EURO-2016. Отборочный турнир. Группа G. 9 октября. МОЛДАВИЯ – РОССИЯ
Репортаж обозревателя "СЭ" из столицы Молдавии.Игорь РАБИНЕР
из Кишинева
– Цель вашей поездки?
До этой секунды все шло как по маслу. Аэробус молдавских авиалиний вылетел из Домодедова минута в минуту, приземлился даже на четверть часа прежде указанного в билете срока. Объявления в лайнере делались в том числе и по-русски, стюардессы были безупречно приветливы, болтанки не было. А что спинки кресел назад не откидывались, и по съестной части все ограничилось холодным сэндвичем – так, чай, не баре, за два часа полета можно и перетерпеть.
Зона паспортного контроля был куда более безлюдна, чем "Арена Химки" во время прошлогодних домашних матчей ЦСКА в Лиге чемпионов. И тут...
Мой ответ был вроде бы продуман и лаконичен: "Командировка. Журналист. На футбол". Сказал бы, что просто журналист – могла бы ждать судьба телебригады НТВ, которую днями на границе, говорят, завернули. Насмотрелись молдаване, как российское федеральное ТВ освещает украинские события – и решили, видать, таким вот способом упредить аналогичную "экранизацию" своего нарождающегося майдана.
Сказал бы просто "на футбол" – еще, чего доброго, за российского фаната бы сочли и тоже развернули на 180 градусов. Хоть на лицо вроде и не похож – но ведь у молдаван наверняка есть аналог поговорки "В тихом омуте черти водятся". А может, и не аналог, учитывая, что в маршрутке, на которой я буду добираться из аэропорта до отеля, как и возле остановки, где выйду, больше половины народу будет изъясняться по-русски.
Но что-то в моем плане не сработало.
"Журналист? На футбол? Сейчас, подождите". Такие фразы обычно не сулят ничего хорошего, и это стало очевидно, когда пограничница с моим российским загранпаспортом наперевес подбежала к стоявшему в нескольких метрах молодому офицеру. Тот вышел ко мне и корректно, но убедительно предложил: "Пройдемте в комнату". "Что-то случилось?" – деланно забеспокоился спецкор "СЭ", словно мне в голову не могло прийти ничего подобного. "Нет-нет, все нормально. Просто небольшие формальности, которые проходят все журналисты".
В комнате обнаружился еще один офицер – и они внимательно начали рассматривать удостоверения "СЭ" и Союза журналистов России. Думал, этим все и ограничится – держи карман шире! Для начала пришлось написать объяснительную с указанием, какое издание представляю, в какие сроки и с какой целью посещаю Молдавию, где буду жить и, наконец, какую технику с собой привез. Масштаб человеколюбия пограничников был таков, что они даже показали аналогичную бумагу от коллеги: мол, не вы один через это проходите.
Затем первый офицер, покопавшись у себя в смартфоне, извлек оттуда список аккредитованных на матче российских журналистов. Обнаружил меня. Казалось, все явки и пароли совпадают – что дальше-то искать? Но не поленился он и проверить базу данных гостиницы, которую я указал. И только после того, как выяснилось, что и там я присутствую, вернул паспорт с въездной печатью.
***
При этом абсолютно все было сделано с идеальной вежливостью и без малейших признаков агрессии. Когда последним пунктом в объяснительной меня попросили изложить претензии к пограничной службе, если таковые имеются, придраться было не к чему – кроме нескольких минут потерянного времени и ощущения, что все твои передвижения по стране известны и будут контролироваться. Хотя это мы еще посмотрим.
Спрашиваю: "Можно сфотографировать объяснительную?" К своему огромному удивлению, слышу: "Можно". Далее, однако, следует разочаровывающая оговорка: "Но только для личного пользования. Публиковать нельзя". Нет, можно было бы, конечно, наплевать, тем более что ничего на этот счет не подписывал, – но очевидно, что все мы тут под колпаком. Опубликуешь – и еще из страны не выпустят.
Вкрадчиво интересуюсь: "Это у вас такие меры из-за событий в стране?"
Пограничник оказался тертый. Только пожал плечами, усмехнулся и сказал: "Вы же журналист. Сами все понимаете".
Напоследок даже поинтересовался, как буду добираться до отеля. Услышав, что на маршрутке (она идет от аэропорта минут десять максимум – так зачем тратиться на такси?), удивился и даже немного напрягся: "Вы что, у нас уже бывали?" "Нет, просто справки наводил".
Далее все уже было явно не по инструкции, а по-человечески: "Знаете, сколько маршрутка стоит?" – "Три леи" – "В зале аэропорта есть и обменники, и банкоматы – там леи и возьмете. А остановка маршрутки – направо, за стоянкой такси".
Человек выполнил предписание, и сделал это безо всякого властолюбивого рвения. Обижаться на него за мини-допрос было бы глупо. Но сам по себе факт такого предписания весьма красноречив.
***
В Молдавии неспокойно. Палаточный городок на главной улице столицы – проспекте Штефана чел Маре – сильно смахивает на Киев пару лет назад, да и в середине 2000-х, во времена "оранжевой революции". Впрочем, в кишиневской маршрутке номер 165, где неожиданно пришлось ехать стоя (хорошо, недолго), политических диспутов никто не вел. И косо, услышав русскую речь, никто не смотрел.
Что же происходит? Основной вратарь футбольной сборной Илья Чебану в опубликованном вчера интервью "СЭ", когда я попросил его прокомментировать слухи последних недель о возможной отмене матча с Россией, высказался так: "У нас сейчас проходят митинги протеста. Люди недовольны руководством страны. Наверное, есть те, кто заинтересован подлить масла в огонь. Надеюсь, болельщики будут интеллигентны и разумны. Как бы банально это ни звучало, футбол – вне политики".
Как бы хотелось, чтобы это было действительно так. Меньше всего мне хочется сейчас лезть в политику, и уж тем более давать какие-либо оценки. Но один рассказанный мне в Кишиневе (причем молдаванами) факт говорит о многом. 31 августа во время Дня языка – который в Молдавии точь-в-точь совпадает с румынским – мэр столицы Дорин Киртоакэ поднялся на сцену и открыто заявил: "Мечтаю, что в один день мы будем частью Великой Румынии".
Мэр Кишинева в своих воззрениях далеко не одинок, что совершенно не радует сторонников независимой Молдавии, не говоря уже о русскоязычном населении. Маятник молдавской политики десятилетиями качается между Румынией, Россией и Украиной, и сейчас он определенно на румынской стороне.
Вот при таком антураже и прилетает в среду в Кишинев сборная России.
***
А вскоре прилетят и ее болельщики: пока их тут единицы, а самолет, которым я летел во вторник днем, был на три четверти пуст.
Но из информированных болельщицких кругов – причем не российских, а сопредельных нам стран – в моем распоряжении появились пока не подтвержденные данные, которые, однако, не могут не настораживать.
Согласно им, из Бухареста и Одессы в Кишинев уже подтянулись даже не ультрас, а хулиганы соответственно "Стяуа" и "Черноморца", которые дружат с фанатами "Зимбру". Якобы они даже проводят тренировки за пределами молдавской столицы, готовя российским фанатам теплый прием.
Главное, впрочем, чтобы все это не затронуло наших мирных болельщиков, – а уж немирные, есть подозрения, такому развитию событий будут только рады. Хотя, повторюсь, информация эта пока не подтверждена, а на нагнетаемом ныне в Молдавии общем фоне слухи могут превосходить реальность.
Возможно, не только митингами и демонстрациями, но и подобного рода опасениями руководствовалось молдавское МВД, действительно предлагавшее перенести матч Молдавия – Россия из Кишинева либо на более поздний срок, либо в столицу Приднестровья – Тирасполь. Объясняли это силовики тем, что все их основные силы задействованы на митингах, и они якобы не могут гарантировать безопасность при организации и проведении матча.
Но первый вариант не допустила бы УЕФА, у которого сроки матчей отборочного турнира очень жесткие, резервных дат нет, а отборочный цикл Euro-2016 уже заканчивается. Второй же в нынешней обстановке с большой долей вероятности навлек бы гнев общественности, да и националистически настроенных политических кругов на федерацию футбола Молдавии. И она решила проводить матч в том же месте и то же время, когда он и должен был состояться.
По некоторым данным, президенту федерации футбола страны Павлу Чебану было очень непросто не поддаться давлению политиков и принять такое решение. Более того, МВД всячески ему противилось – а когда осознало, что путей для отступления нет (не проводить же домашний матч вообще за границей!), начало с федерацией... торговаться. В результате на день игры и сутки, предшествующие матчу, федерация из своего бюджета наймет службу безопасности и привлечет пару сотен сотрудников спецслужб, чтобы контролировать ситуацию на территории стадиона.
Более того, поговаривают, что МВД требует установки дополнительного забора невдалеке от стадиона – и чтобы оплатила это тоже федерация! Интересно, чем вся эта полемика закончится – но ясно, что вокруг обычного отборочного матча разворачивается целая "битва бульдогов под ковром", как однажды высказался Уинстон Черчилль о советской политической системе.
***
Во всей этой обстановке внезапное увольнение за пару недель до матча с Россией с поста главного тренера сборной Александра Куртияна, постоянно проживающего в Санкт-Петербурге, и назначение на его место румынского специалиста Штефана Стойки (он же – главный тренер "Зимбру"), иные сторонники конспирологических версий наверняка расценят как звено той же цепи.
Да, Молдавия занимает последнее место в группе, и отбор к Euro-2016, если не считать матча на "Открытие Арене", провела неудачно. Но учитывая, что подняться в таблице даже на одно место ей не больно-то светит (даже при одной победе – а остаются матчи с Россией и Швецией – она лишь сравняется с Лихтенштейном, которому уступает по личным встречам), неясно, зачем надо было так торопиться и убирать Куртияна до окончания квалификации. И есть в молдавском футболе люди, убежденные, что это – высокое политическое решение, связанное именно с предстоящим матчем против россиян и принятое через голову федерации.
Так это или нет, узнать со стопроцентной вероятностью, конечно, не представляется возможным. Ясно одно: эмоционально футболистов сборной Молдавии перед этой игрой будут накручивать до предела. И уж если она великолепно настроилась и заслуженно сыграла вничью в Москве, то на забитом чисто футбольном стадионе "Зимбру" самоотдача ее игроков будет сумасшедшей.
Конечно, без группы ведущих игроков – Епуряну, Ионицэ, Гацкана, Головатенко (первые двое травмированы, третий и четвертый – дисквалифицированы) – качество состава молдаван пострадает изрядно. Но страстью порой можно добрать то, что кажется невозможным из-за уровня. В конечном счете, сборная России уже проигрывала отборочные матчи в Украине и Грузии, играла вничью в Эстонии, Латвии, Армении и Азербайджане. Плюс дома с Молдавией. А с белорусами и казахами мы просто никогда не играли в одной группе...
Поэтому, если кто-то из наших футболистов вдруг сочтет визит в Кишинев "турпоездкой" (помните слова Аршавина перед игрой в Баку в 2009-м, когда мы уже никуда могли сдвинуться со второго места и избежать стыков?), такое отношение станет форменным безумием.
Очень хочется, чтобы в конце этой поездки мы говорили только о футболе. Лучше, конечно, победном, но в первую очередь – об игре. Потому что уж больно все кажется наэлектризованным. И позапрошлый выезд, весной в Черногорию, уже обернулся броском петарды в голову Акинфееву и срывом матча. Есть тревога и сейчас.
Нам больше не нужны технические победы такой ценой.