База сборной Франции: зачем Дешаму колючий кустарник?

Telegram Дзен

EURO-2016. 1/4 финала. Матч № 48. 3 июля. ФРАНЦИЯ - ИСЛАНДИЯ (22.00)

В России многие годы ходят разговоры о строительстве базы для сборной, но дальше них не идет. Обозреватель "СЭ" рассказывает о вчерашнем и сегодняшнем дне знаменитого центра французской сборной под Парижем.

Александр ПРОСВЕТОВ
из Клерфонтэна

В 1998 году работать было проще. Тогда в Клерфонтэне не было усиленной охраны. Теперь она встречает на каждом углу, но при этом лишь издали смотрит на аккредитации, даже не проверяя, как на стадионах Euro-2016, штрих-коды.

Будем считать, что у полиции свои скрытые от глаз непосвященных методы. Но и от игроков журналисты теперь отдалены, как декабристы от народа. Во всех отношениях. Давно нет круглых столов, как при Эме Жаке. В урочный день за них сажали пять-шесть "жертв", вокруг размещались представители СМИ – и происходило общение. Если Зидан неизменно собирал толпу, то юные Анри и Трезеге почти никому не были нужны.

Центр подготовки французской сборной в Клерфонтэне. Фото REUTERS

А возле зала для пресс-конференций, можно было, помнится, подойти к самому главному тренеру и задать не очень уместный и бесконечно странный для него вопрос про сборную России.

Теперь, когда нашего брата с развитием интернета стало численно намного больше, все сводится к пресс-конференциям, которые проводятся в Клерфонтэне все в том же зале с рядами мест, поднимающимися уступами, как в студенческой аудитории. Но ведут к нему теперь таким путем, чтобы никто и близко не подобрался к замку, в котором проживают игроки национальной сборной. Безопасность превыше всего.

Центр подготовки французской сборной в Клерфонтэне. Фото AFP

АНРИ, АНЕЛЬКА, МАТЮИДИ...

"Амфитеатров" два, и носят они имена Фернана Састра (его именем наречен и весь центр) и Жоржа Булоня. Франция не забыла тех, кто заложил основы ее последующих футбольных успехов.

Оба работали во Французской федерации футбола с начала 70-х годов, прихватив и 80-е. Састр – на посту президента. Это по его инициативе федерация приобрела обширную территорию в полусотне километров к юго-западу от Парижа, где в 1984 году он посадил дуб как "символ силы и долголетия". Через четыре года там открылся знаменитый Национальный технический центр, в который мы теперь и наведываемся.

Булонь же занял учрежденную в 1970 году должность национального технического директора, ответственного за весь институт сборных команд. Он не добился перед этим громких достижений как главный тренер сборной, зато обязал все клубы двух профессиональных дивизионов Франции иметь центры подготовки молодежи.

Одним из его первых шагов как технического директора стало создание Национального института футбола в городе Виши, в принципе футбольной академии под крылом федерации, в которую поначалу на конкурсной основе отобрали 40 футболистов в возрасте от 16 лет. В последующем это футбольное учебное заведение принимало по 200-300 человек, но постоянный отсев был почти столь же жесткий, как в отряде космонавтов, так что к финишу через три года приходили лишь полтора десятка. Самый известный выпускник – окончивший академию в 1984 году Жан-Пьер Папен.

Центр в Клерфонтэне позже подхватил эстафету у Виши. Двадцать его выпускников играли за национальную сборную. Среди них: Тьерри Анри, Николя Анелька, Вилльям Галлас, Жером Ротен, Луи Саа, Блэз Матюиди.

Ретро-форма в музее сборной Франции. Фото REUTERS

Однако со временем контингент центра помолодел. Это произошло вследствие появления центров подготовки при клубах, которые принялись переманивать юные дарования в возрасте 16-18 лет, в том числе посулами и даже взятками родителям. При этом обхаживаемая сторона была, в свою очередь, заинтересована, чтобы игроки были на виду в клубах и имели более или менее твердую перспективу, которую ни с кем из потенциальных работодателей несвязанный центр предложить не мог. Клерфонтэн перешел на работу с детьми в возрасте 13-15 лет.

Причем сегодня он сосредоточен на тех, кто живет в парижском регионе. Это связано с рекомендациями ФИФА не отлучать детей от семьи и не увозить их в интернаты, расположенные дальше 200 километров от дома, чтобы они имели возможность видеться с родными. Во Франции отреагировали созданиями региональных центров.

Тренажерный зал. Фото REUTERS

Параллельно Клерфонтэн стал местом сборов национальной команды. Сегодня в нем, с одной стороны, тренируются сборные команды всех возрастов. Как мужские, так и женские. С другой, осталась функция подготовки детей – как мальчиков, так и девочек, которые в дни Euro-2016, естественно, находятся на каникулах.

Конкурс при этом чрезвычайно велик: 2,5 тысячи желающих на 23-25 вакансий. А поскольку речь идет о детях школьного возраста, воспитанники посещают общеобразовательный колледж в Рамбуйе, расположенном в десятке километров от Клерфонтэна.

Адиль РАМИ и Антуан ГРИЗМАНН в Клерфонтэне. Фото AFP

В ПОИСКАХ КОММЕРЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА

Все хозяйство состоит на балансе у Французской федерации футбола, которая соответственно оплачивала и меры по модернизации центра. Все-таки между ЧМ-98 и Euro-2016 немалая дистанция в 18 лет. В период с 2004 по 2008 год на обновление зданий, спортивных сооружений и медицинского центра было израсходовано 9 миллионов евро. Следующий этап (2013-2015) потребовал 15 миллионов.

– Федерация изначально рассчитывала "отбивать" часть расходов за счет аренды, – рассказал мне Кристиан Фрише, руководитель отдела спорта в газете L’Est Republicain, издаваемой в городе Нанси. – Это не получилось. Теперь после модернизации снова ставится такая цель. Тем более что медицинский центр в Клерфонтэне ультрасовременен – он получил особое признание ФИФА. В федерации надеются, что Клерфонтэн будет привлекательным для клубов во время проведения сборов, а также для организации всякого рода семинаров. Особый расчет на то, что Париж получит право на проведение Олимпийских игр 2024 года.

– "Отбить" средства даже частично проблематично, – заметил, в свою очередь, парижский журналист Ксавье Барре. – Кое-что, конечно, делается. Проводятся тренерские курсы по лицензированию. Причем у нас главного тренера не отпускают с них на матчи команды, если те перенесены. С этим столкнулся не так давно работающий с "Нанси" Пабло Корреа. Игрой пришлось руководить его помощнику. "ПСЖ", помнится, два года назад начал подготовку к сезону в Клерфонтэне, потому что на его базе в Сен-Жермен-ан-Лье не закончился ремонт. Но это продлилось лишь три дня. Еще сборные США – мужская и женская – приезжали: они просматривали европейцев, имеющих двойное, в том числе американское, гражданство, каких особенно много в Германии. Но это лишь отдельные акции. Здесь не Испания, не Греция и не Кипр. С одной стороны, цены выше, с другой – не так тепло. В последние дни, слышал, в Москве, куда жарче.

Тренировочное поле в Клерфонтэне. Фото AFP

...В Клерфонтэне девять полей, три из которых – с искусственным покрытием (одно – в закрытом помещении). Словом, у природы нет плохой погоды. На двух травяных полях занимаются мужская и женская национальная команда. На одном из них с трибуной на 500 мест, где в среду состоялась открытая тренировка трехцветных, проводят официальные матчи юношеские сборные.

Любопытно, что главный тренер Дидье Дешам вдруг выступил с инициативой об увеличении площади зеленых насаждений возле тренировочного поля имени Мишеля Платини, где команда проводит те занятия, которые хотела бы скрыть от чужих глаз. В частности, главный тренер попросил удлинить бордюр из колючего кустарника, окаймляющего поле. Ларчик просто открывался: без этой части барьера поле просматривалось из административного здания центра. Дешам же заподозрил управленцев и бухгалтеров в сотрудничестве со СМИ.

Центр подготовки французской сборной в Клерфонтэне. Фото AFP