После моего вчерашнего поста-инсайда на тему формы сборной России и Adidas было довольно много шума. Активно обсуждался тот факт, что нынешний коммерческий директор РФС Илья Фимушкин ранее работал как раз в Adidas. Василий Конов в своем канале, к примеру, отметил, что этот пункт все объясняет.
Нет, все-таки не объясняет. Уже после выхода предыдущего сообщения у меня состоялся очень фактурный разговор, из которого выяснились новые интересные детали. В том числе предположительно — главная причина такого косяка с перевернутым флагом. Хотя сам Adidas, как мы видим из свежего Q&A, это как косяк не признает и, напротив, утверждает, что за этим крылась идея — чтобы правильная расцветка флага была в моменты празднования голов, когда руки подняты. Об этом (что мало кто заметил, и я, признаюсь, тоже) говорилось в том числе и со сцены на самой презентации формы.
Так вот, о состоявшемся у меня разговоре. Из него, в частности, выяснилось, что Илья Фимушкин не мог иметь прямого отношения к новой форме, поскольку перешел на работу в РФС нынешним летом (специально проверил — официальное сообщение на сайте футбольного союза в том числе о его приходе под заголовком «РФС усилил направления коммерции и коммуникаций» датировано ?15 июля, а неофициально об этом говорилось на стыке июня и июля), тогда как решение о форме принималось около года назад. Пока мне не удалось выяснить точную дату — но, что важно, подпись одного из руководителей федерации обязательно должна быть на бумаге с эскизами.
Вопрос в том, кто этим самым руководителем федерации на тот момент был. С максимальной долей вероятности можно предполагать, что это произошло еще до избрания президентом РФС Александра Дюкова, которое состоялось на внеочередной конференции РФС 22 февраля 2019 года. Если бы его избрали в декабре-январе, даты можно было бы счесть пограничными, здесь же зазор — минимум три месяца.
Такие временные параметры — год с момента подписания документов по форме и презентации — действуют всегда. Дело в том, что тому же Adidas, как и Nike, физически требуется немало времени на то, чтобы ее произвести. Как мне объяснили, обе крупнейшие компании размещают все подобные заказы на китайских фабриках, которые не принадлежат этим фирмам, а действуют по договору. И их задача — найти у этих фирм слоты, и не маленькие, поскольку на весь процесс производства одной формы требуется около трех месяцев. И приходится довольно долго ждать очереди. Поэтому впритык к дате оговоренной презентации нового комплекта никто эскизы не сдает.
Известно, что в 2015 году образцы будущей формы из Adidas разложили перед тогдашним президентом РФС Николай Толстых на большом столе в зале Дома футбола на шестом этаже, где проходят исполкомы, и объясняли ему каждую деталь формы. Он говорил, что эти объяснения необязательны, и главное, чтобы она понравилась игрокам и Фабио Капелло, но по процедуре руководству федерации должны были показать все нюансы, что и произошло. С тех пор процедура не менялась, поэтому форма не могла возникнуть ниоткуда.
При этом встреч между представителями компании и футбольного союза всегда бывает несколько. Сначала привозят эскизы, затем — образцы. По мановению волшебной палочки весь этот процесс произойти просто не может. В нем всегда задействовано довольно много людей, и когда производитель подчеркивает, что на всех этапах РФС участвовал в нем и согласовывал его, то не лукавит.
Именно поэтому главный вопрос, на который пока нет ответа, — неужели ни у кого в футбольном союзе не возникло вопроса насчет перевернутого флага. Либо всем дружно удалось внушить, что это удачная дизайнерская задумка, а поскольку не было возможности сравнить с формами других сборных, где все цвета оказались на правильных местах, люди из РФС это согласовали.
Услышав все это, могу предположить только одну версию, как такое могло произойти.
Решение по новой форме принималось на пересменке между старой и новой футбольной властью. Виталий Мутко, хоть официально и сложил с себя полномочия президента РФС 19 декабря 2018 года, перестал вплотную заниматься футбольными вопросами гораздо раньше. Ноябрь-декабрь — это была уже как раз самая что ни на есть переходная фаза между Мутко и Дюковым.
И.о. президента РФС тогда был Александр Алаев, но и сам он ощущал себя на этом посту фигурой временной, и в эту горячую пору ему уже, вполне возможно, было не до того.
Вот, кажется, и найдено то объяснение, после которого становятся ясными корни этой ситуации — период безвластия.
В РФС не было единого центра принятия решений, царила суета, какая всегда бывает перед сменой команды, и, по всей видимости, бумаги по новой форме были подписаны в этой спешке. Год спустя она аукнулась.
Илья Фимушкин, пришедший уже при Дюкове, работал в Adidas очень долго, около 15 лет, и длительный период служил мостиком во взаимоотношениях компании с РФС. Он участвовал в программе обучения 10-14-летних российских мальчишек по договору между нашим и немецким (DFB) футбольными союзами. У него достаточно серьезные связи с головным офисом, и есть мнение, что как раз ему придется выступить в качестве центра урегулирования всего этого конфликта.
Если его вообще окажется возможно урегулировать, и в РФС не возобладают силы, которые захотят воспользоваться ситуацией и уйти к другому производителю. Контракт с немецкой компанией действует до 2022 года, и его разрыв связан с непростым вопросом компенсации.
Но это не имеет отношения к перевернутому флагу (все остальные претензии к форме — не более чем вкусовщина). Поэтому главный вопрос во всей этой истории — как такое могло произойти, что в производство ушла форма с таким спорным решением?
Ведь даже появившееся сегодня подробное разъяснение Adidas с красивой формулой, что новая форма сборной России создана для побед, не дает ответа на вопрос, почему на новых комплектах у других национальных команд цвета флага расположены нормально. Может, потому что они «созданы для поражений»? Что ж, тогда мы можем ехать на Евро-2020 со спокойной душой.
Сборная России по футболу: состав, новости и материалы //
Чемпионат Европы-2020: турнирные таблицы и расписание матчей, календарь и результаты игр отборочного турнира