ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. ФРАНЦИЯ – РОССИЯ – 4:2
Во вторник сборная России проиграла в товарищеской встрече команде Франции. Спецкор "СЭ" подводит итоги этого матча.Дмитрий СИМОНОВ
Журналистам регулярно приходится сочинять репортажи прямо во время игры и сдавать с финальным свистком. Это примерно то же самое, что писать рецензию в кинозале во время фильма и ставить точку с итоговыми титрами. Полагаю, если бы дело обстояло именно так, авторы рецензий на "Шестое чувство" и другие картины с непредсказуемым финалом давно бы стояли на бирже труда. Чем закончится кино под названием "Франция – Россия", стало ясно примерно на 9-й минуте, после первого пропущенного гола. Тем не менее некоторые события заставили сменить тональность.
Когда закончился первый тайм, сборная России в атмосфере тотальной безысходности уступала Франции не только на табло (0:2), но и на поле по всем статьям. К тому моменту я уже выдумал и с трагическим видом напечатал заголовок "Трехцветные обыграли бесцветных". Но прошло всего несколько минут, и Кокорин, забивший красивый гол, бросил на мою интеллектуальную собственность первую горсть земли. Название лишилось права на жизнь. Забить (как впоследствии оказалось – аж дважды) едва ли не сильнейшей сборной континента в ее собственном доме – дорогого стоило. Хотя совокупное впечатление от игры наших на "Стад де Франс", к сожалению, не изменилось.
Великий Йохан Кройф однажды сказал примерно так: "Красота игры бессмысленна без результата. Результат скучен без красоты игры". Он был прав, но если все-таки выбирать, то счет на табло важнее качества, потому что счет конкретен и несет очевидную выгоду в виде турнирных достижений, а качество – понятие, отдающее вкусовщиной. Достаточно просто попытаться оценить Кокорина – качественно он сыграл или не совсем. С одной стороны, забил – сделал свое дело, молодец, ставим плюсик. С другой – грубо сфолил перед вторым голом французов и упустил Жиньяка. Минусик. С третьей – вообще непонятно, при чем здесь Кокорин и Жиньяк. Почему наш форвард, не будучи великим игруном головой, опекал едва ли не самого опасного воздушного борца Франции. Или Жиньяка упустил кто-то другой, а Кокорин просто оказался рядом?
Или берем Широкова. Уже традиционные 33 тактико-технических действия по версии InStat за 90 минут (меньше – только у сыгравших по тайму вратарей да у футболистов, вышедших на считаные минуты) с посредственным КПД – оправдана ли такая жертва, если футболист изящно соучаствует при голевой атаке при счете 0:10 в пользу соперника? Что важнее – разовый проблеск гениальности или монотонная рабоче-крестьянская польза для командной игры?
Или вот Головин. Все игроки сборной России сыграли либо посредственно, либо плохо. Меня, кстати, сильно смутило, что в нашем составе невозможно выделить абсолютно никого, какая-то сплошная серость. По факту, если верить статистике, 19-летний мальчик Саша действовал на одинаково посредственном уровне с великими нашими ветеранами и в принципе может считаться одним из лучших среди худших.
В то же время само появление Головина в зоне Денисова – Дзагоева радикально повлияло на французско-российскую действительность, на сущность игры. Оно нарушило баланс. Выставить в центре сразу трех не очень умело обороняющихся футболистов – не слишком ли большая роскошь, не слишком ли экспериментальный эксперимент, когда сражаешься с Францией, а не с Литвой, Чехией или Сербией. Ни в коем случае не пытаюсь спорить с тренером, но все же не покидает ощущение, что после форс-мажорного отъезда Денисова в Москву Слуцкий выбрал чересчур творческое и авантюрное решение. "Тарасов и Глушаков играли с Литвой и находились не в лучшем состоянии", – объяснил, впрочем, свое решение Леонид Викторович. Такой аргумент порождает тревогу: матч с Францией состоялся через два дня на третий после Литвы, на Euro-2016 игры будут тоже в не самом простом ритме – через три дня на четвертый. А Тарасов с Глушаковым настолько умаялись, что сил для такого графика не нашлось. Все идет к тому, что с Англией и Словакией тоже будем играть разными составами?
Впрочем, нельзя исключать, что через какое-то время мы будем самыми добрыми словами, с восхищением вспоминать дебют идеи с "Денисовым" – Головиным, когда она сработает уже в более подходящем для ее применения матче.
Наконец, разговор про два разных тайма. Больная тема. Первые 45 минут вызвали у Слуцкого большое разочарование, вторые – сдержанный оптимизм. "Стакан наполовину полон или наполовину пуст?" – задался аналогичным вопросом коллега Рабинер в своем аналитическом материале. Лично я отношусь, видимо, к разряду полупустых. То есть к тем, кому чего-то не хватило. Объясните мне, какой прок от сдержанно оптимистичных вторых таймов, когда есть настолько пессимистичные первые. Бегун споткнулся и упал на финише, а потом героически догонял, но не догнал, потому что остальные спортсмены уже финишировали.
По итогам первого тайма было проиграно все. Нужно быть безудержным, а не сдержанным оптимистом, чтобы поверить, что во второй половине Россия способна радикально перевернуть ход такой встречи с таким противником. Ничего бы не вышло, даже если бы в раздевалке футболистов били кнутом, а не просто устроили серьезный разбор полетов. Это Франция! С ней так нельзя! Зато больной перед смертью потел, доказав, что чисто теоретически, при желании, вполне мог бы выжить. Жаль только, не выжил. Но потел.
Фрагментарность игры сборной России, ее попытки скатиться в "неигру" – вот что волнует гораздо больше, чем персональные ошибки Лодыгина, Кокорина, А. Березуцкого, Дзагоева, Головина, безликость Дзюбы, Широкова, Мамаева, далее по списку. Я не стал заострять внимание на частностях, потому что есть локальные эпизоды, а есть глобальная проблема. Чтобы добиться своего, России необходима полная концентрация, максимальная самоотдача, идеальная точность игроцких и тренерских решений. Даже все это не гарантирует победу над Францией или Англией, Словакией или Уэльсом, но так останется хотя бы шанс. Наша сборная не должна превращаться в старый советский телевизор, у которого периодически на экране пропадает цвет. Подобные провалы, как в "мертвом" первом тайме на "Стад де Франс", абсолютно недопустимы, если мы на что-то рассчитываем. Никакие прорывы Жиркова и удары Кокорина это не компенсируют.
И особенно страшно, если сборная онемеет в играх с равными. Уверен, в турнирном смысле матч с Англией – самый маловажный из трех; он с высокой вероятностью может быть проигран гранду и способен лишь задать тон, создать настроение. Для выхода в плей-офф хватит, вернее всего, четырех очков, и набирать их надо с валлийцами и словаками!
Впрочем, есть один факт, который позволяет не драматизировать ситуацию и спокойно воспринимать ход поединка с Францией. Товарищеский матч может теоретически стать худшим в истории, но лучшим в истории он не станет никогда. У сборной России уже есть малоприятный опыт, когда команда разгромила за считаные дни до Euro-2012 будущего вице-чемпиона Италию, а вскоре наши ожидания оказались нашими проблемами. Лучше уж в одну калитку проиграть на "Стад де Франс" в товарняке и выйти из группы на чемпионате Европы, чем наоборот.
Париж - Москва