ЛИГА ЧЕМПИОНОВ.
Групповой турнир.
3-й тур. Группа F.
"СПАРТАК" - "ЧЕЛСИ" - 0:2
Двое из корреспондентов "СЭ", аккредитованных на вчерашнюю игру, отправились не в ложу прессы Лужников, а на фанатские трибуны: один - на гостевую, другой - на хозяйскую. И попытались увидеть матч с одной из самых громких афиш сезона глазами болельщиков - красно-белых и синих.
Александр МАРТАНОВ,
Григорий ТЕЛИНГАТЕР
из Лужников
КРАСНО-БЕЛЫЕ. ПОДЗЕМНЫЕ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
Спозаранку отправился поиграть в футбол - а фанаты "Спартака" уже тут как тут. То тут, то там красно-белый шарф промелькнет. Приехал к 10 утра на одно из полей "Лужников" - и там они. Стоят двое, к матчу не просто готовые - готовенькие. Вообще-то за победу любимой команды лучше пить после самой победы, но эта парочка, видимо, была уверена в успехе на все сто процентов.
Вчерашний футбольный поединок сотрудников "СЭ" вообще получился проспартаковским: участие в нем принял один из кумиров красно-белой публики 90-х - Леандро Самарони. Давать прогноз на матч своей бывшей команды бразилец отказался. Лишь выразил сожаление, что не будет Алекса.
- Которого из них - московского или лондонского?
- Того, который из "Челси".
Те, кто вчера прокатился в метро по красной ветке, теперь знают, что такое настоящий час пик. Вагоны болельщики штурмовали, как советские войска рейхстаг.
Реклама на стене вагона приглашала погонять на танках. Господи, даже в танке не так тесно, как здесь... Прижавшись к друг другу, нежно ворковали футбольные Ромео и Джульетта - девушка-милиционер и болельщик. "Я крутой фанат, детка..." - нашептывал он, наверное, будущей служащей московской полиции. А она - верила! Окажись сейчас вагон пуст, их было бы все равно не оторвать друг от друга.
СИНИЕ. КАК ПОБОЛЕТЬ ПРОТИВ "СПАРТАКА"?
У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Мои друзья. В начале октября набрали мой номер: выручай, дескать, хотим попасть в сектор "Челси", поддержать соперника "Спартака". Сразу оговорюсь: друзья - болельщики ЦСКА, для которых болеть против "Спартака" более чем естественно, а некоторые из них еще и за "аристократов" подбаливают с незапамятных времен.
Помочь друзьям - дело святое. Но, как оказалось, попасть россиянину в сектор "Челси" - задача не из простых. Через интернет и вовсе бестолковая затея: нашел было торговца нужным товаром, но "мутного" какого-то: билеты то ли будут, то ли нет, а если все же появятся, за 2,5 или 3 "штуки" в рублях.
И тут отыскался Василий Петраков, некогда возглавлявший российский фан-клуб "синих". Он-то и поведал о сложностях попадания на "лондонскую" трибуну Лужников. Оказывается, заявки принимались до 30 сентября при обязательном указании паспортных данных и телефона. На один паспорт - строго один билет. При этом данные проверялись английской стороной. Василий ничего не обещал, но посоветовал сбросить данные: дескать, вдруг повезет - кто-то откажется, не выкупит. Совету последовал.
И - о, чудо! Позвонил Джон Манн, давний фанат "Челси", который лет сто уже обитает в Москве (в свое время работал у Романа Абрамовича в "Сибнефти", а ныне - начальник управления информационной политики одной из британских фирм). Примерно столько же мы с ним знакомы - с тех пор как фан-клуб лондонцев здесь образовался. Потом ходили слухи, что сообщество свое существование прекратило, но Джон их опроверг: жив, курилка! Вот только сайта своего пока нет. Так или иначе, а билетами мои друзья обзавелись. По 650 "целковых". Ну и я решил к компании присоединиться.
ПЕРВЫЙ ТАЙМКРАСНО-БЕЛЫЕ. "БУ-У-У!"
Влившись в дружную красно-белую толпу на фанатской трибуне B8, стал ее неотъемлемой частью. Попробуй не стань, когда вокруг тебя десятки крепких ребят, способных за любимый клуб порвать хоть "Челси", хоть корреспондента "СЭ". Но сотруднику газеты, конечно, надлежит оставаться беспристрастным, хотя за "Спартак" я переживал от всей души. Наши же играют! Против ненаших!
Пришлось сдерживаться, привлекая косые взгляды истово болевших соседей. Что это он, мол, молчит, когда вокруг все громко и зло кричат "Бу-у-у!" в адрес экс-армейца Жиркова? Досталось и владельцу "Челси" Роману Абрамовичу, даром что он меценат отечественного футбола и просто гражданин России. Но "гнали" на хозяина лондонского клуба лишь самые горячие головы. Остальные, видимо, остерегались.
На трибунах под нами растянули баннер с надписью "России" и толстым, как докторская колбаса, восклицательным знаком. А вот с первым словом - "Гордость" - вышел небольшой конфуз. Баннер смялся, и народ начал требовать: "Убирай, убирай!" Убрали и разложили повторно. Вновь не без изъяна, но на этот раз футболисты, думается, прочесть обращенный к ним посыл сумели. По крайней мере сверхактивное начало в исполнении "Спартака" навело именно на такую мысль.
После убойного удара Жиркова на основе услышанного в адрес центрхава "синих" можно было составить словарь русского мата. Стадион грустно взглянул на табло - увидеть там фамилию бывшего игрока ЦСКА там вряд ли кто-то мечтал...
Гол Анелька встретили просто молчанием.
- Фирменный венгеровский шаг, - выдохнул кто-то из соседей. - Так у нас Квинси бегал.
И снова грянули: "Вперед, "Спартак", вперед!" Сдаваться не собирались. Надеялись, что не опустят рук и спартаковцы.
СИНИЕ. СЕКТОР - АНГЛИЙСКИЙ, КРИЧАЛКИ - РУССКИЕ
Сколько фанатов "Челси" присутствовало на игре, достоверно сказать трудно. По информации из спартаковского клуба, две тысячи билетов были отправлены в Лондон, пятьсот раскупили англичане, а остальные полторы тысячи вернулись в Россию для местного фан-клуба "аристократов". Из стана последних сведения совсем другие. Вроде как 2900 билетов были выделены британской стороне, 2000 из них распределили на островах, некоторую часть - в других странах Европы, а России осталось две сотни.
Как бы то ни было, русская речь из так называемого лондонского сектора Большой спортивной арены неслась постоянно. В основном - из уст пришедших на матч фанатов армейцев. Кричалки в адрес красно-белых цитировать ввиду не самых литературных "поворотов" не буду, но скандирований во славу Жиркова было с лихвой. Присоединились к ним и англичане - заметно удивленные тем, что в России их команде может быть обеспечена такая поддержка.
Но меня в первую очередь интересовали английские фанаты. Оценивая их силы на глазок, пришел к выводу, что сведения московского клуба ближе к истине: приезжих болельщиков, похоже, присутствовало сотен пять. Неудивительно, что русскоязычные возгласы из сектора "аристократов" заглушали английские.
Что первый, что второй гол в ворота "Спартака" живо напомнили приснопамятный матч на той же арене между Россией и Украиной в октябре 1999 года. Когда Александр Филимонов пропустил свой самый нелепый гол в карьере, трибуны вмиг стихли - кроме крошечного секторочка с ликовавшими украинскими болельщиками. Нечто похожее было и теперь - с той только разницей, что на этот раз ваш корреспондент оказался как раз посреди этого радостного островка. "Жир-ков! Жир-ков!" - неслось с D6 и С5. Даже темнокожие британцы, забыв о холоде, сорвали с голов ушанки и "петушки".
ПЕРЕРЫВКРАСНО-БЕЛЫЕ. ПОДРАЛИСЬ, ПОМИРИЛИСЬ...
Фамилии авторов голов ваш корреспондент узнавал благодаря... звонкам друзьям: табло-то расположено прямо над головой, а происходящее на поле разглядеть с этого сектора можно, лишь обладая орлиным взором. Впрочем, здесь и орлу бинокль не помешал бы.
Услышать слова диктора - тоже проблема, когда рядом с тобой сидят четверо здоровенных мужиков: двое держат барабаны, еще двое в них отчаянно лупят. Если бы Веллитон с Ари с таким же исступлением били по воротам "Челси", счет был бы уже 10:2 в пользу "Спартака".
Есть на стадион помимо просмотра футбола и другие развлечения. Например, в перерыве на трибуне сожгли флаг "Челси". Некоторым это не понравилось. Завязалась драка. Подрались, помирились - болеем дальше.
СИНИЕ. ПОМОЙКА У ДВЕРЕЙ
А бутерброды не пропустили! Не помогло и то, что прикинулся англичанином. Конечно, за совершенство языка Шекспира в моем исполнении не ручаюсь, но полагаю, для рядового состава нашей доблестной милиции сойти за британца мог. По крайней мере после очередной фразы на меня выпяливали глаза "в тугой полицейской слоновости: откуда, мол, и что это за географические новости".
А всего-то купил четыре совсем не дешевых лужниковских бутерброда и хотел пронести на трибуну - подкрепиться. Нет, замотал головой какой-то мелковатый человек в форме. Ничего не оставалось, как бросить эти бутерброды - уж извините, сотрудники общепита БСА - ему под ноги. Настоящим британцам приходилось поступать так же либо всухомятку торопливо поглощать продукт перед входом. В результате рядом с "синей" трибуной скопилась целая помойка.
ВТОРОЙ ТАЙМКРАСНО-БЕЛЫЕ. ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН
Чтобы окончательно расправиться со всеми органами чувств, на B8 взорвали дымовую шашку. Ничего не видно, ничего не слышно - теперь еще и дышать нечем. Подхватить бы волну, что пошла по стадиону! Трудновато. Для этого нужно резко вставать и садиться - а тут и так все стоят! Осталось только руками помахать. Волну, кстати, поддержали все Лужники, включая журналистов и VIP-ов. Все, кроме сектора "Челси" и окопавшегося там коллеги.
90 с лишним минут истекли, покинули стадион футболисты и довольные поклонники "Челси". А болельщики на спартаковской "фанатке" остались - нам на холоде предстояло еще сидеть и сидеть, пока не соблаговолят выпустить. Матч для нас после финального свистка не заканчивается, а длится еще час-полтора. Мало ли, что на поле никого нет. Сиди жди. Потому что закон есть закон!
СИНИЕ. Я ТЕ ПОКАЖУ GO HOME!
Как только во второй половине участился обстрел ворот гостей, самыми частыми звуками в "синем" секторе стали актуальными вздохи "Ах!" и "Ох!", а также скандирования "Чел-си!" И, что удивительно, никаких сквернословий - ни на русском, ни на английском. Ну за редчайшим исключением - это когда некоторые норовили вставить в общий хор популярные для российских стадионов речевки.
Выходили мы, "англичане" и англичане, с арены последними. Учитывая так и не употребленные нами бутерброды - голодными и отчасти холодными. Выходы с трибуны силы охраны правопорядка оккупировали минут эдак за десять до конца. Так что по большому счету шансов уйти раньше чем через 40 минут - это в лучшем случае - по окончании матча у нас не было. Ладно мы, местные "англичане", к подобному привычные. А вот те, что с туманного Альбиона, были, мягко говоря, ошарашены.