EURO-2016. Группа B. Матч №4. Сегодня АНГЛИЯ – РОССИЯ (22.00)
Обозреватель "СЭ" призывает нашу сборную не бояться громкого имени сегодняшнего соперника, а болельщиков – верить в национальную команду.Игорь РАБИНЕР
из Парижа
ПУСТЬ ВАС ЗАПОМНЯТ, КАК БЕСКОВА И КАРЦЕВА
Два года назад, за пару недель до отъезда на чемпионат мира в Бразилию, мне посчастливилось попасть в лондонский дом к старейшему, легендарному английскому журналисту и писателю Брайану Глэнвиллю. И вот посреди беседы в царстве старых книг и газет глаза этого старика за 80 вдруг озарились вдохновенным блеском. И он не перечислил, а продекламировал мне полный состав московского "Динамо" в матче с "Арсеналом" во время знаменитого турне бело-голубых по Великобритании в 1945 году. В матче, на который он, тогда мальчишка-болельщик, смог попасть.
Я потом специально перепроверил – Глэнвилль сделал всего одну ошибку.
Сейчас вспоминаю эту декламацию и его глаза в те секунды. И думаю: какое же надо было нашей команде произвести на человека впечатление, чтобы он без запинки, да еще и нараспев, назвал одиннадцать каверзных для британца российских фамилий 70 лет спустя!
Футболистам сборной России, которые сегодня выйдут на поле марсельского "Велодрома" против Англии, очень советовал бы вдохновиться этим примером. Хотите, парни, чтобы вас, как Бескова с Карцевым, вспоминали через 70 лет – да ладно, хоть через 20? Желаете, чтобы какой-нибудь английский мальчишка, став глубоким стариком, в условном 2075 году громыхал перед молодыми слушателями: "Акинфэйефф, Смолникофф, Дзьюба..!"
Тогда выйдите сегодня и прыгните выше своих так называемых объективных возможностей – к черту объективность, ее в природе нет! А есть конкретный день, время, страна, город, стадион. И все начинается со счета 0:0. И все в ваших руках.
Нет, я все понимаю – травмы Денисова с Дзагоевым, в ключевой для футбола опорной зоне – Нойштедтер с Головиным, которые не сыграли за сборную России еще ни одного турнирного матча, да и вообще в команде без году неделя... И те же англичане всех этих фамилий, кроме как раз Дзагоева, вообще толком не знают. А их футболисты всякий раз ловко уходят от просьб высказаться о ком-то конкретно, предпочитая хвалить команду в целом.
Оправдания всегда можно найти, а тут оно – просто железобетонное. К тому же, проиграв сегодня в Марселе, мы ничего не теряем – что показал уже опыт Инсбрука-2008, когда команда Гуса Хиддинка "попала" в стартовом матче будущим чемпионам-испанцам со счетом 1:4, а потом выдала свой лучший турнир в постсоветской истории.
Терять вам перед этим матчем, в отличие от двух последующих, в сущности, нечего. Кроме чести.
Ну вот и не ищите заранее этих оправданий, сорвите с себя кандалы страха и малодушия, от которых и динамовским футболистам в 45-м наверняка пришлось избавляться – все ж таки родина Игры, мифы и легенды, ее всегда окружавшие, альбионский туман неизвестности и тревоги, рекорд всех времен по посещаемости на "Стэмфорд Бридж" – сколько народу тогда с окрестных деревьев матч смотрело...
В ОГОНЕ МЕЧТЫ ДЗЮБЫ
Ой как легко ведь было, извините, в штаны наложить. А о них в Англии потом книги писали, и люди запоем их читали. Потому что там, на островах, ценят не только своих. А ценят – футбол. Большой футбол. И если, например, вы, Артем Дзюба, мечтаете играть в Англии в целом и забить гол своему любимому вратарю Джо Харту в частности – спалите английских защитников огнем этой мечты.
Как шесть раз сделали это в минувшей Лиге чемпионов. Шесть! А у англичан в основе, скорее всего, выйдут пять игроков "Тоттенхэма" вообще без опыта игры в главном еврокубке. Нет его и у Варди, как бы ни гремело в последний год имя этого "парня с нашего двора". А большинство из вас эту Лигу, пусть и без выдающихся успехов, но знает как облупленную.
Не надо ставить себя в заведомо обреченное положение, парни и болельщики! Расправьте плечи, смените "ой" на "ух". Вспомните, как вас трясло в первом тайме на "Стад де Франс" мартовского товарищеского матча против французов, – и разбейтесь в лепешку, чтобы больше этого не произошло. Вспомните, что на вас смотрят ваши родители, жены, друзья. Да вся страна смотрит. Тут голову в песок не спрячешь.
Мы всегда в панике: "Все пропало, гипс снимают, клиент уезжает!". Мы рвем на головах волосы по Дзагоеву и Денисову, твердя, что это – конец еще до начала. Мы укоризненно косимся на тренера по физподготовке Паулино Гранеро, вспоминая количество мышечных травм и думая: а не связано ли это с предложенными им чрезмерными нагрузками сразу после сезона? Мы качаем головами после контрольных матчей и считаем куцее количество игр за сборную у того, другого, третьего...
В чем-то, конечно, правильно делаем, потому что нельзя беспочвенно трубить в фанфары и формировать у публики истеричное ощущение несбыточных ожиданий. Потому что эти наши сверхожидания оборачиваются нашими проблемами. Не менее, а скорее более истеричными. Что порой приводит к абсолютному искажению реальности – вспомните судьбу Андрея Аршавина, дикий свист в его адрес с трибун во время выхода на замену в августовском товарищеском матче 2012 года против Кот-д’Ивуара – и после этого крест со стороны Фабио Капелло. Хотя тогда Аршавин еще далеко не был исчерпан до дна.
Вчера я мимолетно повидал Аршавина в Париже. Он прилетел на один день – в Euro-студию "Матч ТВ" с видом на Эйфелеву башню. Два часа до того он гулял по французской столице абсолютно незамеченным. Хотя пару дней назад на открытой тренировке дети из Круасси, глядя на поле, недоумевали: "А разве Аршавина тут нет?"
Время идет, все понятно. Но становится очень грустно, когда наша суперзвезда-2008, автор покера на "Энфилде" за "Арсенал" говорит в эфире: "Поеду ли в Марсель на первый матч нашей сборной? Нет, у меня в этот день игра в Караганде". Он и был-то в студии и на экранах в толстовке с эмблемой "Кайрата".
Уверен, что всего этого точно не случилось бы, кабы не общенациональный психоз июньских дней 2012 года в Варшаве. На турнире, по итогам которого, если кто подзабыл, Аршавин стал лучшим ассистентом. Не нашим. Всего Euro.
ИСПРАВИМСЯ ЛИ?
Так что давайте на сей раз будем адекватны и доброжелательны, друзья. Давайте не размахивать руками, не брызгать слюной и не уничтожать людей сгоряча. Потому что на взвинченных нервах делается очень много неправедных вещей. Которые потом невозможно вернуть назад.
Давайте послушаем Дзюбу из его недавнего интервью "СЭ". А главное, услышим его.
"Просто хочется попросить болельщиков – побольше веры в нас, поменьше негатива. Чтобы они не с какой-то ухмылкой заранее смотрели на нас, а от души, искренне, болели. Не говорили, если мы выиграем: "А, это случайно", а если проигрываем: "Ну, мы же говорили". Мы тоже живые люди, нам тоже хочется, чтобы было поменьше желчи, злобы друг к другу, а побольше позитива и добра. Все-таки мы русские и должны держаться друг друга. Вместе мы – сила!
Сейчас Викторович (Слуцкий – Прим. И.Р.) ездил на матч Англия – Португалия, и мы спросили его, как вели себя болельщики во время очень скучной и тяжелой встречи. Он ответил: ни одного свиста! До последнего кричали, болели, наслаждались футболом. Желаю нашим болельщикам получить удовольствие от чемпионата Европы и быть с нами и в минуты побед, и в минуты поражений. А мы со своей стороны постараемся дать им как можно больше поводов для радости".
Правильно любит повторять Дмитрий Федоров, известный хоккейный телеведущий, близкий друг Леонида Слуцкого: "Русские люди – очень недолюбленные".
Может, на сей раз исправимся? Ведь сама эта сборная, с ее походами на "Что? Где? Когда?" и в "Вечерний Ургант", с улыбками и смехом, с желанием и готовностью откровенно общаться и объяснять, всячески показывает нам человеческое лицо. Слуцкий и хотел этого, и говорил, что стремится, чтобы игроков сборной увидели и зауважали не только те, кто следит за каждым туром чемпионата.
Надеюсь, что ему ответят взаимностью.
Я редко соглашаюсь с Виталием Мутко, но когда сейчас министр спорта напирает на задачу выйти из группы (за что подвергается критике от максималистов) – полностью такой аккуратный психологический подход поддерживаю. Потому что тут речь не о клубном футболе, которым интересуются в основном люди, которые "в теме". Изначальная постановка завышенных задач, именно когда речь касается сборной, а значит, и не вполне футбольной аудитории, "срывает крышу" у всей страны. Обычная публика начинает верить в невыполнимое. И когда невыполнимое не выполняется, мигом впадает в ярость, искусно поджигаемую ради рейтингов политиками, неспортивными телеведущими и деятелями шоу-бизнеса. Получается "коктейль Молотова", который взрывается совершенно несоответственно правде жизни.
МЕТАНИЯ ХОДЖСОНА
Мы недооцениваем другое. По ту сторону центральной линии паники и сомнений не меньше нашего. Правда, и задачи там выше – статус фаворита группы и 10 побед в 10 отборочных матчах обязывают. Но сколько раз за эти дни я слышал от англичан причитания по поводу того, что они за всю историю ни разу не выиграли первый матч на Euro. Ни разу!
А как Рой Ходжсон мечется между различными тактиками и вариантами состава? И вот уже от журналистов, очень близких к Старику (как выяснилось из нашего разговора с Кайлом Уокером, именно так называют Ходжсона футболисты, причем даже публично), мы слышим и читаем совершенно иной вариант стартового состава на Россию, нежели играл с Португалией. С Руни не в атаке, а в центре полузащиты, причем глубже Алли. С Варди на скамейке. Со Стерлингом и Лалланой на крыльях атаки.
Тренер, который абсолютно уверен в себе, так тасовать состав и схемы не будет. Там нет готового решения, в правильности которого все убеждены. Там беспокоятся насчет молодости и отсутствия международного опыта у большинства футболистов. Там задаются вопросом, а не тащит ли вообще Руни команду вниз.
Да и тот же Аршавин, кстати, на "Матч ТВ" вставляет свои пять копеек: мол, присутствие Уэйна в составе для нас хорошо, поскольку сдвигает некоторых футболистов на чужие позиции, тогда как взять его в команду и не выпускать – не комильфо. Сам же Руни, как шепчутся английские инсайдеры, нервничает сразу по двум причинам – в нападении не идет, в полузащите в сборной толком не пробовал, и к тому же у него нет никакой уверенности, что он находится в планах Жозе Моуринью в "МЮ". Наконец, куча турниров сборной подряд им провалена...
А защита? Недаром же Алан Ширер в своей колонке в Mirror на днях написал: "Если бы я играл сегодня, то не сильно бы беспокоился, выходя против сборной Англии. Потому что у нее очень слабая оборона, и это – ее главная проблема". Допустим ведь, пусть даже тут есть некая гипербола, что великий снайпер не берет подобные вещи с потолка?
А один известный журналист спросил: "Кроме нашей плохой обороны, у вас случайно не обсуждают, например, то, что молодой Алли – излишне горячный, и его довольно легко можно спровоцировать на желтую, а то и на красную карточку?"
Нет, отвечаю, не обсуждают. Будем знать. Сделаем зарубочку. Вдруг потом придется вспомнить?
"ТА ЖЕ ДЕРЕВНЯ, ТОЛЬКО С ПОНТАМИ"
Нет, я не собираюсь никого тут переубеждать, что Англия – фаворит первого матча, причем достаточно ярко выраженный. Это и вправду так. Но наша команда может найти десятки аргументов, чтобы заранее не склонить голову и попытаться переубедить нас по ходу пьесы. Есть, понятно, аргументы игровые, ими Слуцкий и игроки занимаются на теории.
Но есть и психологические, и исторические. Вспомним и то, что максимум, чего добивалась в истории своих участий в Euro сборная Англии, – третье место. Ладно, мы выигрывали и еще трижды брали серебро в советские времена, когда Россия, Украина, Грузия и т.д. были все в одном государстве. Но ведь полуфинал 2008-го был совсем недавно. И до того турнира нас никто и в грош не ставил...
Когда-то Павел Садырин, отличавшийся острым языком, сказал о "Роме" после абсолютно равных матчей с его ЦСКА: "Та же деревня, только с понтами". С поправкой на формулировку относиться к происходящему надо именно так. Лучше всех, по-моему, это сформулировал все тот же Дзюба в нашем недавнем интервью в Бад-Рагаце: "Мы одна из самых непредсказуемых команд на турнире. Все зависит от того, что у каждого будет происходить в голове. Если справимся с какой-то зажатостью, с мыслями о том, что в нас не верят, если переключим в голове какой-то тумблер и скажем себе: "Мы – можем!", то, мне кажется, способны на многое".
И ведь сказали – в Лужниках-2007, когда были приперты к стенке. Когда надо было побеждать, а вместо этого к перерыву – проигрывали. Тогда мы выступали дома, да. Но и "Велодром" – не "Уэмбли".
А сделал тогда Павлюченко в Лужниках дубль, добавил потом к нему классный чемпионат Европы – и спустя полтора месяца отправился в "Тоттенхэм". Вслед за ним – Аршавин, Жирков, Билялетдинов... Что у них там получилось и нет – это уже совсем другая история. Но факт, что чемпионаты мира и Европы дают людям шанс, который они не получат ни при каких других обстоятельствах. Шанс полететь в футбольный космос.
ПУТЬ СЛУЦКОГО
При слове "космос" у многих возникает ассоциация – Леонид Слуцкий. Для которого этот большой турнир на уровне сборной тоже станет первым. Как и для ряда его важных футболистов – Дзюбы, Смолова, Смольникова, Нойштедтера, Головина...
В начале февраля, в перерыве между сборами ЦСКА, мы сидели со Слуцким в итальянском ресторанчике близ армейского офиса и завершали интервью для его биографии. Я спросил: "У вас уже крутится в голове картинка марсельского стадиона "Велодром"? То, как сборная России 11 июня выходит там на матч с Англией, а вы идете на тренерскую скамейку?"
Слуцкий улыбнулся: "Нет. Пока картинка кубкового матча в Уфе 1 марта куда более актуальна, чем "Велодром".
Знаю, что он говорил правду. Но вот "Уфа" позади, третье за четыре года чемпионство ЦСКА выиграно – и для тренера настало время "Велодрома". И сборной Англии. Настало время, какого в жизни 45-летнего Слуцкого еще никогда не было. Время, после которого он, как и любой человек на его месте, уже никогда не будет таким же, как прежде.
Чтобы оказаться на этом месте и в это время, Слуцкий прошел долгий путь с самого низа, с детского футбола. Он десятки раз вставал, падал и вновь вставал, чтобы пойти дальше. Он завоевывал с нуля авторитет в глазах футболистов – от малолетних в "Олимпии" до матерых, требовательных, богатых трофеями и зарплатами в ЦСКА. Его интеллект, знания и коммуникабельность помогали ему растопить самые ледяные сердца.
Слуцкий – уж точно не баловень судьбы. Его лестница к первому матчу во главе сборной на чемпионате Европы состояла из сотен ступенек, порой косых и выщербленных, на которых споткнуться и что-нибудь себе сломать было раз плюнуть. Но он через все это прошел и, убежден, заслуженно находится там, где сейчас есть. Став первым российским тренером российской сборной с 2006 года.
И мне очень хочется, чтобы на домашний ЧМ-2018 сборную повез именно Слуцкий. Потому что это будет команда с человеческим лицом – то, что и нужно, когда такой грандиозный турнир проводится в твоей стране. Но, чтобы это случилось, на Euro надо сыграть с достоинством. Будет результат или нет – но чтобы никто вокруг не смог задать вопрос: "А зачем мы сюда приезжали?" Чтобы никому в голову не могла прийти аналогия, изобретенная два года назад выдающимся английским журналистом Джонатаном Уилсоном, уподобившим впечатление от сборной России Фабио Капелло... исчезающему спрею. Только что вроде был – а вот уже его и нет. Словно не было никакой сборной.
Поэтому – в бой, тренер Слуцкий и его команда! А наш болельщик, каждый со своей личной энергетикой, вложит в вас свою веру и любовь. Ведь правда, друзья?
АНГЛИЯ – РОССИЯ
Сегодня. Марсель. Стадион "Велодром". 22.00 (Первый канал – 21.50, комментаторы – Набутов, Малафеев).
Судьи: Риццоли, Ди Либераторе, Тонолини, Орсато, Дамато (все – Италия), Сидиропулос, Эфтимиадис (оба – Греция).
Делегат УЕФА: Оспельт (Лихтенштейн).
Судейский наблюдатель: Фандель (Германия).