"Сопли жевать нет времени". Первое, что Слуцкий сказал игрокам в раздевалке

Telegram Дзен

EURO-2016. Группа B. Матч №13. РОССИЯ – СЛОВАКИЯ – 1:2

FOOTБОЛЬНЫЕ ЛЮДИ

 
Россия: шанс не потерян. Игра найдена?

Илья КАЗАКОВ

В 1994 году, на самом странном чемпионате мира по футболу в истории российской сборной, у нашей команды удивительным образом оставались неплохие шансы на выход в плей-офф после двух поражений на старте – от Бразилии и Швеции соответственно. Что было дальше, мы помним: 6:1 с Камеруном, пять мячей Олега Саленко и удивительный нефарт. Этот результат глобально ни на что не повлиял – все другие расклады, способные вывести Россию из группы, оказались не в нашу пользу. Сборная Павла Садырина вернулась домой, заставив терзаться сомнениями – а что было бы, если бы он выставил и в первых двух турах тот же состав, что и на Камерун? Шесть изменений в основе по сравнению с проигранными матчами не только принесли победу, но и заставили вспомнить подготовительный период к Кубку мира. После "письма 14" Садырин вынужденно поменял состав, неплохо провел им товарищеские матчи, но перед отлетом в США вернул в команду тех, кто ранее публично отказывался играть под его руководством.

Как следствие – сборная выстрелила на том чемпионате только в третьей игре. Заставив задаваться вопросом: что было бы, если?..

20 лет спустя Фабио Капелло точно так же вынуждал нас терзаться сомнениями – почему на лавке остаются Денисов с Дзагоевым? Но в третьем и решающем матче группы выпустил их при счете 1:0 – и в итоге сборная не вышла из группы, позволив африканцам отыграться. Удалось бы удержать победный счет, не прибегая к услугам тех, кого все так хотели видеть на поле? Вопрос. Было бы лучше, если бы два "Д", кого сейчас так не хватает на Euro, играли с первых минут? Еще один вопрос.

Роман ШИРОКОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
 
Темный тоннель и немного света. Как Россия проиграла Словакии

Лучше всего склонность к перепадам настроения у болельщиков с нами, журналистами, иллюстрирует отношение к Широкову. Включил его Слуцкий в заявку на чемпионат Европы – это вызвало в массах язвительное удивление. Оставил в двух матчах его на скамейке запасных – та же самая реакция. Любые проблемы в игре сборной воспринимаются исключительно через отдельных игроков. Сыграл Кокорин неважно со Словакией – мы требуем, чтобы на Уэльс его оставили в резерве и перешли на схему с двумя форвардами. Может быть, так действительно и будет, но ломать по ходу турнира схему в условиях дефицита игроков – риск вряд ли меньший. Можно потерять то, что уже работает, пусть всего тайм, но работает. Не случайно ведь во всех других матчах, где у одной из команд откровенно не шла игра так, как хотелось, тренеры меняли именно футболистов – на одноплановых, но не саму модель.

Когда мы пытаемся понять – было ли решение Слуцкого остановиться на паре Нойштедтер – Головин и во втором туре, мне кажется, из виду упускается одна значимая вещь. У Глушакова, забившего Англии (пусть даже коснувшегося мяча за линией или на линии ворот) и забившего Словакии, была мышечная травма. Из-за которой он не провел все тренировки на базе во Франции в общей группе. И на все 90 минут спартаковец просто не был готов. Судьба большинства матчей здесь решается после перерыва. Логичнее иметь под рукой игрока, который усилит игру, выйдя на замену, чем наоборот, ослабить свою команду, убирая его в начале второго тайма.

Если этот аргумент не только верен, но и приоритетен, становится понятно не только отсутствие Глушакова в стартовом составе, но и присутствие в нем Головина. Не секрет, что Слуцкий видит Мамаева ярковыраженным атакующим полузащитником. И раз так, иметь на поле одновременно слишком большую группу нападения против мощной полузащиты англичан и словаков – слишком большой риск. Головин, вероятно, тоже не ярковыраженный опорник и вряд ли когда-то им станет, но требования тренера к общему построению игры должен знать лучше.

80-я минута. Денис ГЛУШАКОВ празднует гол. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
 
Слуцкого подвели опорники. Колонка Игоря Шалимова

Не исключено, что это ошибочный взгляд, но я рассматриваю сейчас пары полузащитников Нойштедтер – Головин и Глушаков – Мамаев именно как блоки. Когда возможна замена конструкции целиком, а не фрагментарно. И если связка в центре в третьем туре окажется совершенно новой, это будет не только следствием неудовлетворительной игры, но и свидетельством, что Глушаков уже готов выдержать на поле больше тайма.

Матч с Англией я смотрел, не уходя на перерыв, из ложи прессы. Интересная деталь – только судья дал свисток на перерыв, как на поле вышли запасные. Все разминались достаточно монотонно, как это происходит всегда. И только Широков совершал ускорения, рывки. Было очевидно, что его готовят на замену. Но он вышел только на последние пятнадцать минут. Почему? Почувствовал боль или спазм? Или Слуцкий решил не спешить по каким-то своим соображениям?

Судя по послематчевой пресс-конференции в Лилле, главный тренер нацелен на перестановки в составе. Пытаясь вновь угадать, какими они будут, рискну предположить – поменяется состав, но не схема. Вновь будут три форварда, но Нойштедтер с Головиным окажутся в запасе. Потому что схема – это идея, обдуманная и выстраданная, а перестановки игроков – это уже следующий шаг. Слуцкий – тренер, тактик, у кого эмоциональная составляющая вторична. Кто знает, может быть, сборная играет вторые таймы лучше первых, потому что он что-то разжевывает футболистам в перерыве в раздевалке.

Леонид СЛУЦКИЙ и Сергей СЕМАК. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
 
Алексей Смертин: "Дзюба - пример для подражания. Но в одиночку команду не вытащить"

Кстати, насчет раздевалки. Насколько знаю, первое, что сказал тренер игрокам в раздевалке после поражения: "Сопли жевать нет времени!"

Это ведь и о его собственной реакции на первые два матча и на то, что будут говорить и уже говорят о сборной в России.

У команды третья игра, решающая.

Все эмоции – на потом.

P.S. Только написал текст, и стало известно, что у Шатова мышечное повреждение. Но врачи сборной Эдуард Безуглов и Михаил Бутовский в рекордные сроки восстанавливали многих игроков – того же Широкова к Швеции, например. Уверен, что профессионалы-медики и зенитовца вернут в строй к решающей встрече.