19 ноября прошлого года РФС объявил о создании клуба болельщиков сборной «Наши парни». Так как Россия получила от УЕФА квоту на прямую покупку болельщиками 12 тысяч билетов на матчи группового этапа Евро-2020 с участием национальной команды, инициатива фактически преследовала одну цель: разыграть эту квоту среди членов новой организации.
Вот как об этом писал сайт РФС:
«Два простых шага, чтобы оказаться на матчах Евро-2020 с участием сборной:
— Стать членом Клуба болельщиков сборной России по футболу «Наши парни», зарегистрировавшись на сайте lk.rfs.ru.
— Для участия в розыгрыше перейдите в раздел меню «Евро 2020», подтвердите ваш номер телефона, согласитесь с правилами акции и нажмите кнопку «Принять участие».
Регистрация в личном кабинете lk.rfs.ru будет доступна с 19 ноября 2019 года".
Разыгрывались не сами билеты, а коды на их покупку. То есть — получаешь код, и свободно, без очереди приобретаешь билеты. Всего разыграно 6000 кодов к порталу УЕФА на покупку двух билетов на один из матчей сборной. 3 декабря прошла сама слепая лотерея, которая выявила победителей. Всего подано больше 116 тысяч заявок. Получается, что выигрывала каждая 20-я.
Кодом можно было воспользоваться с 4 по 18 декабря.
Начинание РФС вызвало резкую критику фанатского сообщества. Вот с каким заявлением выступила «Фратрия» — объединение болельщиков «Спартака»: «Мы крайне удивлены и возмущены недальновидными действиями РФС, которые в очередной раз идут только во вред нашему футболу. «Слепая лотерея» откинула российский футбол на 10 лет назад, вновь открыв небывалые возможности для спекулянтов и перекупщиков. Болельщики сборной России остались без билетов на чемпионат Европы, а руководство РФС своими руками не только оставило сборную страны без поддержки на Евро-2020, но и в очередной раз отвернулось от преданных любителей футбола в пользу случайных туристов и собственной сиюминутной выгоды».
Глава РФС Александр Дюков отреагировал так:
— Заявление «Фратрии»? Я его видел. К «Фратрии» отношусь с большим уважением. Они умеют поддерживать свою команду. Но в данный случай обращение в РФС поступило 9 декабря. А те билеты, которые мы получили, уже разыграли 3-го числа. Мы уже ничего не могли сделать.
«Головастые барыги» и взлом системы
Что же не так оказалось в идее РФС? Чем именно была недовольна «Фратрия» и почему фанаты считают, что в этой слепой лотерее выиграли не болельщики, а спекулянты?
Незадолго до Нового года со мной связался человек известный как Эдуард Профит — он давний болельщик сборной России, посещает домашние и выездные матчи, и к фанатам (в привычном понимании этой субкультуры) его точно не отнесешь. Мужчина взрослый, дети-студенты, свое небольшое дело. А на досуге Эдуард ведет и модерирует футбольный раздел форума Винского (известный портал о путешествиях). С форума все и началось.
После короткого телефонного разговора мы договорились о встрече. Она состоялась уже после праздников.
— Если не считать Telegram-каналы, у нас на форуме крупнейший тематический портал в России для болельщиков, — начал Эдуард. — И там сформировалась своя компания — под сто человек — которая ездит на футбол, болеет за сборную. Мы были с командой и во время отбора и, конечно, на предыдущих турнирах. Форум в целом о путешествиях, а вот у нас увлечение — футбольные путешествия. Как только РФС объявил о лотерее, все мы, естественно, подали заявки на получение кодов. Зарегистрироваться там было очень просто — через электронную почту и телефон, туда приходило подтверждение. Как понимаете, почт можно сделать очень много.
— Сколько сделали вы?
— Все, кто хочет увеличить свои шансы, всегда заводят несколько аккаунтов. На себя, жену, брата, папу и так далее. Но это честный способ, хотя и довольно муторный. А те люди, о которых я скажу дальше, работали не вручную. Так вот, мы зарегистрировались в «Наших парнях», завели себе аккануты и в итоге... все пролетели! Все сто человек, компания у нас большая! Никто не выиграл.
— Что происходило дальше?
— Разумеется, мы это обсуждали между собой. И в начале декабря на форуме появляется некий Юрий и объявляет: есть 300 кодов на сборную, продаю. По 5 тысяч рублей за код. Я как модератор потер его сообщение — продажи у нас запрещены. Но вступил с ним в переписку в Whatsapp. Интересно, откуда у человека эти коды. Это же 600 билетов.
— Я ему говорю: как так? Отвечает: все просто, написал программу. Она наштамповала заявок — полторы тысячи. Из них выпало триста. 600 билетов из 12 тысяч, пять процентов от всего объема у одного человека! Его ценник — 5 тысяч за промокод — в сумме это полтора миллиона рублей. Не за билеты. Просто за право их купить!
— Круто.
— Начал его уламывать — скинь цену, продай по 2 тысячи, возьмем оптом сразу 150 кодов (у многих же друзья, родные). Но он говорит: нет, 5 тысяч — рыночная цена, буду ждать. И ведь мог ждать — ни копейки не потратил на это, просто головастый парень, который нашел лазейку в системе.
Эдуард и его знакомые решили, что раз есть один такой компьютерный гений, то наверняка найдутся еще. И через соцсети они действительно нашли другого «продавца промокодов». У которого имелось уже 500 кодов — тот согласился продать оптом часть из них по 2 тысячи рублей за штуку.
— У человека на руках — 500 кодов, это тысяча билетов! — говорит Эдуард. — Может, поэтому согласился нам продать коды по сниженной цене. И никого не кинул. Коды отсылал первым, только потом требовал деньги. Такой вот честный хакер. Вот только два человека, с которыми общался лично. 800 кодов (300+500), 1600 билетов. Слышал как минимум еще об одном таком обладателе кодов. Но наверняка их больше. Моя оценка — до трети всех промокодов оказались у хакеров. Если не больше.
Другой известный болельщик — Николай Сурин по прозвищу Угодник — тоже проиграл в лотерее, но он принципиально не пользуется услугами перекупщиков и сейчас сидит без билетов. И это при том, что Николай не пропустил ни одного матча сборной России ни на чемпионате мира-2018, ни в отборочном цикле Евро-2020. Был с национальной командой и в Бельгии, и в Сан-Марино.
— Я сделал три аккаунта — все мимо, — говорит Николай. — Но покупать у барыг не буду. Пока билетов на Евро у меня нет. Все это, конечно, печально. Куча парней, которые всегда ездят за сборной, оказались не у дел. Не думаю, что тут как-то замешаны сотрудники РФС. Просто умные ребята увидели изъян в системе. Я слышал, что тот парень, который продавал промокоды оптом, пошел еще дальше. Вроде как подал 8 тысяч заявок через УЕФА. Посмотрим, смогут ли вычислить фейковые аккаунты в Европе. С этого сезона УЕФА высылает индивидуальную ссылку. Этот парень как-то обошел капчу (публичный тест Тьюринга для различения компьютеров и людей. — Прим. «СЭ»). Говорят, есть специальные конторы в Индии, где сидят люди и за несколько долларов в день вручную проходят капчу. Человек тупо вводит циферки или показывает, где на картинке дорожные знаки.
И Николай, и Эдуард сходятся во мнении, что значительная часть кодов в период с 4 по 18 декабря ушла от хакеров не простым болельщикам, а к перекупщикам.
— А как перекупщики реализовывали коды, если билеты должны быть именными? — спрашиваю Эдуарда.
— Да ты можешь любое имя вбить и любой номер паспорта — на входе в стадион все равно никто не сверяет билет с твоими документами. На чемпионате мира очень многие ходили по чужим билетам. Главное — сделать Fan-ID. А что написано на билете — вообще неважно.
— На матч с Бельгией барыги уже предлагают два билета по 20-25 тысяч рублей, — добавляет Николай. — Уверен, что перекупщики нашли этих хакеров и взвинтили рынок. Засылали деньги вперед и забирали промокоды. Зайдите на любой сайт объявлений.
Я зашел. И увидел массу подтверждений словам Николая. И что интересно — ценник везде примерно одинаковый. Третья категория матча Россия — Бельгия — 20 тысяч рублей за билет.
— Кто-то из обычных людей выиграл, естественно, — говорит Угодник. — Но думаю, что процент таких маленький. И я знаю точно, что пацанам, которые поддерживают сборную, которые рядом со мной стоят на трибунах, не досталось билетов.
«Матч Россия — Финляндия будет домашним... для Финляндии»
Андрей Пугачев, президент «Объединения любителей спорта», занимался организацией активной поддержки на матчах сборной после прекращения деятельности ВОБ (Всероссийского объединения болельщиков). Он же распространял билеты на игры национальной команды во время последней отборочной кампании — как бы заменил собой ВОБ.
— Наша организация подавала заявку в РФС на возможность бронировать и выкупать билеты для активных болельщиков. По факту к нам обращались вообще все болельщики. Разумеется, мы помогали всем, потому что не делим никого на активных и не активных, — рассказывает Пугачев. — Я занялся этим давно. Стал одним из людей, которые начинали деятельность ВОБ в 2006-2007 годах. В 2008 вместе с Сашей «Макасином» я был заряжающим на чемпионате Европы и куратором перфоманса. Сейчас такой структуры уже не сделаешь, да и не надо, наверное. Всему свое время. Важно, что сейчас сборной тоже нужна поддержка. Мое личное мнение — возникшая химия между сборной, фанатами и руководством помогла нам на Евро-2008. Сейчас такую химию убивают.
— Некоторым людям кажется, что фанаты просто требуют вернуть себе все привилегии. Они требуют особых условий для себя?
— Послушайте, наше объединение насчитывало примерно 5 тысяч человек. Это те люди, которые активно посещали матчи сборной. Мы все время были на связи с отделом по безопасности и работе с болельщиками РФС. Шло постоянное общение. И ближе к концу отборочного этапа мы спросили: как там квоты, можем ли мы выкупить свои билеты без жеребьевки. То есть сделать так, как это было, начиная с 2008 года. Фан-клубам сборных в Европе всегда предоставлялась квота для выкупа от УЕФА. Все 5 тысяч фамилий людей, которые поддерживали сборную во время отборочного этапа, были у РФС. Мы дали всю информацию с именами, телефонами, почтами. В итоге нам отказали. Перед самым чемпионатом Европы спешно создается новый фан-клуб, который по сути стал просто набором аккаунтов.
— Почему лотерея это плохо?
— Любая лотерея — это темная схема. Даже сам ВОБ погорел на этом, когда распространял билеты на отборочный матч чемпионата мира-2010 Россия — Германия. В лотереях на первый план выходят недобросовестные игроки. Которые используют различные лазейки. В данном случае созданы боты, которые скупили значительную часть кодов. Возник огромный серый рынок на тысячи кодов, который облегчил жизнь не простым болельщикам, а перекупщикам! Спекулянты даже не тратили свои деньги на билеты. Просто затарились промокодами.
— Кто виноват в этом? РФС? «Наши парни»? Жизнь?
— «Наши парни» — спорная, на мой взгляд, маркетинговая идея, если говорить о визуальном бренде сборной, при этом почему-то забывая женскую сборную. И мы пошли на компромисс не пуская эту историю на фан-сектор, но помогали продвигать тему на других трибунах, баннер разворачивали, встраивали эту историю в общий контекст матча, были на связи с РФС по этому вопросу.
— Может, поворотным моментом стала история с оскорблениями Дзюбы?
— Это отдельный разговор. Я не относился ни к какому блоку, не был в курсе замороженных конфликтов. И то, что кричала часть фанатов на матче с Сан-Марино, не поддерживал. Но и ответные меры, как мне кажется, абсурдны и глупы, что привело к еще худшему результату. Дзюба — не первый и не последний игрок, у которого возник конфликт с фанатами. При чем тут поддержка сборной?
— Думаете, ее теперь не будет?
— Понимаете, матч Россия — Финляндия в Питере скорее всего не будет для нас домашним. Он будет домашним для соперника! Спрос в Финляндии колоссальный. Финны скупают все. А наши 4 тысячи билетов, которые должны были предоставить активу, растворились среди перекупщиков и обычных зрителей. Спекулянту без разницы кому продать — финну или русскому.
РФС: «10 процентов кодов оказались у спекулянтов. Хотим получить от УЕФА дополнительные билеты для фанатов»
Полученную информацию я попросил прокомментировать в РФС и направил официальный запрос. Через некоторое время из пресс-службы футбольного союза пришел такой ответ:
— «Наши парни» — сервис Российского футбольного союза, благодаря которому болельщики первыми смогут узнавать эксклюзивные новости о команде и футболистах, участвовать в специальных акциях, получать призы, подарки, скидки и бонусы от наших партнеров. Для того, чтобы получать эксклюзивный контент, нужно зарегистрироваться в личном кабинете. Нам важно оставаться на связи с болельщиками и регулярно предлагать им участвовать в различных акциях.
Я задал несколько дополнительных вопросов.
— Почему перед чемпионатом Европы РФС отказался от практики распространения билетов в сектора активной поддержки через фан-объединения клубов РПЛ?
— Есть перечень активных болельщиков, которые поддерживали команду на протяжении этого отборочного цикла. Заявку от них РФС получил только в конце ноября. Мы попытались получить дополнительное количество билетов, но дали всего 600 штук. Они были распространены между теми, кто был в заявке. Хотим получить от УЕФА еще билеты, чтобы фанаты, которые поддерживали команду в отборе, смогли попасть на матчи Евро-2020. Мы отправили соответствующий запрос и ждем решения УЕФА.
— По нашей информации множество промокодов (счет идет на сотни) на покупку билетов на Евро 2020 попали в руки перекупщиков и недобросовестных игроков на рынке. Уже сейчас на сайтах перекупщиков продаются билеты на матч Россия-Бельгия с сильно завышенной стоимостью. Как это прокомментируете?
— К сожалению, билеты на матчи сборной, игры которой пользуются большой популярностью, всегда будут вызывать интерес спекулянтов. Изначально мы понимали, что они попытаются завладеть промокодами разными способами, поэтому постарались использовать различные варианты защиты. Большая часть недобросовестных заявок была заблокирована. После изучения 116 тысяч заявок, у нас есть основания полагать, что около 600 промокодов — т. е. в районе 10 процентов — разными способами попали в руки перекупщиков. Некоторые из них они реализовали, выкупив билеты. При этом абсолютное большинство билетов получили простые болельщики. Совместно с УЕФА мы продолжим работу по совершенствованию механизма распространения билетов.