Российские кости были тверже, глаза ярче, реакции острее

Telegram Дзен

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Зальцбурга

     Как минимум одним полезным делом на Euro мы уже отметились: сделали действующих чемпионов недействующими. Это приятно, хоть подвигом и не является. Ведь и прежде ни одна сборная не выигрывала первенство континента дважды подряд. Было бы противоестественно, если бы это сделали греки. В особенности - такие греки.

     Отто Рехагель привез в Австрию слабую команду. Возрастную, безударную и излишне прагматичную. Лишенную к тому же лидеров. На какого грека не посмотри - капитан пиратской шхуны. На поле же - один из многих, без особой техники, скорости или остроты.  

     А какую команду привез на чемпионат Гус Хиддинк? Два матча позади, но ответить на этот вопрос все еще нелегко - если говорить о нашей силе. Зато кое-что понятно с некоторыми другими качествами. Сборная России молода, технична и голодна - такие эпитеты чаще всего звучали после субботней игры в пресс-центра стадиона "Вальс-Зиценхайм". Сытые греки показались ей подходящей снедью для того, чтобы утолить свой голод. Но было бы очень здорово, если бы одними греками на этом турнире мы не наелись.

     Самое приятное, что явила нам сборная России: в субботу на поле не было ни одного "мэтра" в красном, ни спящих гигантов, ни спящих карликов. Мы вышли не обыгрывать греков - воевать. Дошло бы до костоломства, не дай бог (а до него и дошло: после игры через смешанную зону прямиком в "скорую" провезли на носилках Гекаса с поврежденной скулой), - поломали бы и Кириакоса с Делласом, ни секунды не сомневаюсь, хоть и те выше всей нашей команды на три головы, и тяжелей на полцентнера. Российские кости в этот вечер были тверже, глаза ярче, реакции острее.

     Второй отрадный момент: последовательность Хиддинка, идущая, вероятно, от его убежденности в правоте того, что он делает. Многие ждали от голландца изменений не только кадровых, но и тактических. Мы с коллегами, скажем, все три предыгровых дня только эту тему и обсуждавшие, хотели возвращения к схеме 3-5-2: с армейской обороной, переводом Жиркова в полузащиту, "отставкой" Билялетдинова и парой форвардов Сычев - Павлюченко. Нам казалось, что против сфокусированных на обороне греков уязвленных запасом братьев и Игнашевича хватит с головой. В то время как впереди скоростной Сычев добавит головной боли греческим столбам, с которыми далеко не юркому Павлюченко в одиночку справится будет невозможно.

     Ничего подобного: Хиддинк схему не поменял. И сделал он это не назло всему миру и не из бычьего упрямства. Просто голландец, переходя в мае на игру в четыре защитника, наверняка закладывал в свое новшество что-то особое, какую-то идею. Это что-то должно было сработать, принести отдачу. В матче с испанцами не принесло. Раз так, можно было вернуть все в исходное. Однако это означало бы, что эксперимент провалился, авантюра не удалась. А Хиддинк вовсе не экспериментировал, о чем сам не раз говорил. Он усиливал команду известными ему способами, действовал не по наитию, а согласно опыту и знаниям. И изменять самому себе после первой же неудачи не собирался.

     Вместе с тем, оставив прежним каркас, голландец слегка его переориентировал. В том числе и за счет двух новых фигур, введенных им на зеленую шахматную доску. В центре обороны Широкова сменил Игнашевич, а в группе атаки, как модно говорить в нынешнем футболе, вместо Сычева появился Торбинский.

     С защитниками все ясно: если один ошибается, тренер выпускает другого. В нашем случае, правда, имелась особенность: Колодин против испанцев тоже ошибался, однако его Хиддинк оставил, а Широкова убрал. Почему? Выскажу свое личное предположение. Колодин ошибался от волнения, от недостатка мастерства или скорости. Широков же поплатился за авантюризм и некоторое пижонство. Взяв на себя слишком много в эпизоде с первым неточным пасом, зенитовец не отработал затем вслед за Вильей, проиграл тому дистанционно чуть ли не 10 метров и не помешал забить первый гол. (Хотя не обошлось там и без беспомощности Колодина против Фернандо Торреса.) Так свои собственные ошибки не исправляют. И тянет это больше на безответственность, чем на объективный провал.

     Слышал мнение, что Широков мог поплатиться и "за язычок". Не исключаю, что Хиддинку перевели пару послеиспанких высказываний защитника, которые шли вразрез с впечатлением, оставленном его игрой. Но верить в "политические репрессии" тренера отказываюсь. В конце концов голландцу с Широковым детей не крестить, и тренерской карьеры игрок ему не уже испортит, что бы тот ни говорил. Да и особой мстительности за Хиддинком до сих пор не водилось. Равно как и желания увидеть в каждом шальном интервью, каких в футболе случается множество, подрыва высочайших устоев. Четыре года назад Широкова, быть может, вообще бы расстреляли за околицей Фару за его слова, а сегодня, к счастью, в сборной судят об игроках в первую очередь по их игре. По крайней мере, так кажется со стороны.

     Еще одной корректировкой Хиддинка стала обновленная роль Анюкова. Торбинский, как выяснилось, не стал механической заменой Сычева на правом фланге. Куда сильнее его манил центр полузащиты. И хорошо, что манил, поскольку такого удовольствия он своей игрой давно уже не доставлял. Пуля со смещенным центром тяжести! Анюков же получился если не чистым "бровочником", то охотно подключающимся к атакам защитником. Все это выглядело, должно быть, чуть кособоко. К тому же правый фланг заработал как следует в атаке лишь в середине второго тайма. Зато какой божественный у нас был левый!  

     Данное проявление хиддинковской непоколебимости требует особого слова. Не имею ни малейшего понятия, как все сложится дальше, но в субботу благодаря последовательности голландца в составе сборной России оказалось два настоящих "товарища маузера", боевых и заряженных: фантастический Билялетдинов и защитник - всем критикам назло - Жирков. Такого великолепного армейца мы видим чуть ли не в каждой игре, спасибо ему за это. А вот такого Билялетдинова мы не только уже давно не видели, но и не ожидали увидеть. Лишь на 20 последних минут его не хватило - все остальное время железнодорожник показывал удивительный футбол, вдвойне более ценный оттого, что показывал его именно он, не очень яркий уже долгое время в клубе и сборной.

     Игнашевичу - салют. Вышел, сделал дело, ушел: как всегда молча и на этот раз безошибочно. Возвращение? Полноте, он пока никуда и не уходил. Главное, чтобы у него за таким матчем, как греческий, не последовал такой, как прошлогодний израильский. Колодину, напарнику Игнашевича по обороне - пожелание: побыстрее брать себя в руки. В конце матча мы увидели всем Колодиным Колодина: бойкого и уверенного в себе. А в начале, показалось, динамовец дрожит. Всех потряхивало, понятно, но его как-то особенно крупно.

     Павлюченко - отдельная песня. Ну до чего ж человек умеет быть разным! Вчера, думаю, он полстраны заставил не просто любить себя - обожать. А иной раз и два гола забьет - а привкус кислый. И все потому, что забивать и играть - разные понятия. Павлюченко иногда умудряется делать первое без второго. А в субботу делал только второе, но так, что и без первого душа пела.

     Семак, Семшов, Зырянов, Саенко, Анюков - то, чего эти пятеро добились старанием, не позволит добиться никакой голый класс. Все они уже далеко не юнги в футболе, но именно от этой пятерки, как ни странно, исходило то самое ощущение игрового голода, с которым Россия вышла на поле. Команда пыталась, но все никак не могла насытится игрой, скоростями, движением. Нашим хотелось сожрать греков - и они это сделали.

     "Аппетит, - сказал Станислав Ежи Лец, - приходит во время еды. Но когда наступает голод, он никуда не уходит". Хорошо бы, чтобы это было про нас. И про ту леогангскую диету, о которой из сборной уже поползли слухи. Посидим еще три дня без "сырого мяса" - глядишь, и шведами перекусим. Главное, не переборщить и не довести себя до истощения. Потому что продолжением любых достоинств, как известно, очень часто служат недостатки. И игра с греками их у нас выявила.

     Давайте не забывать, что Рехагель оказался менее выдержанным, чем Хиддинк. В лобовом столкновении двух истребителей немецкий вильнул в сторону первым: Король Отто резко поменял игровую схему и сразу трех исполнителей, признав тем самым ошибочность и неуниверсальность глухой оборонительной тактики. Либеропулоса, замечательного форварда, чьи лучшие годы, однако, позади, он предпочел в атаке Гекасу и Самарасу, вместо Карагуниса выпустил Пацацоглу. Все это не решило проблем греческой команды, так что соперника мы обыграли слабого.

     Забив ему при этом всего лишь однажды, да и то после грубой ошибки защитников и вратаря. Не пойди умница Семак на тот отскок, не крутанись он юлой в воздухе, не верни мяч в игру - и мы остались бы с такой игрой без забитых голов. Но разве это было бы правильно при таком преимуществе, разве по-футбольному? И разве нам простят это в следующий раз?

     Любой греческий "стандарт" на нашей половине поля заставлял хвататься за сердце. Харистес пару раз откровенно нас пожалел. Почти двухметрового Кириакоса (этот центральный защитник, кстати, последние 20 минут проторчал на нашей половине в роли атакующего хавбека) при угловых и навесах опекал 178-сантиметровый Билялетдинов - куда это годится? Мы загубили уйму голевых моментов, не попадая в ворота на любой вкус - по-пионерски, по-октябрятски и по-детсадовски. Мы слишком часто теряли темп, не зная, что делать с мячом. А потом и сам мяч.

     В общем, с командами сильнее греков нас ждут куда более инфарктные матчи. Или с командой, в том случае, если... Понятно, в каком случае - если мы второй раз подряд не победим на Euro "на заказ" и пропустим на второе место шведов. Только зачем нам, "голодным", это делать?