Йоахим Лев: "Готовы биться о греческую стену"

Telegram Дзен

EURO-2012. 1/4 финала. Завтра - ГЕРМАНИЯ - ГРЕЦИЯ

Накануне четвертьфинала Euro-2012 с Грецией пресс-конференцию дали главный тренер сборной Германии Йоахим Лев и вратарь Мануэль Нойер.

Артем АГАПОВ из Гданьска

- У нас отменное настроение, с нетерпением ждем игры, - начал Лев. - Уже говорил, что в Гданьске, в котором мы провели несколько недель, чувствуем себя как дома. А поскольку мы тут базируемся, то и до стадиона совсем близко. У нас нет никаких проблем в связи с повреждениями футболистов. Мы провели три добротные игры в групповом турнире и одержали в них победы. Теперь со всей серьезностью подходим к Греции, которая производит очень приятное впечатление своей динамикой и организацией защиты. Что ж, матч будет интересным. Уверен, что он получится для нас очень тяжелым, поскольку греки хороши в своей игре. У них слаженная оборона и выстроенное контрнаступление. Вот к чему готовимся. И уж точно чего не допускаем, так это недооценки соперника.

- Зинедин Зидан признался, что для него стал открытием только один футболист на чемпионате - Хуммельс, который играет в паре с Бадштубером в центре обороны. А для вас?

- Нет вопросов, Матс проводит блестящий чемпионат. Он делает все, что и должен делать центральный защитник. И делает это здорово. Хуммельс прекрасно выбирает позицию, великолепен в ситуациях "один в один". За считанные недели он освоил, как строится наша игра при выходе в атаку. Он раздает отличные передачи, а когда есть возможность, использует свободные зоны и сам подключается с мячом. Матс прекрасно разбирается в тактических тонкостях: когда стоит идти вперед, когда требуется остаться сзади - и так далее. Эти три матча он на самом деле провел просто отменно, став основой нашей надежной защиты.

- Швайнштайгер на неделе работал по облегченной программе. Его участию в завтрашнем матче точно ничего не угрожает? И что вообще скажете о сердце вашей полузащиты?

- Бастиан будет в состоянии сыграть завтра, это без сомнений. Вчера и позавчера он работал по облегченной программе из-за небольшой проблемы с лодыжкой. В связи с этим после встречи (с Данией) решили его поберечь, вот почему он занимался отдельно, но сегодня он вернется в общую группу на предматчевой тренировке. Оба наших центральных полузащитника, Сами Хедира и Швайнштайгер, играют ключевую роль. Их стараниями налажена отличная связь между обороной и атакой. Благодаря своему организаторскому мастерству, они приносят пользу во многих зонах. Такие игроки обеспечивают взаимодействие между различными линиями, создают нужный баланс. Помимо организации они задают темп игры - либо сбивают его, либо взвинчивают в зависимости от ситуации. Их роль переоценить сложно. Швайни приходится много бегать, Хедире тоже, так что иногда остаются большие зоны. И мы знаем, что над этим нужно работать.

- Вчера Томас Мюллер высказался в том духе, что пресса недооценивает вашу команду. Вы с ними согласны?

- Вы прекрасно знаете, что я читаю не так много всяких отзывов, меня это не очень сильно беспокоит. Зато в последние дни мы с удовольствием изучали фотографии с родины, которые свидетельствуют о том, какой подъем переживают наши болельщики, какое воодушевление вызывает наша игра в Германии. И это здорово, просто прекрасно, это мотивирует нас еще больше. И совершенно нормально, что ты не можешь быть согласен с любым репортажем или статьей. Есть же различные мнения, порой пресса на самом деле критикует слишком остро, когда этого не требуется. Впрочем, это сейчас не имеет значения. Мы, в команде, и так прекрасно знаем, что провели три хороших матча. Однако прекрасно знаем и то, в каких вещах еще стоит прибавлять. Нам это известно. И главное - фокусироваться на своей игре, а не на том, что пишет пресса и говорят критики.

- Потеря капитана Карагуниса, который пропустит четвертьфинал из-за дисквалификации, для греков невосполнима?

- Уже говорил, что это очень хороший футболист, который воплощает на поле командные идеи. Он и создает моменты для партнеров, и сам забивает, и участвует в организации обороны. Разумеется, он многое значит для Греции, так что его отсутствие может стать проблемой. Но кто бы ни сыграл на его позиции, уверен, что он также хорошо интегрирован в команду. Плюс у этого футболиста не будет недостатка в мотивации, он постарается сполна воспользоваться своим шансом. Да, не будет Карагуниса, но вместо него сыграет другой человек, который не хуже него способен участвовать в атакующих и оборонительных действиях. Не исключено, что это дисквалификация только добавит грекам злости. И мы готовимся к тому, что, пусть будет другой футболист, но он такой же сильный.

- Как думаете, у вашей команды получится в привычном стиле комбинировать в этом четвертьфинале или все-таки придется больше мучиться при преодолении греческой обороны, да еще в условиях дождя на тяжелом поле?

- Игра будет сложной, в этом нет сомнений, потому что очень сложно взломать греческую оборону. Вот почему в четвертьфинале стоит ждать битву от начала до конца. На этом турнире в нашей игре хватало хороших эпизодов, мы способны действовать быстро и динамично в атаке, использовать голевые моменты, при этом в обороне затрудняя сопернику жизнь. В каждом матче у нас было достаточно шансов, в том числе против Дании. Так что если мы разбежимся в последней трети поля, будем играть реально быстро, постоянно держать греков в напряжении, у нас точно появятся моменты. Против Дании нам не удалось должным образом распорядиться своим преимуществом, что создало впоследствии проблемы. Против Греции очень важно проявить "инстинкт убийцы". Нам придется раз за разом биться головой об эту каменную стену, потребуется проявить немало терпения при противостоянии их сильной обороне, когда в штрафную порой оттягиваются девять игроков, чтобы защитить территорию. Но мы должны найти способы противодействия и использовать свои шансы.

- К разговору о спокойствии. Чего ждать болельщикам? Вы не занервничаете, если счет долго будет оставаться неоткрытым?

- Не дождетесь, чтобы я разнервничался так легко и быстро. Разумеется, в матчах меня переполняют эмоции. И могу обрадоваться любой мелочи - например, хорошему пасу, а плохой порой сильно огорчает. Сейчас мы не играем товарищеский матч, не встречу квалификации, когда соперники порой позволяют себе действовать очень открыто. Да, с Англией и Аргентиной на ЧМ-2010 мы быстро открывали счет, так что противникам приходилось раскрываться и идти вперед. Тогда у нас появлялось много пространства, но на этом турнире такого не видно. Все команды куда более строго строят оборону. От нас требуется включать скорости и свою мощь, но в ситуациях, когда десять человек закрывают подступы к своим воротам, а ты никак не можешь забить, нужно сохранять спокойствие. Не всегда матчи бывают такими, когда болельщики восхищаются: "Какая же игра, обоюдоострая, темповая, обе команды действуют очень хорошо!" Порой такое бывает, как, например, против Голландии, в других встречах. Но теперь, когда нам играть с Грецией, думаю, для соперника будет главным сохранить счет 0:0, а уж затем попытаться использовать свой шанс. Так что, разумеется, для нас большим подспорьем станет быстрый гол, после чего мы получим возможность диктовать игру.

- Вы можете назвать какой-нибудь клуб, который играет в схожем с греками стиле? Может, "Челси"?

- Несколько раз слышал такое мнение о "Челси", но не вижу связи со сборной Греции. Я читал о греческом футболе разных лет: греки всегда играли в хороший комбинационный футбол. Но потом они сделали ставку на своих сильных защитников, поскольку у них достаточно классных игроков, которые сильны в единоборствах "один в один". Так и есть. Греки здорово обороняются и очень быстро контратакуют. И этот стиль, можно сказать, у них в ДНК. И вот так они играют уже годами. Вспомните, именно такой футбол принес им победу на Euro-2004. Тяжелая оборона, быстрый перевод мяча вперед, хорошие исполнители контратак, умение ударить соперника в резком выпаде - вот как они играли с Россией. Их постоянно списывают со счетов, но вот - греки снова здесь. Можно сказать, они главные в Европе мастера по выживанию. Стоит посчитать, что Греции уже не выкарабкаться, а она снова проворачивает это. И вот, они сейчас в четвертьфинале, а в 2004-м и вовсе выиграли чемпионат. Вот их стиль, они сильны в этом. Греки не хотят все время атаковать, им более комфортно защищаться и проводить контрвыпады. А "Челси" играет в другой футбол в премьер-лиге. Не в такой, как в финале или полуфинале Лиги чемпионов.

- Все называют Германию фаворитом. А насколько большой это фаворит?

- Очень, очень маленький! В завтрашнем матче, не отрицаю, мы фавориты. Тут никуда не деться, так и есть. Но мы прекрасно знаем, что матчи на вылет имеют свою специфику. Здесь фавориты не всегда выходят в следующий раунд, примеров этому достаточно. Вот сейчас перед четвертьфиналами мы думали, что Россия бесспорный фаворит матча с Грецией. И мы все знаем, чем дело закончилось в итоге. Как только начинается игра, таким рассуждениям не место. Перед ней можно называть Германию фаворитом. Я согласен, ведь если мы покажем свою силу, все лучшие качества, наш стиль, веру в свои способности и талант... В общем, если мы сможем все это показать, если сумеем так провести матч - а это очень важно для нас - то будем достаточно хороши, чтобы обыграть Грецию. И самое главное - это не смотреть на игру соперника, а самим играть за счет своих сильных сторон, добиваться результата. Если удастся делать это на протяжении 90 минут, тогда у меня будет уверенность, что матч закончиться нашей победой.

- Есть два вопроса от хозяев чемпионата. Первый о Берти Фогтсе, которого называют основным претендентом на пост главного тренера сборной Польши...

- (Перебивает.) Давайте сразу второй. (Улыбается.)

- Германия принимала ЧМ-2006, Польша проводит Euro-2012. Может, странам объединиться и побороться за ЧМ-2026?

- Уф, до этого события еще далеко. У нас сейчас есть более насущные проблемы и заботы, чем разговоры о 2026-м. Думаю, Польша способна принять чемпионат мира или Европы самостоятельно, если оценить то, какие стадионы я видел в этой стране. Но и Германия, разумеется, тоже. Так что не думаю, что стоит говорить об объединении усилий, каждая страна в состоянии сделать все в одиночку.

- А что все-таки скажете о Фогтсе и Польше?

- Ничего вам по этому поводу сказать не могу. Это дело Польши, вопрос в том, каким она видит свое будущее.

Мануэль НОЙЕР: "И ДАЛАСЬ ВАМ ЭТА СЕРИЯ ПЕНАЛЬТИ!"

Вратарь бундестим присоединился к Леву по ходу пресс-конференции и скромно расположился на краю стола. "Мануэль, идите в центр!" - обратился к нему ведущий. "Мне и тут удобно", - отшутился Нойер. Однако после того как главный тренер закончил свою часть общения, голкипер "Баварии" пересел на его место. И был вынужден ответить на целую серию вопросов немецких журналистов о том, готовится ли команда к возможной серии пенальти.

- Вы наверняка не просто анализировали игру соперника, но и разобрали слабые места его обороны и вратаря. При необходимости дадите совет о том, как стоит атаковать, тому же Марио Гомесу?

- Если он его попросит, разумеется, поделюсь своими мыслями. Но вообще-то наш тренер вратарей Андреас Кепке, который также готовит форвардов, всегда дает очень точную информацию по сопернику. И в любом случае, что думаю о противнике, я вам не скажу.

- Кацуранис сказал, что выстоять против Германии его команде поможет только чудо. Случайно не готовитесь к послематчевой серии пенальти на случай "греческого чуда"?

- Что ж, сразу стоит сказать, что мы этого не хотим, настроены решить все за 90 минут. Мы будем стремиться сделать так, но при этом понимаем, что в футболе все возможно. В том числе - и серия пенальти в конце матча, ведь она тоже часть игры. И если придется, мы будем готовы к ней лучшим образом.

- После финала Лиги чемпионов с "Челси" в Мюнхене Дрогба говорил о том, что штаб лондонцев хорошо подготовил своих футболистов к пробитию 11-метровых в ваши ворота: вы прыгаете влево, если бьет правша, вправо - если левша. Считаете, что греки тоже могут вас так же "просчитать"?

- Не может быть какого-то одного правила или формулы для пенальти. Думаю, их тренер вратарей был неправ. Все решается в конкретный момент. Если ты вратарь, то должен развивать способность угадывать. Я уже сказал, что мы не собираемся бить серию 11-метровых, но если потребуется - хочу покинуть поле победителем.

- После разбора греков много о них узнали? И известно ли вам, кто из них как бьет, в том числе при исполнении пенальти?

- Мы уже достаточно говорим о пенальти, так что хватит уже об этом. Разумеется, мы разобрали соперника с нашим тренерским штабом и командой скаутов. Греки очень хорошо организованы в обороне, играют агрессивно, им не занимать страсти и бойцовского духа. Как отмечали, в защите они действуют очень компактно и задействуют своих форвардов - Самараса и Гекаса - с помощью длинных передач. Да, они еще очень опасны при "стандартах". Очень важно при подготовке учесть все потенциальные угрозы.

- С учетом ставки греков на игру переводами, вы не забываете о том, что Тзавеллас как-то отметился голом в ваши воротам с семи десятков метров? Вы обсуждаете такие угрозы с защитниками?

- Нет, это не обсуждаем. А вообще завтра я буду готов ко всему. Не жду, что останусь без работы. Войду в игру так же, как и всегда. Буду в полной готовности. Даже если первый удар по моим воротам состоится только во второй половине. Разумеется, контакт с партнерами очень важен, мы постоянно говорим на поле и вместе стараемся предотвращать возможную опасность заблаговременно.

- Как в сборной обстоит дело с атмосферой в раздевалке? Все-таки в команде есть игроки, которые вообще не играли, хотя могли бы быть на заметных ролях...

- В первую очередь мы все - профессионалы. У нас много футболистов заслужили право выходить на поле. По сравнению с 2010-м наша команда стала еще сильнее, в том числе и за полем. Да, ситуация для таких игроков сложная, особенно с учетом того, что в своих ведущих клубах бундеслиги они на первых ролях, а в сборной им приходится сидеть на скамейке. Это непросто, понимаю это, но это часть футбола. И очень приятно, что все воспринимают ситуацию по-спортивному, делают все возможное на тренировках. И вы сами видите, как они проявляют себя на занятиях. Вот почему Ларс Бендер так заменил дисквалифицированного Джерома Боатенга.