ЛИГА ЧЕМПИОНОВ.
Групповой турнир. 6-й тур
Группа В
"БЕШИКТАШ" - ЦСКА - 1:2
Такой срок дисквалификации может грозить Алексею Березуцкому и Сергею Игнашевичу.
Роман БАБАЕВ: "ДЕЛО НЕ В ПРИЕМЕ ДОПИНГА, А В НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ"
Борис ЛЕВИН
из Стамбула
О беде, настигшей ЦСКА перед вчерашним матчем, спецкор "СЭ" узнал накануне в полночь, когда в его гостиничном номере зазвонил телефон и раздался голос директора по связям с общественностью и информационной политике армейского клуба Сергея Аксенова. А гром на самом деле прогремел чуть раньше: руководство клуба получило злополучное письмо из КДК УЕФА как раз перед последней вечерней тренировкой.
На самом занятии оба, как потом выяснилось, отстраненных футболиста работали не просто наравне со всеми - они были среди заводил. А ближе к полуночи, уже после позднего ужина, когда им сообщили зубодробительную новость, Игнашевич, рассказывают, едва не плакал. Главный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий долго потом беседовал с двумя пострадавшими, стараясь их поддержать, но даже вчера утром оба были в шоке.
По объяснениям ЦСКА, случилась самая обычная небрежность: в формуляр, заполняемый при сдаче допинга после манчестерского матча, забыли внести тот факт, что накануне той игры футболисты лечились от простуды и связанного с ней воспаления горла с помощью препарата судафед, в число запрещенных не входящих, но обязательного к письменной декларации. Вот так иногда гибнут целые армии, когда в кузнице вдруг не оказывается обыкновенного гвоздя.
- Не припоминаю такого случая, чтобы команде сообщили об отстранении игроков за сутки до матча, - поделился своими ощущениями генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев со спецкором "СЭ". - С другой стороны, и значительное ужесточение антидопингового законодательства в футбольном мире произошло совсем недавно - после того, как ФИФА подписала договор с ВАДА. В любом случае, из бесед с представителями УЕФА я убедился, что никто не обвиняет наших футболистов в приеме допинга, а вот в нарушении процедурных правил мы, конечно, виноваты - работниками нашего медицинского штаба была допущена воистину непростительная ошибка. Разбирательство этого дела пройдет 17 декабря - до тех пор играть футболисты не имеют права. Надеюсь, на самом разбирательстве ничего экстраординарного не произойдет и дело в итоге так и ограничится одноматчевой дисквалификацией. Если же речь пойдет о более жестких санкциях, ЦСКА обязательно будет подавать апелляцию.
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ ДОРОГО ОБОЙТИСЬ
Константин АЛЕКСЕЕВ
Чтобы разобраться в медицинских тонкостях и выяснить возможные последствия случившейся истории, "СЭ" вчера проконсультировался со спортивными врачами, хорошо знакомыми с антидопинговыми правилами. Вот какая получилась картина.
В препарате судафед, который, по заверениям медиков ЦСКА, принимали защитники Алексей Березуцкий и Сергей Игнашевич, содержится псевдоэфедрин. Ранее он входил в список запрещенных Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), но около шести лет назад под нажимом НХЛ и НБА его разрешили к использованию. Естественно, спортсмены долго ждать не стали и вполне легально начали применять препарат, улучшающий работу легких, дыхание и проходимость носовых путей. В последнее время использование псевдоэфедрина получило настолько широкое распространение, особенно в лыжном спорте, легкой атлетике и плавании, что с 1 января 2010 года его вновь запретят.
Парадокс в том, что псевдоэфедрин в организме человека преобразуется в катин, а это вещество уже является запрещенным, если его концентрация в моче превышает 5 микрограммов на миллилитр. У Березуцкого и Игнашевича этот рубеж оказался выше, что и послужило формальным поводом для отстранения от матча Лиги чемпионов.
В антидопинговых лабораториях, конечно, отлично понимают: в запрещенный катин преобразуется разрешенный псевдоэфедрин. Так что можно с большой долей уверенности утверждать: продекларируй армейцы судафед во время сдачи проб на допинг-контроле, им по действующему законодательству ничто не угрожало бы. Однако невнимательность может привести к более чем серьезным последствиям.
По всем антидопинговым канонам, отстранение от соревнования означает нарушение антидопинговых правил. Что влечет за собой расследование и вынесение решения о наказании.
Стоит заметить, что результаты всех допинг-проб, взятых в Лиге чемпионов, отправляются в Лозанну. Следовательно, там располагают весьма обширной базой данных. И если начать очень уж сильно возмущаться, то в Швейцарии вполне могут обнаружить, что судафед, к примеру, и раньше армейцами не декларировался. Этого вовсе нельзя исключать: как говорилось выше, псевдоэфедрин получил в последнее время очень широкое распространение. А в антидопинговых службах не любят, когда с ними начинают ссориться.
В общем, многое будет зависеть от дипломатических способностей руководителей ЦСКА и РФС. По словам опрошенных "СЭ" специалистов, нам, похоже, и так в определенной степени пошли навстречу. Результаты анализов обычно становятся известны через десять дней. Учитывая, что матч в Манчестере, после которого были взяты допинг-пробы игроков, состоялся 3 ноября, скандал мог стать достоянием гласности перед стыковыми встречами ЧМ-2010 со Словенией 14 и 18 ноября. По крайней мере перед ответной игрой. И тогда резонанс получился бы куда более серьезным. В итоге же история с армейцами оказалась отделена от сборной.
В любом случае, после отстранения от вчерашнего матча Березуцкому и Игнашевичу вряд ли удастся избежать дисквалификации. В подобных случаях речь может идти о различных сроках: три месяца, шесть, год, два года. Учитывая, что дело не связано с анаболиками, вряд ли футболистов ждет двухлетняя дисквалификация, скорее - трех- или шестимесячная. Причем игроки во время действия наказания не смогут тренироваться вместе с командой.