Влодзимеж Смолярек: "С Хиддинком знаком, но Корнеева знаю лучше"

Telegram Дзен

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ,

Борис ТОСУНЯН

из Вены

     "Хотите найти пана Смолярека?" - переспросила молодая официантка, когда мы зашли в одно венское кафе, где собираются сейчас почетные гости чемпионата Европы, чтобы, как и договорились, пообщаться со знаменитым польским футболистом прошлых лет. - Да, он определенно здесь, и сейчас мы его быстро найдем.

     Мы отправились за ней между рядами столиков. Но юная проводница никак не могла вычислить интересующую нас персону. Это и неудивительно: в период, когда Влодзимеж Смолярек гремел на аренах мира, ее и на свете еще не было. Тогда мы взялись за дело сами, благо у одного из нас на кухне до сих пор красуется поднос, который Польская федерация футбола в ознаменование третьего места сборной страны на чемпионате мира-82 дарила своим зарубежным гостям. На сувенире есть фотографии всех бронзовых медалистов. И один из них, пусть немного изменившийся, был-таки нами обнаружен.

     - Перебравшись из "Видзева" во франкфуртский "Айнтрахт" 22 года назад, вы забили гол уже на 2-й минуте дебютного матча. Ваш сын Эусебиуш, лидер нынешней сборной Польши, оказавшись в дортмундской "Боруссии" в 2005 году, сделал то же самое на 9-й минуте. У вас в семье так принято - сразу брать быка за рога?

     - Ну, раз вы так считаете, значит, скорострельность - наша традиция. Хотя раньше я эти события, признаюсь, не сопоставлял.

     - Ваш сын уже признавался в Польше игроком года. А вам в свое время доставался этот титул?

     - Дважды. А сыну - уже трижды. Он меня обогнал, но я совру, если скажу, что расстроен.

     - Славу лучшего футболиста Польши в ваше время можно сравнить с популярностью другого поляка - Кароля Войтылы, папы римского Иоанна Павла II?

     - Это разные вещи. Но футбольный титул действительно очень почетен. В Польше лучший игрок определяется по особой системе народным голосованием. А теперь представьте, что 41 миллион человек трижды назвали первым моего сына!

     - Необычное для поляка имя сына, естественно, тоже связано с футболом?

     - Какие могут быть сомнения? Эйсебио был для меня кумиром, иконой. Я обожал его игру. И когда пришло время давать сыну имя, подумал: почему бы не назвать его в честь великого португальца? В конце концов имя Эусебиуш благозвучно и легко произносится человеком любой национальности. Мне оно и сейчас нравится. А сверстники в свое время стали звать сына просто Эби.

     - В 2002 году, накануне финальной встречи Кубка УЕФА между "Фейеноордом", за который выступал ваш сын, все с той же "Боруссией", в его крови были обнаружены следы гашиша. Говорят, вы публично объяснили случившееся тем, что Эби съел булочку с маком. А нам вот не верится.

     - Я не помню, что тогда говорил. С сыном действительно приключилась не очень приятная история, УЕФА наказал его двухматчевой дисквалификацией, и больше мы о тех событиях не хотим вспоминать.

     - Вы довольно поздно уехали за рубеж, в 28 лет. Эби же начал карьеру в "Фейеноорде", поскольку вы живете в Голландии. Сын талантливее вас?

     - Талант, полагаю, в нас заложен одинаковый. Просто я формировался как игрок в Польше, а Эби - в Голландии. В этом большая разница. Технически он готов лучше меня.

     - В 70 - 80-е годы прошлого века у Польши была великая сборная, дважды добывшая бронзу чемпионата мира, причем выбив в 1982-м из турнира СССР. Нынешнюю команду можно сравнить с той?

     - Давайте попробуем. Медицина, оборудование, методики - все тогда было более низкого уровня. Игроки, соответственно, медленнее бегали, дольше возились с мячом. Нынешняя команда значительно выше по всем показателям. Новое поколение, другой футбол. Эта команда еще и куда моложе нашей - ту сборную тащили на себе ветераны.

     - И этому поколению по плечу добраться до достижений вашего?

     - Почему бы и нет? Из группы Польша выйдет точно. А там посмотрим.

     - На чем основан такой оптимизм?

     - Не на чем, а на ком. Лео Бенхаккер пришел в польскую сборную со своими уникальными тренировками, привнес новую психологию. Плоды вы обязательно увидите на Euro.

     - В чем секрет Бенхаккера?

     - В том, что он голландец. А любой голландский тренер за границей всегда успешен. Вы это скоро почувствуете.

     - Знакомы с Гусом Хиддинком?

     - Конечно. Но еще лучше знаю его помощника Игоря Корнеева, который, как и я, выступал за "Фейеноорд". Оба способны на большие дела.

     - То, что во время отборочного цикла Euro в клубном польском футболе периодически возникали скандалы, связанные с коррупцией, не мешало подготовке сборной?

     - Не так сильно, как могло бы показаться. Много польских сборников выступает за границей, поэтому внутренние дрязги их не касались.

     - Накануне последнего чемпионата мира немцы побаивались польских футбольных хулиганов, которые, впрочем, никак себя не проявили. Возможны ли здесь, в Австрии, какие-нибудь инциденты?

     - Думаю, тогда мы имели дело с провокациями немецкой прессы. Поляки не собирались и не собираются терроризировать Европу.

     - У вас есть друзья в России?

     - Нет. Но о шансах вашей сборной - вы ведь меня сейчас о них спросите, не так ли? - готов поговорить. У русских очень тяжелая группа. В ней не будет ни одной проходной игры. Однако в четвертьфинал вы выйдете. Как и мы, поляки.

     P.S.: Специальные корреспонденты "СЭ" благодарят фирму Puma за помощь в подготовке интервью и фотографию.