Перенос исполкома
Интересно, что сейчас поделывает и как себя ощущает бывший президент УЕФА Мишель Платини? Не икается ли ему, не испытывает ли чувства вины или беспокойства? Потому что с Евро-2020, который должен был, согласно замыслу француза, пройти по всему континенту, снова проблемы.
В понедельник стало известно, что УЕФА перенес заседание исполкома организации с 27 мая на 17 июня. Причина — нерешенные вопросы по поводу проведения чемпионата Европы. Они возникли из-за того, что не все 12 городов подтвердили готовность принять игры турнира.
Напомним, что матчи Евро-2020 согласно изначальному плану должны были пройти в Лондоне, Мюнхене, Баку, Риме, Санкт-Петербурге, Будапеште, Бухаресте, Дублине, Копенгагене, Глазго, Бильбао и Амстердаме.
Наличие проблем несколько дней назад признал и президент УЕФА Александер Чеферин.
«В принципе, идея осталась той же — провести турнир в тех же 12 городах. На сегодня с девятью из них все решено. В трех других есть некоторые вопросы, которые мы продолжаем обсуждать. Если не удастся играть в 12 городах, готовы сделать это в десяти, девяти или восьми», — сказал он в интервью BeIn.
Группа риска
По мере распространение пандемии коронавируса COVID-19 и связанных с нею трудностей, в том числе экономических, УЕФА дал всем городам-организаторам срок до 30 апреля, чтобы те смогли либо подтвердить готовность принять матчи Евро-2020, либо уведомить о своем отказе. Потом дедлайн сдвинули еще на неделю.
В какой-то момент среди заинтересованных сторон оказалась даже сборная России, поскольку в последней декаде апреля о своих сомнениях заговорили в Копенгагене. А там команда Станислава Черчесова должна была проводить заключительный матч группового этапа с Данией. В Копенгагене опасались, что не потянут сразу два больших события — игры Евро-2020 и старт знаменитой веломногодневки «Тур де Франс».
«Думаю, вероятность проведения матчей в Копенгагене 50 на 50. Мы готовы провести их, но не можем сделать это без безоговорочной поддержки наших партнеров. Я буду уверен только тогда, когда у нас будет окончательное соглашение», — говорил президент Датского футбольного союза Йеспер Меллер Sky Sports.
Однако 7 мая датские власти все же подтвердили — Копенгаген готов принять матчи чемпионата Европы.
Так с какими же городами есть проблемы? По сути, «группа риска» сформировалась еще в начале апреля. В нее вошли Рим и Бильбао, что логично, учитывая, что именно Италия и Испания долгое время оставались главными очагами пандемии в Европе, а также Мюнхен и Лондон — там могли быть проблемы с местными властями. Так, мэр британской столицы Садик Хан говорил следующее: «Безопасность народа превыше всего, футбол сейчас не так важен».
Однако уже в середине апреля власти Лондона объявили, что не собираются отказываться от Евро-2020. 29 апреля пришло подтверждение и из Мюнхена — все в порядке. Новость об этом появилась на официальном сайте «Алльянц Арены».
Бильбао — в деле. Амстердам — нет?
Рим и Бильбао довольно долго оставались в «группе риска». Однако в понедельник вечером власти испанского города подтвердили, что дали соответствующие гарантии УЕФА.
«Государственные власти предоставили УЕФА гарантии, что Бильбао готов принять матчи чемпионата Европы в 2021 году», — сообщили они агентству «РИА Новости».
Однако Чеферин 16 мая сказал, что готовность подтвердили 9 городов из 12. Даже если добавить сюда Бильбао, то остаются два проблемных города. Предположительно, речь идет о Риме и Амстердаме.
Да, в 2021 году «Йохан Кройф Арена» должна отмечать 25-летний юбилей и футбол стал бы прекрасным дополнением к другим праздничным мероприятиям, которые наметила мэрия Амстердама. Вероятно, проблемой стало высказывание министра здравоохранения Нидерландов Хуго де Йонге, который 7 мая заявил, что власти могут не разрешить массовые мероприятия до тех пор, пока не будет вакцины от COVID-19.
«Мы не можем назвать дату последнего шага выхода из карантина — разрешение проводить массовые мероприятия. Это будет возможно только тогда, когда будет найдена вакцина. Никто не знает, сколько времени это займет. Конечно, мы надеемся, что это будет скоро, но более реальный срок — год или больше», — сказал де Йонге Sky Sports.
Реакция футбольных властей была ожидаемой — «мы были бы в ужасе, если бы футбол на такой длительный срок остался без зрителей» — но последнее слово не за ними, а за правительством Нидерландов.
Понятно, что на деле все может оказаться не так страшно и компромисс в итоге будет найден, но УЕФА не может ждать вечно — нужно окончательно утверждать календарь, договариваться с телевещателями, запускать новую билетную программу.
Очевидно, что если проблемы решить так и не удастся, то наиболее очевидный выход — тот, о котором сказал Чеферин: организовать Евро в меньшем числе городов, переделав календарь. Например, матчи Евро-2016, в котором также принимали участие 24 команды, прошли в 10 городах и на 10 стадионах. ЧМ-1994, где также были 24 сборных, прошел и вовсе в девяти городах на девяти аренах. Те же Баку или Бухарест уже заявляли о желании и готовности провести у себя больше матчей.
Правда, в таком случае ломается вся стройная система с кластерами, с учетом которой в том числе проходила и жеребьевка финального турнира. Рим, напомним, шел в связке с Баку, а Амстердам — с Бухарестом. Но ситуация складывается чрезвычайная, и переделка календаря и логистики — в данном случае меньшее из зол.
Но все же интересно, как там дела у Мишеля Платини?