Журналист The Guardian Майкл Батлер пытается понять, почему клубы АПЛ так не любят разглашать суммы трансферов.
Согласно информации на официальном сайте премьер-лиги, из 115 трансферов летней дозаявочной компании в Англии только в пяти были названы суммы сделок. В остальных же случаях фанатам пришлось довольствоваться знакомой, но отнюдь не приятной формулировкой: "Сумма сделки не разглашается".
Этот термин уже порядком осточертел: понятное дело, что защищает он только агентов, владельцев клубов и спортивных директоров. Проще говоря, они пытаются спасти лицо. Будь то покупка или продажа, клубы хотят найти наилучшее применение своим деньгам. И если они полагают, что сумма трансфера может хоть чуть-чуть не понравиться болельщикам, они тут же ее замалчивают. А озвучивают, только когда исключительно довольны сделкой. Как уже сказано выше, так произошло в пяти случаях из 115 (4,35%).
Ярчайший пример подобной политики – переход Маруана Феллаини из "Эвертона" в "Манчестер Юнайтед". "Красные дьяволы", упустив возможность выкупить бельгийца за 23,5 миллиона фунтов, вынуждены были в последний день дозаявочной компании подписать полузащитника уже за 27,5 миллиона. Ясное дело, "МЮ" ограничился той самой формулировкой – "сумма сделки не разглашается". Только вот "Эвертон", объясняя фанатам необходимость продажи звездного игрока, с удовольствием констатировал: мы получили от "МЮ" 27,5. Поставив своим заявлением команду Мойеса в крайне глупое положение.
Когда клубы раз за разом скрывают реальную цену трансфера, СМИ вынуждены узнавать информацию через свои источники и часто ограничиваться фразами в формате "сумма сделки составила порядка...". В итоге болельщиков просто-напросто ставят в идиотское положение. Скажем, никто из них до сих пор точно не знает, купил "Арсенал" Санти Касорлу за 12 миллионов или за 16,5? А возможно, за 13. Или 14. Нам остается лишь гадать. Не самое приятное на свете занятие, правда?
А ведь всегда так здорово знать, сколько на самом деле заплатили за футболиста. И проводить, например, различные занимательные сравнения. Ну, скажем, сколько Мичу можно купить за одного Неймара (25,5) или насколько дороже состав "Манчестер Сити" состава "Уигана", которому "горожане" уступили в финале Кубка Англии. Кстати, популярность различных футбольных менеджеров и фэнтэзи-лиг связана во многом как раз с тем, что там ты четко представляешь: сколько какой футболист стоит.
Так почему в премьер-лиге мы наблюдаем подобную закрытость? И это при том, что бюджеты клубов АПЛ, напротив, открыты, как и доходы от спонсоров или телевидения. При этом трансферы остаются строжайшим секретом.
Впрочем, нужно разделять раскрытие сумм переходов и зарплат. Второе – частное дело клуба и игрока. Не важно, насколько астрономические деньги получает футболист, его заработок не должен быть достоянием общественности. Так же, как мой или ваш.
Но, возвращаясь к нашей основной теме, вообще-то болельщики многое вкладывают в эти трансферы. Кто-то морально, постоянно поддерживая свою команду, помогая добиваться ей успехов (а, следовательно, и зарабатывать деньги). Кто-то и вовсе финансово, ведь в некоторых клубах фанаты владеют его акциями. И разве они не заслуживают знать, куда пошли в том числе и их деньги?
Конечно, частные команды всегда могут возразить: мол, у нас нет обязательств отчитываться перед своими фанатами. Но на самом деле, повторюсь, клубы, часть которых принадлежит болельщикам ("Реал", "Барса" и т.д.), должны учитывать их интересы. Но все равно в основе своей не делают этого.
Например, 20 процентов акций "Суонси" (соперника "Кубани" в Лиге Европы. – Прим А.М.) принадлежат болельщикам. Так вот, в это трансферное окно "лебеди" купили пять игроков. Суммы трансферов двух из них – Вильфрида Бони (12 миллионов фунтов) и Хорди Амата (2,5) были озвучены официально. Что ж, замечательно. Только вот данные остальных трех переходов "Суонси" все равно никому не сообщил.
Самое грустное, что в последнее время в трансферах все больше дополнительных условий: агентских выплат, бонусов и всякой другой ерунды. Соответственно, количество "неразглашаемых сделок" будет только увеличиваться. Но, в конце концов, футбольные клубы должны нести ответственность за свои поступки. То есть в данном случае за трансферы. И не важно, выгодные они получились или нет. Например, президента "Тоттенхэма" Даниэля Леви стоит похвалить за крайне грамотную трату денег от продажи Бэйла, а руководство "Манчестер Юнайтед", наоборот, покритиковать. В любом случае, главное – всем клубам быть более открытыми по отношению к болельщикам. И прозрачность трансферов в этом вопросе играет ключевую роль.