Ничего необычного в расставании нет – немало российских тренеров уезжали из Казахстана добровольно. Но "Актобе" после 19 туров первенства не потерпел ни единого поражения и опережал ближайшего конкурента на 4 очка. Что же послужило причиной отставки?
– В первом квалификационном раунде Лиги Европы мы уступили эстонскому "Калью", который по всем раскладам обязаны были пройти, – объясняет специалист. – Это был болезненный удар по моему тренерскому самолюбию, хотя содержанием игры команды в целом я остался доволен. Однако принял решение подать в отставку. Ответственность за результат для меня не пустой звук.
– Ваше решение выглядит странным еще и потому, что даже главный тренер "Калью" Сергей Терехов заявил, что "Актобе" имел подавляющее преимущество в обоих матчах, а его команде повезло.
– С наставником эстонской команды нельзя не согласиться, особенно при взгляде на статистику матчей. За 180 минут мы нанесли 59 ударов по воротам соперника, подали 20 угловых, но, к сожалению, так и не забили. Сказалось и элементарное невезение, и, конечно же, недостаток исполнительского мастерства в завершающей стадии атак у наших футболистов.
– Но в чемпионате "Актобе" лидировал с перспективой попасть в Лигу чемпионов. Стоило ли от нее отказываться?
– В прошлом сезоне мы выступили в Европе, на мой взгляд, очень достойно, остановились в шаге от группового этапа. На этот раз не сложилось, но считаю, что досадная еврокубковая осечка – повод для конструктивной критики, а не для уничтожения лидера чемпионата страны в прессе.
Предвзятое отношение к себе некоторых СМИ я ощущал с первых дней работы в "Актобе", что вынудило меня на послематчевых пресс-конференциях с откровенных ответов на вопросы перейти на обтекаемые. А после вылета из Лиги Европы на меня и команду обрушился настоящий шквал порой огульной критики, не исключаю, что ангажированной, явно повлиявшей и на настроение болельщиков. Когда мы пропустили гол в первом после возвращения из Таллина матче чемпионата от "Окжетпеса", с трибун понеслось: "Газзаев, в отставку!". При том что команда шла на первом месте, да и в этой игре мы победили 4:2. Все это не могло не влиять на настроение игроков "Актобе", и, учитывая сложившуюся ситуацию, я как человек, привыкший отвечать за свои поступки, свою работу, подал в отставку, хотя было неимоверно жаль оставлять команду, которую своими руками начал строить.
– Прежде "Актобе" участвовал в групповых турнирах еврокубков?
– В том-то и дело, что ни разу не пробивался в них, но в Казахстане все команды, участвующие в европейских турнирах, мечтают о попадании в групповой этап. Считаю, что при правильном подходе и векторе развития клуба – а безусловно, уровень футбола Казахстана растет – в самое ближайшее время это произойдет.
– В предыдущем сезоне "Актобе" выиграл серебро чемпионата, вышел в финал Кубка Казахстана. Неужели случайное поражение в Европе может перечеркнуть результаты вашей работы, очевидный прогресс?
– Оказывается, может. "Актобе" сейчас находится в стадии становления. Я принял команду, средний возраст игроков которой превосходил отметку 30 лет, и в межсезонье затеял процесс смены поколений. Пришлось расстаться с восемью бывшими лидерами. Я решил, что нам нужны более молодые и амбициозные футболисты с перспективой, которые будут прогрессировать и смогут конкурировать не только в квалификации, но и на групповом этапе евротурнира. Считаю, мы выбрали абсолютно правильное направление, сейчас средний возраст 25 лет. Однако за одно межсезонье невозможно создать новую команду, сразу же решить все поставленные задачи. Тут нужно проявить терпение.
Надо также учитывать, что бюджет "Актобе" ровно вдвое меньше, чем у "Кайрата" и "Астаны", и не позволяет пригласить игроков уровня Тимощука. Мне вообще предложили ориентироваться исключительно на свободных агентов. Несмотря на столь жесткие условия, нам удалось достаточно качественно укомплектоваться и вступить в чемпионат с очевидной перспективой роста. Наша команда сразу же стала показывать результат, уверенно лидировала. Оправдывала себя ставка на местную молодежь, и 19 – 20-летних Дидара Жалмукана и Абата Аймбетова уже можно смело назвать игроками основного состава. На подходе были Жумагали, Сахибов, Вольф, Павлов. И остается только сожалеть, что обстоятельства вынудили меня расстаться с командой.
– Но известно, что и аким Актюбинской области, и президент клуба настойчиво предлагали вам остаться.
– Искренне благодарен руководству области и клуба за доверие и желаю "Актобе" всяческих успехов. Но в сложившихся обстоятельствах мой уход, повторяю, должен снять напряжение, позволить довести начатое дело – лидерство в чемпионате – до логичного завершения – золотых медалей.
– Президент "Актобе" Сагат Енсегенулы на собрании команды подчеркнул, что впервые в практике расстается с тренером "культурно и цивилизованно". Что бы это значило?
– С прежними наставниками у клуба были финансовые разногласия, судебные дрязги. Мы же расстались по обоюдному согласию без претензий. Я воспитывался в семье, в которой главные ценности – честь, человеческое достоинство, репутация. Эти понятия – основные для меня в жизни, никакими деньгами их не измерить.
P.S. После ухода российского специалиста "Актобе" проиграл два матча подряд павлодарскому "Иртышу" и карагандинскому "Шахтеру", находящимся в нижней части турнирной таблицы.