В среду юношеская сборная России, составленная из игроков 2001 года рождения, стартует в отборочном турнире чемпионата Европы-2020. Первый раунд пройдет в Кардиффе с 7 по 12 ноября, соперниками россиян станут команды Уэльса, Косово и Польши. В следующий, элитный, раунд отбора пройдут две лучшие команды группы. Теоретически можно продраться туда и с третьего места, но для этого нужно иметь лучшие показатели среди всех 13 команд, занявших аналогичную позицию в остальных отборочных группах.
Расписание сборной России
13 ноября. Россия — Косово, 16.00 мск.
16 ноября. Россия — Уэльс, 16.00 мск.
19 ноября. Польша — Россия, 19.00 мск.
Тренерский штаб сборной России богат на громкие для российского футбола имена. Старший тренер команды — Александр Кержаков, а помогают ему помимо опытного Евгения Лапкова бывшие футболисты национальной сборной Владимир Быстров и Александр Филимонов.
— Группа очень ровная, — сказал «СЭ» спортивный директор РФС Андрей Лексаков. — Уэльс играет у себя дома, а все юношеские сборные подготовлены на очень высоком уровне. Польша стоит особняком — мы видим их и национальную, и молодежную сборные. U-19 — тоже хорошая команда, способная на многое. Остается сборная Косова, а это — такой затаившийся зверь, который может удивить. Команда составлена из молодых футболистов, выступающих в Швейцарии, Германии и других странах по всему миру. Ожидается ровный турнир с шансами для всех четырех команд, но мы надеемся попасть в двойку команд, который пройдут в элитный раунд.
— После недавнего турнира в Румынии у нас есть некая обеспокоенность за наших юношей, тем более, когда вы говорите о ровной группе. Там ребятам пришлось совершать подвиг, чтобы проходить дальше...
— Я бы не стал называть это подвигом. Мы как могли обыграть Румынию, так и Швейцарии проиграть. Это — футбол. Перед каждым матчем существует три варианта, как этот матч закончится. Опасения всегда есть: как команда готова, насколько сильны соперники. Игра все рассудит. Мы настроены оптимистично. Без веры не было бы смысла ехать и играть. Все зависит от нашего состояния.
— Расскажите о нашей команде. Там есть будущие звезды?
— О потенциальных звездах говорить не буду, но состав собран добротный. Мы наигрывали ребят год, тренерский штаб просмотрел много игроков. Часть из ребят были задействованы в юношеской лиге U-17, где имели право играть ребята 2001 года рождения. Часть из парней имеют опыт игры в ФНЛ. Настроение, повторюсь, оптимистичное: ждем, что ответственная и дисциплинированная игра нашей команды принесет положительный результат.
— Как вам Александр Кержаков как тренер? Не считаете ли, что он еще недостаточно опытен для турниров на таком уровне?
— Я отношусь ко всем тренерам сборных очень положительно, я ведь работаю с ними в каждодневном режиме. Каждый из них обучался у нас, и я имел возможность с ними соприкасаться в процессе их обучения на ту или иную категорию. Кержаков оставляет очень хорошее впечатление. Ему надо пожелать кропотливой ежедневной работы, и из Александра может выйти очень толковый тренер. Он с самого начала ведет себя уже не как игрок, а именно как тренер, максимально адекватно. В себе он уже практически убил игрока, как мы говорим. Мыслит логично, рассуждает. У Кержакова очень хорошие тренерские задатки.
— А что его помощники — Быстров и Филимонов?
— Вы знаете, в институте сборных помощников отбирает себе сам старший тренер. Есть Владимир Быстров, с которым Кержаков играл. Возможно, в чем-то они дополняют друг друга. Филимонов — тренер вратарей. Сейчас Александр полностью сосредоточился на работе именно с вратарями и не стремится работать в роли главного тренера или помощника как другие наши некогда прославленные вратари. Нас это устраивает. Коллектив сложился хороший для решения определенных задач.
— Ребята 2001 года, как вы сказали, играют в том числе и в ЮФЛ. Это пойдет на пользу юношеской сборной? И стоит ли расширять этот проект на U-15 и U-19?
— Конечно, ведь ЮФЛ — это реализация одного из стратегических решений РФС для развития детско-юношеского футбола, этот турнир — важная часть нашей новой пирамиды по подготовке кадрового резерва, в том числе, для института юношеских сборных. Эти 16-17-летние ребята сегодня играют в ЮФЛ, завтра в юношеской сборной, а послезавтра — в национальной. Конкурентная среда готовит их к выступлению на клубном уровне, а сборная расширяет их возможности на международном уровне. Поэтому ЮФЛ — это большое подспорье для нашего футбола и трамплин для создания аналогичных соревнований такого же уровня, но уже в возрастной группе до 15 и 19, а в целом наша задача подтянуть до уровня ЮФЛ все детско-юношеские соревнования.
— Когда речь идет о сборных, особенно когда это 19-летние юноши, рядом идут разговоры о влиянии агентов на РФС и на тренерский штаб. Оно действительно есть?
— Никакого влияния в институте сборных так называемых агентских групп или каких-то посредников нет, не было и не будет. Игроки отобраны с точки зрения селекции, с точки зрения их выступления в молодежном первенстве и других соревнованиях. Естественно, можно знать и учитывать, что игроки имеют какие-то отношения с определенными агентами, мы это знаем. Мы также взаимодействуем с агентами по тому, как они с игроками ведут свою деятельность. В том числе в части мотивации их игры в составе сборных. У нас есть контакт с агентами в той сфере, которая нам нужна. Но влияния на определение состава они никакого не оказывают и оказывать не могут.