Франк де Бур: "Промес и Депай - будущее сборной Голландии"

Telegram Дзен

44-летний главный тренер "Аякса", четырежды подряд выигравший чемпионат Голландии и считающийся одним из самых перспективных тренеров Европы, дал эксклюзивное интервью спецкору "СЭ"

Игорь РАБИНЕР
из Амстердама

...Это был типично голландский футбол, беззаботно-радостный, цветастый – такой же, как фасад "Амстердам Арены". 90 минут игрового веселья выдали обе стороны – и явный фаворит "Аякс", и середнячок с аутсайдерским уклоном "Утрехт".

Первый выиграл, конечно, – 3:1. Только вот это "конечно" становится куда менее очевидным, если привести всего одну циферку – 8. Столько игроков было в этот день на поле у "Аякса" в возрасте до 22 лет включительно.

Один из них, 21-летний блондин Дэви Классен (чья фамилия полностью соответствует впечатлению от его игры – так что запомните), забил и отдал. Другой, 19-летний брюнет Анвар Эль-Гази, вышел на замену, первым касанием убрал на замахе защитника, вторым проткнул себе мяч на ход, а третьим с левой пробил впритирку со штангой. Остальные тоже фрагменты выдавали – закачаешься.

Представьте: во всей РФПЛ футболистов этого возраста играет меньше, чем за один "Аякс"!

Главный тренер всех этих парней, знаменитый в прошлом защитник "Аякса" и "Барсы" Франк де Бур, когда-то первым во всей Голландии перешедший рубеж в 100 матчей за сборную, из года в год лепит новые таланты. Одни вроде Дейли Блинда дозревают и уходят в "Манчестеры". И тогда де Бур, не ропща, берется за других. Но при этом ухитряется вновь и вновь выигрывать чемпионат Голландии.

Встреча с де Буром стала реальностью благодаря cтажировке студентов бизнес-школы RMA в ведущих клубах Германии и Голландии. Спецкор "СЭ" эту группу сопровождает, и очередным пунктом нашего следования как раз и стал "Аякс".

Спасибо пресс-службе амстердамского клуба, которая сделала все возможное и невозможное для проведения этого интервью. Во время которого я лишний раз убедился в возникшей некоторое время назад мысли, что по футбольной философии тому же "Спартаку", если уж искать в Европе, трудно было бы найти тренера ближе.

СО МНОЙ ВЕЛ ПЕРЕГОВОРЫ "ТОТТЕНХЭМ". НО НЕ "БАРСА" И НЕ "СПАРТАК"

– Голландские тренеры многое сделали для российского футбола – Гус Хиддинк в сборной России, Дик Адвокат в "Зените". Их менталитет как-то здорово лег на нашу почву. Можете ли представить, что однажды примете предложение российского клуба или сборной?

– Насчет сборной ничего сказать не могу. А вот что касается российских клубов – то, наверное, в будущем это возможно. Считаю, что в России всегда было и есть много талантливых игроков. Кроме того, есть деньги для того, чтобы покупать хороших футболистов.

Но если быть до конца откровенным, на сегодня Россия не является для меня первым выбором. К тому же пока я сфокусирован на "Аяксе", с которым у меня заключен контракт до лета 2017 года. А что произойдет после этого – посмотрим.

– Был ли к вам какой-то интерес из России? Некоторое время назад ходили слухи насчет "Спартака" – правда, достаточно расплывчатые.

– Нет, я ни разу не общался на эту тему ни с одним представителем российских клубов. Рад работать с "Аяксом", у нас собралась группа очень талантливых футболистов, которая способна расти каждый год, и всё быстрее. Остается надеяться, что в следующем году 95 процентов нашего сегодняшнего состава останется в команде.


Фото - REUTERS

– Правда ли, что летом вам делали предложение заменить Тато Мартино во главе еще одного из ваших бывших клубов – "Барселоны"? Читал ваше высказывание: мол, нынешней "Барсе" нужен не тренер, как вы, а менеджер...

– Нет-нет. Единственным клубом, с которым я общался прошедшим летом, был "Тоттенхэм". Мне там сказали: Почеттино – один из главных фаворитов, но тебя мы тоже рассматриваем как кандидата. В конце концов "шпоры" остановились на Почеттино, я их выбор уважаю, и от разговоров с ними у меня остались только хорошие впечатления. "Барселона" же и остальные со мной никаких переговоров не вели.

– А повезти сборную Голландии на ЧМ-2018 в Россию – такой мечты у вас нет?

– О сборной вообще не мечтаю. Может, когда постарею и поседею, такое желание и появится, но не сейчас. Пока думаю только о клубной работе. И очень хочу со стороны посмотреть великолепный турнир, который, надеюсь, пройдет в России.

БРАТ НЕ ИМЕЛ В ВИДУ, ЧТО ГУС ПЛОХ

– Два продукта академии "Аякса", Квинси Промес и Александер Бюттнер, играют нынче в России – за "Спартак" и "Динамо" соответственно. Каким вам представляется будущее этих футболистов – в частности, в сборной Голландии?

– Насчет Бюттнера сказать не могу, давно не видел – хотя по-прежнему считаю его хорошим футболистом. А вот картина будущего для Промеса в моих глазах выглядит радужно. Он был многообещающим футболистом, когда играл за "Твенте". Квинси многофункционален, способен играть и в полузащите, и вингером, обладает дриблингом, скоростью, способностью забивать. В "Спартаке" он выходит на поле постоянно?

– Да, и уже стал одним из лидеров атак команды.

– Это важно для него, потому что в противном случае получилось бы, что он сделал неправильный выбор. Если так, то считаю: в течение года-двух Промес будет готов сделать следующий шаг вперед. Он уже качественный игрок, и мне кажется, что наряду с Мемфисом Депаем на левом фланге Квинси может стать весьма важным игроком для голландской сборной.


Будущее сборной Голландии: нападающий "Спартака" Квинси ПРОМЕС (слева)
 и форвард ПСВ Мемфис ДЕПАЙ. Фото - veooz.com

– Сейчас сборную возглавляет Хиддинк. Осень у команды выдалась невеселой – взять хотя бы поражения в Чехии и Исландии. Согласны ли со своим братом Роналдом, заявившим, что время Гуса ушло, или согласны с решением Королевского футбольного союза Нидерландов сохранить его во главе команды?

– Конечно, Хиддинк достаточно стар – все мы прекрасно это знаем. Но если Гус все еще остается сильным менеджером, то вместе со штабом помощников (кстати говоря, хорошо подобранным) – Данни Блиндом и Рудом ван Нистелроем – должен сесть и понять причины того, что произошло. Насколько я вижу, именно это и происходит. Думаю, Гус по-прежнему может быть классным тренером.

Мой брат имел в виду другое. Он сказал: если у вас сегодня есть выбор между Куманом и Хиддинком, не сомневаюсь, кого следовало бы предпочесть. Так что Роналд не понял выбора, который был сделан.

ПО ЖЕСТКОСТИ Я ПОСЕРЕДИНЕ МЕЖДУ ВАН ГАЛОМ И ХИДДИНКОМ

– Каковы ваши воспоминания как игрока о работе с Хиддинком? Вы взяли у него что-то как тренер? И вообще – кто из специалистов оказал на вас наибольшее влияние?

– Конечно, Луи ван Гал. Но повлиял и Гус. Он абсолютно иной тип тренера, чем ван Гал. Хиддинк был в большей степени менеджером, а Луи – именно тренером. К примеру, Хиддинк предоставлял нам гораздо большую степень ответственности за то, что мы делаем на поле.

Но так можно поступать только в случаях, когда ты имеешь дело с опытной, сложившейся командой, с теми, кто способен эту ответственность на себя взять. Допустим, на чемпионате мира-1998, где мы дошли до полуфинала и проиграли там по пенальти бразильцам, у него как раз была команда, где все знали, что им нужно делать. Хиддинк нам в плане игровых действий почти ничего не говорил, не разжевывал. И не нужно было! Мне было 28, и большинству из нас было от 25 до 28. Опыта было море.


Май 1998 года. Ньон. Тренировка сборной Голландии. Защитник Франк ДЕ БУР под руководством Гуса ХИДДИНКА готовится к финальному турниру чемпионата мира. Фото - REUTERS

У Луи же часто играют молодые игроки – так было и в нашем "Аяксе", и в сборной на чемпионате мира-2014. Эти ребята не так четко всё понимают, их нужно плотно держать в руках – что он и делает. А после чемпионата мира команда, привыкшая к его манере управления, оказалась в совсем другой системе координат...

Я постарался взять определенные и очень хорошие вещи у Гуса, а другие – у Луи. У меня в команде множество совсем молодых игроков, и мне приходится порой быть жестким. Они считают себя профессионалами, но таковыми пока не являются. И нужно иногда находить пути, чтобы доходчиво объяснять им: "Хей, это неправильный путь для того, чтобы стать профессиональным футболистом".

– Хиддинк – известный мастер подготовки к финальным турнирам, которые ему удавались с Голландией, Кореей, Австралией, Россией. Нидерланды по-прежнему могут рассчитывать на это его умение?

– Конечно. Мы отлично знаем, какими качествами Гус обладает. И лично я по-прежнему считаю, что для сборной Голландии был сделан хороший выбор.

– Сильно ли ваш подход отличается от того, как работают представители старшего поколения голландских специалистов – тех же ван Гала, Хиддинка, Адвоката?

– Поэтому и говорю, что многому научился и у ван Гала, и у Хиддинка. Я где-то посередине между ними. Расслабленнее, чем Луи, но жестче, чем Гус. Такова моя индивидуальность. А самая важная вещь в тренерском деле – учиться у всех, с кем сталкиваешься на своем пути, брать на вооружение то, что считаешь хорошим и полезным, но при этом оставаться самим собой.

ЦЕНЮ ТО, ЧТО БУЛЫКИН СДЕЛАЛ ДЛЯ "АЯКСА"

– Вы дважды играли против "Спартака" в Москве – в 1998-м как игрок, в 2011-м как главный тренер "Аякса". Что вспоминается?

– Холод в 98-м. Ужасное поле (в Петровском парке. – Прим. "СЭ"). Если не ошибаюсь, мы проиграли тогда – 0:1. А в 2011-м мой "Аякс" играл со "Спартаком" на искусственном поле, но я не собираюсь искать в этом оправдание. Мы не были достаточно подготовлены, соперник оказался значительно сильнее и одержал заслуженную победу (3:0. – Прим. "СЭ"). "Спартак" и в одни, и в другие времена отличался тем, что играл в техничный футбол.

И, по-моему, это вообще отличительная черта российского футбола. На первом месте у вас идет техника и лишь потом "физика". В этом плане вы мыслите так же, как голландцы.

– Мыслили – особенно если говорить применительно к сборной. Не удивились, увидев совсем иную нашу команду на ЧМ-2014 в Бразилии?

– Удивился. Мне казалось, что у россиян есть, во-первых, необходимые качества, а во-вторых, философия, чтобы играть в привлекательный футбол, играть с идеей, которая свойственна и нам.

Да, Голландия на этом чемпионате не применяла свою традиционную – в том числе и мою – систему (4-3-3. – Прим. "СЭ"). Но творческая идея у нее все равно была. А вот у России я ее не увидел. Команда у вас была, но этого недостаточно.


2011 год. Дмитрий БУЛЫКИН. Фото - AFP

– У вас в "Аяксе" несколько лет назад играл один из бывших игроков российской сборной – Дмитрий Булыкин...

– И роль его была весьма важной.

– Он забивал в каждом втором матче. Почему же после сезона в клубе приняли решение не продлевать с ним контракта?

– Во-первых, речь шла о больших для нас деньгах. Во-вторых, о нашей игровой философии. Булыкин хотел быть ударным, первым нападающим. Но для меня, для моего понимания игры он им являться не мог. Я видел его человеком, который будет усиливать игру "Аякса" в атаке, в силовом аспекте, в нужный момент выходя на замену. И он действительно играл за нас хорошо.

Был вариант оставить Булыкина в команде, но это затормозило бы рост некоторых молодых футболистов. В итоге он сделал свой выбор, что не мешает мне очень уважать Дмитрия. И ценить ту помощь, которую он оказал "Аяксу". Просто каждый пошел своей дорогой.

МОЯ ФИЛОСОФИЯ – ДЕЛАТЬ КАЖДОГО ИГРОКА СИЛЬНЕЕ

– В чем заключается ваша мотивация продолжать работу с "Аяксом" после четырех кряду титулов чемпиона Голландии и без реальной возможности, как в былые времена, выиграть Лигу чемпионов?

– Понимаю ваш вопрос. Но у меня есть твердое ощущение, что эта группа молодых игроков, которая собралась у нас сейчас, способна на очень многое. У нее уже достаточно опыта выступлений на высочайшем уровне – в Лиге чемпионов.

Если будем продолжать работать в том же составе, то сделаем настоящий рывок в следующем сезоне – конечно, если попадем в следующую Лигу. Потому что у парней есть теперь полная уверенность, что они могут играть против абсолютно любого соперника. Даже "Барселоны". Находясь в хорошей форме, мы способны осложнить жизнь кому угодно. А таланты эти, если им доверять, становятся сильнее каждые три месяца.

Разумеется, не собираюсь заявлять, что мы способны выиграть Лигу чемпионов. Но даже выход из группы станет для нас великолепным достижением. Это наша первая цель, и хотя сейчас (в группе с "Барселоной" и ПСЖ. – Прим. "СЭ") мы ее не выполнили, уверен, что через год сможем здорово пошуметь в Европе.


Фото - AFP

– Вы продаете игроков, ведущие российские клубы во главе с "Зенитом" их покупают. Не удивлены, что ни одной нашей команды нет в плей-офф Лиги чемпионов, как и тому, что до четвертьфинала последний раз россияне добрались в 2010 году?

– Удивлен. Но уверен, что в первую очередь такое положение дел не устраивает сами российские клубы. Они непременно проанализируют, почему это происходит, – и им виднее. Так же, как мы проведем скрупулезный анализ, по какой причине то же самое не получается у нас.

– Каковы ваши мечты и амбиции в тренерской профессии? Мысль о чем сделает вас счастливым, когда вы будете завершать карьеру?

– Моя философия заключается вот в чем. Если я принимаюсь за такую работу, как сейчас в "Аяксе", то главная цель – сделать каждого отдельного игрока сильнее. И команду в целом, конечно, тоже. Рад, что в этом сезоне с парнями это происходит. И то же будет касаться всех моих команд. Чтобы люди говорили: "Посмотрите на этого парня, на его прогресс – видна рука Франка де Бура". Именно это делает меня счастливым. А результаты, убежден, придут.

"СЭ" благодарит факультет "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес-школы RMA за помощь в организации этого интервью