощник главного тренера сборной Бразилии Дунги дал интервью официальному сайту ФИФА
– Вы будете работать со сборной всего несколько дней (Мауру Силва назначен на должность временного ассистента на период двух товарищеских матчей в начале сентября. – Прим. "СЭ"). Верно ли предположить, что ваша задача – создать нужную атмосферу в команде?
– Да. Я приступлю к работе только в тот день, когда мы прилетим в США. Важно отношение ребят к тренировочному процессу. За это я и буду отвечать. Что мне нравится в Дунге и Жилмаре (Риналди – технический директор бразильской сборной. – Прим. "СЭ") так это то, что они всегда открыты для предложений. Надеюсь, внести свой вклад в общее дело. По характеру я перфекционист. Я добился многого со скромным "Брагантину". А в бытность игроком я кое-что сделал для "Депортиво".
– Чему вы, кстати, научились, играя в маленькой команде из Ла-Коруньи?
– Преодолевать препятствия. Понимать, что команда важнее отдельных звезд. Трезво оценивать свои силы. В армии говорят, что пессимизм равносилен измене. То же самое относится и к футболу. С "Депортиво" я выиграл чемпионат Испании, два Кубка страны и один Суперкубок, доходил до полуфинала Лиги чемпионов.
– Есть опасение, что современная бразильская сборная недолог час окажется под тем же прессом, что и чемпионская команда 1994 года, в которой вы играли – 24 года без побед.
– Первое, что я хочу сказать: нет человека, который лучше бы справлялся с напастями, чем Дунга. В 1990 году на него вылилось столько критики, но он вернулся, чтобы четыре года спустя поднять надо головой Кубок мира. Дунга – идеальный вариант. Поражение от Германии со счетом 1:7 – сокрушительное. Нет сомнений, что тот матч стал определенным рубежом в истории сборной. Давление присутствует. С другой стороны, мы же двадцать лет назад смогли прервать черную полосу. Вы не представляете, через что прошлось пройти. Вспоминаю матч на "Морумби", когда нас освистывали все 90 минут, хотя мы выиграли 2:0. Давление – это хорошо. Оно вдохновляет.
– Вам не кажется странным, что лишь единицы из той чемпионской команды стали тренерами?
– Я не лучший адресат для такого вопроса, потому как восхищаюсь каждым игроком из того состава. У нас была прекрасно организованная сборная с очень сильным нападением: Ромарио, Бебето. А такие люди, как Роналдо и Виола сидели в запасе. Мы выстроили тактику от обороны, сознательно играли на результат. Но можно ли нас в этом упрекнуть, учитывая, сколько до этого Бразилия не выигрывала чемпионат мира?
– Что происходит с бразильским футболом? В нем стало меньше талантов?
– Нет. Проблема очевидна: у нас слабый чемпионат. Я уехал в Европу, когда мне было 24 года, а сейчас игроки норовят покинуть страну, когда им 19. Нужно создать сильную лигу по примеру НБА. Мне кажется, это реально.
– Значит, причина провала на домашнем чемпионате мира – не уровень мастерства футболистов?
– Нет. Дело в психологии. Играть дома – невероятно тяжело. Двадцать лет назад в США мы включали телевизор и не было такого, что все 24 часа речь шла о футболе. Можно отключиться. В Бразилии этим летом так сделать было нельзя. Развлекательная программа, реклама – везде чемпионат мира. Для Бразилии – это нормально. В бытность игроком я всегда поражался атмосфере в стране во время отборочных матчей к чемпионату мира. Однажды я прилетел в Рио, сел в такси и водитель ругался на сборную почем зря. Надо помнить, что ни Германия, ни Италия не выигрывали чемпионат мира, играя дома.
– С точки зрения тактики последний чемпионат мира чем-то удивил?
– Сборные хорошо знали друг друга. Видно, что проводилась серьезная подготовка, чтобы выключить соперника из игры. Потому недостатка в тактических новинках не было.