ЕСТЬ ТЕМА
"Маракана": храм футбола
Автор победного гола в товарищеском матче со сборной Бразилии на "Маракане" в 1980 году хорошо помнит подробности той игры
– Можете себе представить – это было 33 года назад! – восклицает знаменитый в прошлом форвард ростовского СКА и сборной СССР. – Но о том матче с Бразилией готов говорить сколько угодно.
"Я ВИДЕЛ ГАРРИНЧУ!"
– Как вообще получилось, что эта игра состоялась?
– Мало кто эту историю знает. В конце апреля у нас был товарищеский матч в Мальме. Накануне говорят: "Сборная Швеции здесь не проигрывала 22 года". Выходим – и 5:1 их кладем! Уже в первом тайме я забил два мяча, сделал пенальти и отдал голевую передачу.
После игры в раздевалку, где мы еще не вполне одетые, заходит, как сказали бы сейчас, промоутер, некто мистер Ланц. И говорит Константину Бескову (главному тренеру сборной СССР. – Прим. А.Щ.): "Ошеломлен! Предлагаю матч против Аргентины". Представляете, чуть ли не через две-три недели нам предлагают сыграть с действующими чемпионами мира! "Готовы?" – спрашивает. У нас глаза вытаращены: "Мы-то – да! А они точно согласятся?"
Через короткое время стала доходить информация, что Аргентина занята. Тогда Ланц позвонил то ли Бескову, то ли Логофету (тренер сборной СССР в 1980 году. – Прим. А.Щ.), извинился и предложил замену: сборную Бразилии. "Согласны?" – интересуется. Да как можно не согласиться! Аргентина – чемпион мира, но разве Бразилия хуже?
– И как дальше развивались события?
– Собрались и полетели! В Бразилию прибыли вечером и сразу отправились потренироваться на "Маракану". На следующий день на игру приехали заранее – часа за два с половиной. Перед нами играли ветераны: сборная Бразилии против, по-моему, сборной мира. Вы не поверите, кого я там увидел!
– Кого же?
– Гарринчу! Только мы вошли на стадион – его меняют. И он уходит с поля, прихрамывая. От нас до него – всего метров 50 – 70...
Позднее в нашем матче первый символический удар по мячу произвел Диди. Такой маленький-маленький и худенький-худенький.
КУБОК РАЗМЕРОМ С ОГАНЕСЯНА
– На трибунах за два часа до начала уже было тысяч 100 – 110, – продолжает Андреев. – Хотя сам стадион не производил впечатления чего-то гигантского. Вместимость современных арен аналогичной высоты – примерно 55, максимум 60 тысяч. На "Маракане" же посадочных мест было почти в четыре раза больше! Дело в том, что трибуны там не росли вверх, а уходили вдаль. При этом стадион абсолютно не выглядел на 200 тысяч. Даже "Лужники" показались бы рядом с той "Мараканой" громадиной. Но то был бы оптический обман.
– Сколько же в конце концов народу собралось на матч Бразилия – СССР?
– Позднее отыскал в издании "Футбол-Хоккей" цифру 66 тысяч. Хотя, повторю, когда мы только приехали, уже было больше 100 тысяч. К началу же игры – голову кладу на отсечение! – на стадионе находилось 175 – 180 тысяч зрителей.
– В интернете настаивают на 130 тысячах.
– Ерунда! В начале матча, когда бразильцы возили нас так, что мы не знали, куда бежать, я увидел на трибунах три или четыре маленькие прогалинки. Из 200 тысяч отнял 20 – 25, получилось 175 – 180. Еще раз: голову даю на отсечение. А написать можно что угодно. И 130, и еще меньше.
– Ну и каково играть при таком количестве народу?
– Описать невозможно. Только представьте: 180 тысяч на трибунах! Когда они сидели молча, даже не шептали, я пытался переговорить с Ревазом Челебадзе, Федором Черенковым, но ровным счетом ничего не слышал. Свистки арбитра тоже скорее угадывались.
Поначалу гоняли нас хозяева – мама не горюй! Наконец, на 20-й минуте забили гол. А вскоре в наши ворота назначили пенальти. К мячу подошел Зико. Я как раз стоял у радиуса штрафной, напротив ворот, и видел, как Дасаев упал в угол, когда бразилец пробил. Вообще-то он не очень хорошо отражал пенальти, но здесь уверен: попади Зико, Ринат мяч бы взял. Потому что его пятерня оказалась в нужном месте в нужное время. Но Зико промахнулся сантиметров на 20.
А после этого не знаю, что с Бразилией произошло. То ли они поверили, что возьмут нас голыми руками, то ли нереализованный 11-метровый ударил им, как топором, по голове... В общем, входит Гаврилов в штрафную и исполняет так называемый каблук, оставляя пяткой мяч мне. Честно признаюсь, пас Федору я не отдавал, а бил по воротам с носка. Забил бы или нет, не знаю, но под удар лег какой-то чудак-защитник. И мяч отскочил к Черенкову. Тот ткнул его в пустые ворота – 1:1.
Ну и был затем этот угловой. Подавал Шавло, в штрафной стояли мы с Челебадзе и семеро соперников. И вот вижу, что Амарал (защитник сборной Бразилии. – Прим. А.Щ.) мяч не достает, тот лишь чиркает по его невысокой прическе. На подлете мяч попал в свет прожекторов – мне его не видно, но чувствую, где-то рядом... Не помню, чем забил – плечом, носом, головой. Какая разница! Затолкали, запихнули – победили, это главное.
– Но ведь был еще второй тайм.
– Его уже не особо помню. Выиграли – и сразу на самолет. В аэропорту посол Жуков сказал хорошую речь. Мол, молодцы, никто не ожидал, что бразильцев можно на "Маракане" обыграть.
– Тем более в матче, посвященном 30-летию открытия стадиона и 10-летию победы Бразилии на чемпионате мира-1970.
– Ну да, вроде товарищеская игра, а нам за победу вручили кубок. В жизни такого не видел! Нести его поручили невысокому Хорику Оганесяну. Так трофей был с него ростом!
БЕРЕЗУЦКИХ "МАРАКАНОЙ" НЕ ИСПУГАТЬ
– Что думаете о новой звезде сборной Бразилии Неймаре?
– Продажа в "Барселону", видимо, его окрылила. Хоть это кощунственно звучит, но в 21 год он уже перерос бразильскую лигу. Честно скажу, мало видел матчей с участием Неймара, хотя голы на Кубке конфедераций он забивал просто шикарные. Такие мячи с левой ноги клал – молодец!
– Будем надеяться, сборной России предстоит через год поездка в Бразилию на чемпионат мира. В июне там жарко?
– Мы играли поздно вечером, было вообще не жарко. Единственное, потеется там... Бегаешь, и с тебя течет ручьем.
– Водопоев же тогда не устраивали?
– Никаких водопоев. Зато солнце уже зашло, по-нашему было часов 9 вечера. Конечно, если начать игру часа в три – будет беда. Но это относится к любой стране. До сих пор помню, как перед матчем с Бразилией на испанском чемпионате мира-1982 (там потом Баль открыл счет, но в итоге мы уступили – 1:2) попытались с компанией в 12 часов дня пройтись вдоль гостиницы. Мы даже из-под крыши не сумели выйти! Просто убийство было!
Говорят, у нас в Ростове жарко – так это ерунда. Вот Севилью не зря сравнивают с раскаленной сковородкой... Мы с таким удовольствием забежали обратно в гостиницу под кондиционеры и больше даже не пытались никуда выходить.
– На чемпионате мира-2014 "Маракана" будет вмещать меньше 100 тысяч. Не сравнить с тем, что было в 1980-м, но все равно много. Если нашей команде доведется там играть, что посоветуете игрокам?
– Выйдут Березуцкие, Акинфеев, Жирков – для них давление трибун, наоборот, явится стимулом. Молодой парень еще может испугаться и то вряд ли. А у этих ребят, обладающих таким богатым опытом, когда публика начинает болеть против, только повышается адреналин.
Товарищеский матч
БРАЗИЛИЯ – СССР – 1:2 (1:2)
Голы: Нуньес, 22. Черенков, 32. Андреев, 38.
Нереализованный пенальти: Зико, 28 (мимо).
Бразилия: Раул, Нелиньо, Амарал (Мауро, 46), Эдиньо, Батиста, Жуниор, Серезо, Сократес (Ренато, 73), Нуньес, Зико, Зе Сержио (Эдер, 63).
СССР: Дасаев, Сулаквелидзе, Чивадзе, Хидиятуллин, Романцев (к), Шавло, Андреев, Бессонов, Гаврилов (Евтушенко, 75), Черенков, Челебадзе (Оганесян, 66).
Судья: А. Коэльо (Бразилия).
15 июня 1980 года. Рио-де-Жанейро. Стадион "Маракана". 130 000 зрителей.
Товарищеский матч в честь 30-летия со дня открытия стадиона и 10-летия победы сборной Бразилии в IX чемпионате мира.