Как уже сообщал "СЭ", во время Euro-2012 в ряде городов России будут открыты фан-зоны для коллективного просмотра футбольных матчей. Подробнее об этой затее рассказал Андрей Малосолов, заместитель руководителя компании "Команда России", которая занимается организацией подобных мероприятий в нашей стране.
- В скольких городах планируется открытие фан-зон?
- В настоящее время в качестве центральной рассматривается площадка на ВВЦ в Москве. Кроме того, на уровне плотной проработки находится организация подобных мероприятий в Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Краснодаре, Новосибирске и Барнауле. Хотя тут многое будет зависеть от интереса партнеров и спонсоров к тому или иному городу.
- А как будут выглядеть фан-зоны? К примеру, станет ли вход бесплатным, ждут ли болельщиков развлечения, конкурсы?
- Мы в этом вопросе опираемся на опыт не только ФИФА и УЕФА, но и на российский. Фан-зона - это огороженная и охраняемая площадка с большим экраном, сценой, разборными трибунами. Взять тот же ВВЦ: там на территории 8 тысяч квадратных метров расположатся несколько мини-футбольных полей, рестораны, кафе - включая точки быстрого питания, VIP-зона, места для продажи атрибутики и, разумеется, туалеты. При этом посетителям, конечно, будет где спокойно поваляться всей семьей на траве в ожидании матча.
Что касается входа, то чтобы попасть в фан-зону на трансляцию, придется заплатить, но цены будут не выше, чем на билет обычного аттракциона в парке - 100 - 200 рублей в зависимости от региона. Эта сумма, полагаю, не станет критичной для любой категории болельщиков. И за эти деньги - в отличие от некоторых футбольных встреч в России - люди получат современный удобный сервис и комплекс услуг.
Замечу, что билеты планируется продавать только на саму трансляцию или на концерт, а вот в дневное время на спортивно-культурную программу все желающие попадут абсолютно свободно. В нее включим различные конкурсы и розыгрыши, турниры и товарищеские футбольные матчи, а также мастер-классы, фото- и автограф-сессии известных спортсменов. Ну, а маленьким бонусом станет бесплатный беспроводной интернет на всей территории фан-зоны.
- Продажа алкогольных напитков в перечень услуг войдет?
- Выбирая ВВЦ, мы во многом ориентировались на возможность реализовывать пиво и размещать соответствующую рекламу. И сейчас подтверждаем: такая возможность у нас есть. Это очень важно – весь мировой футбол спонсируется пивными брендами, и только мы почему-то идем своим путем. Болельщик же проголосует ногами в пользу того места просмотра матчей, где он спокойно в числе прочих услуг сможет получить несколько бокалов пенного напитка.
Во многих фан-зонах Европы и мира употребляют пиво, это для всех естественно - никто не бегает в ближайшие кусты, чтобы "махнуть" чекушку: народ спокойно покупает пиво и выпивает его, не теряя при этом достоинства. Мы намерены специально просить гостей соблюдать культуру и эстетику пития. Поверьте, когда с людьми говоришь по-человечески, они отвечают тем же.
- Что собираетесь предпринять, если пойдет дождь?
- Для этого предусмотрены и шатры, и дождевики, которые можно будет приобрести на месте. Но надеемся на то, что июнь будет теплым и не дождливым. А в Новосибирске, Барнауле и, возможно, в Санкт-Петербурге, наши фан-зоны и вовсе разместятся в закрытых помещениях.
- Каковы будут размеры экранов?
- На ВВЦ - 8 на 10 метров. Плюс боковые мониторы и плазмы по территории площадки. В регионах - меньше, но тоже приличного размера. В общем, футбол будет виден всем желающим.
- Чем руководствуетесь, выбирая места для организации фан-зон?
- Удобством при подъезде, парковками, в том числе - бесплатными, близостью к центру города и основным транспортным коммуникациям. Разумеется, возможностью обустроить грамотную систему безопасности. А также вовлеченностью руководителей парков или центров в спортивные события. Те, кто хорошо в этом разбирается, не создают никаких трудностей - напротив, только помогают.
- Сколько посетителей ожидаете на каждом матче - и сколько за весь турнир?
- На ВВЦ - более 10 тысяч человек в день. В Питере - столько же, в Казани и Краснодаре – по 5 тысяч, в Сибири - тоже несколько тысяч.
- А чем будет отличаться организация просмотра матчей сборной России от прочих игр?
- Почти ничем. Разве что сувениров привезем больше. Ну, и планируем пригласить известного российского телекомментатора для прямого общения с болельщиками.
- Многим памятны беспорядки, случившиеся в 2002 году в центре столицы во время и после встречи группового турнира чемпионата мира Япония - Россия. Как собираетесь обеспечивать безопасность на этот раз?
- Этому вопросу уделим особое внимание. В Москве нашу фан-зону будут охранять сотрудники полиции, ЧОП и стюарды - молодые люди, осуществляющие фейс-контроль и помогающие болельщикам пройти на мероприятие без проблем. Людей в невменяемом состоянии просто не пустим. Но главная идея фан-зон "Команды России" в сфере безопасности такова: охрана, как и хороший футбольный арбитр, эффективна тогда, когда ее меньше всего видно. Но при этом она должна находиться везде.
- Что нужно, чтобы получить лицензию УЕФА?
- Наш ключевой партнер по российским фан-зонам – спортивная дирекция "Новая Лига". Эта компания уже имеет лицензию УЕФА на показ матчей ЧЕ в Москве. Партнер может продлить ее и для региональных фан-зон. А для того чтобы получить такую лицензию, надо просто работать профессионально.
- Кто организовывает фан-зоны?
- Этим занимаются несколько ключевых, скажем так, "игроков" – "Команда России", "Новая Лига", плюс в регионах – Всероссийское объединение болельщиков. Безусловно, при поддержке местных властей.
- Насколько это прибыльная деятельность?
- "Команда России" не осваивает госбюджет: мы привлекаем партнеров хорошим продуктом. В этом наша идеология. Создавая людям приличные условия, мы, естественно, рассчитываем, что бизнес будет окупаться. Но на первом этапе нашей деятельности главной задачей станет создание четкой отлаженной системы организации спортивных событий. Нужно вложиться и показать наш уровень, с тем чтобы люди пошли в проекты "Команды России" потом.
Если с проектом фан-зон все выйдет хорошо, то мы уже внесем большой вклад в тестирование этого продукта для болельщиков на всей территории страны. А это особенно важно сейчас - в преддверии крупнейших спортивных соревнований, которые пройдут в РФ в ближайшие годы, включая Универсиаду, Олимпиаду и чемпионат мира по футболу.
Григорий ТЕЛИНГАТЕР