О польских дорогах

Telegram Дзен

ЕВРОТУР: ОТ ВРОЦЛАВА ДО ПОЗНАНИ

Бригада "СЭ" продолжает автомобильное путешествие по городам, которые в июне будущего года примут Euro-2012. Преодолев отрезок пути между Вроцлавом и Познанью, наши журналисты получили возможность сравнить транспортные артерии Украины и Польши.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Познани

Польские дороги - вещь в себе. Добираясь пару дней назад до Вроцлава, мы в этом еще сомневались. Но теперь, оставив позади самый короткий участок евротура - 180 километров между Вроцлавом и Познанью, - почти уверены: бесплатных пирожных и беспроблемных дорог не бывает.

Суммируя впечатления, заметим: от украинской границы до Кракова польская трасса невообразимо скучна. Отчасти виной тому запрет на радар-детекторы, отсутствующий в Незалежной и свирепствующий в Польше. Этим прибором после границы нельзя не только пользоваться - его вообще запрещено иметь при себе. Поймают - суши весла, штраф космический. Обладая информацией, мы сняли антирадар заблаговременно. И припрятали перед границей в обычной вязаной шапке, вместе с перчатками. Хотя должны были запеленать в заводскую упаковку и провезти под видом случайно купленного неизвестного технического устройства.

Проверять никто не проверял, антирадар до сих пор спит в шапке. Его отсутствие, однако, заставляет нас в эти дни относиться к польским дорожным знакам с особым пиететом.

* * *

Нарушать правила в этой стране не принято. Поляки и рады бы, но страшно. В будни за кустами много до боли знакомых "форд-фокусов" с пеленгаторами. Кроме того, чуть ли не в каждой деревне установлен палач: иезуит-фотоящик на серой ноге. Превысил скорость - будешь идентифицирован и оштрафован. А деревни, надо сказать, переходят одна в другую по большей части без намека на промежутки.

Унылее всего то, что большинство дорог однополосные. Асфальт - изумительный, разметка - ярчайшая, система развязок и поворотов немного туповатая, но терпимая. А оперативного простора нет. Едешь за впереди идущей машиной часами, снижаешь скорость сначала до семидесяти, потом до пятидесяти, затем до сорока... И так - каждые пять минут. Христа - и того, кажется, распинали менее мучительно.

Зато фискальная часть продумана до мелочей. Скорость превысить можно, но крайне редко и сильно рискуя. Отследят, зафиксируют, вынесут приговор, сообщат кому следует. И это, напомню, на самых заштатных однополосных дорогах. Странно, что пока не автоматизирована карательная часть процесса. Мы не удивились бы, если бы помимо констатации факта нарушения польских штрафников лупили электрокувалдой по капоту или помечали шариками с краской, как в пейнтболе.

* * *

Когда дороги пролегают не в стороне, а через нескончаемые городки, это настоящее мучение. Так исторически сложилось, мы понимаем. И пешеход всему голова, вопросов нет. Но ехать сто, двести, триста километров сквозь бесконечные светофоры с переходами - то еще удовольствие.

Поляки не скупятся на свою транспортную систему. В техническом плане их трассы совершенны. Продумана каждая деталь, всякий катафот следит за порядком. Однако пострадавшая сторона - водители. На их черепашью жизнь дорожным службам глубоко плевать. Вот вам отличный асфальт - и не гундите. Попробуйте только нарушить правила - мало не покажется.

Есть во всем этом и плюсы, разумеется. Приверженность правилам не только обеспечивает всеобщую безопасность, но и сохраняет, представьте, довольно высокую среднюю скорость движения. Вроде бы ты все время настороже и удовольствия никакого, а к цели движешься так же, как если бы устраивал на дороге "шашки". Тише едешь - дальше будешь: эту поговорку в Польше чтят.

А еще поляки умудряются прятать куда-то фуры и автобусы. Куда именно - понятия не имеем, но попадаются они нам в этой транзитной стране крайне редко. То ли проселками их гонят, то ли ночами.

* * *

Помимо красивых городков ездоков в Польше забавляют и другие откровения. Например, авторазборки, то есть пункты продажи бывших в употреблении кузовных деталей и запчастей. Едешь, никого не трогаешь, и вдруг - радуга дверей или бамперов в чистом поле. Выбирай что хочешь, следуй дальше.

В нашей нефтегазовой стране от такого потихоньку отвыкают. А зря: побитые автомобили вечны, природные ресурсы нет. Так что рано или поздно придется привыкать вновь.

* * *

От Кракова до Вроцлава Польша расстаралась и постелила идеальную двухполосную трассу. С шикарными заправками и зонами отдыха. С электронными табло, извещающими о температуре воздуха и асфальта. С ресторациями и корчмами. Со стеклянными стенами, берегущими придорожные деревни от выхлопов и грязи. С разрешенной скоростью 130 километров в час и беззлобными световыми информаторами, которые всегда готовы напомнить вам о том, что вы превысили допустимый порог.

Польские радары, кстати, довольно милостивы. Нарушил здесь и сейчас - получишь пилюлю. Однако техника не станет вычислять среднюю скорость прохождения отрезка между двумя радарами, как это принято кое-где в Испании.

В общем, эти 200 верст показались нам раем. Еще бы в сон не клонило на скорости в 130 километров в час - было бы совсем хорошо.

А между Вроцлавом и Познанью - опять унылая борьба со светофорами и переходами.

* * *

Польский 95-й бензин стоит чуть больше пятидесяти рублей за литр. 92-го нет в продаже вовсе, так что сэкономить на этом деле не получится.

И еще одно наблюдение. Нам попался на глаза дорожный знак: человечек падает под колеса машины, а ниже надпись: wypadki. Подумали: зачем же так клеймить пострадавших? Ну не удержались они на обочине в силу ряда причин, не донесли себя до дома. И сразу - "выпадки"?

Оказалось, по-польски это слово означает "аварии". Но к особенностям польского языка и словообразования мы еще вернемся - в следующих номерах "СЭ".

Фотогалереи: ДОНЕЦК // ХАРЬКОВ // КИЕВ // ЛЬВОВ