EURO-2012
СВОЯ КОЛОНКА
Дмитрий СИМОНОВ
В детстве мне нравилась сказка про мальчика-пастушка. Который пас овец на далеком лугу, и было ему так скучно, что он порой нарочно кричал: "Волк! Волк!", хотя никакого волка поблизости не было. Из деревни на подмогу прибегали крестьяне с вилами и рогатинами, и мальчик смеялся над ними, подглядывая из кустов. На однажды никто не откликнулись на крик, а волк и правда пришел. И задрал все стадо.
О судьбе нехорошего пастушка в той сказке ничего сказано не было. Но мне почему-то казалось: волк сожрал обманщика первым.
К чему это я? Объясню. Впервые за долгое время Андрей Аршавин публично проявил себя не как мальчик-себе-на-уме, а как настоящий мужик и капитан. В перепалке с депутатом и его нетрезвыми товарищами он достойно защищал сначала Романа Шаронова, а потом всю свою команду и себя. Но мало того что аршавинскую фразу: "ваши ожидания - не наши проблемы", адресованную конкретно депутату, выдернули из контекста и переправили миллионам россиян. Даже когда сразу несколько очевидцев описали, как все было на самом деле, эту правду, что удивительно, мало кто воспринял.
Прошлое вернулось к Аршавину, как бумеранг: ложь про наглого футболиста, унижающего расстроенных болельщиков, укладывалась в цикл "аршавинских историй" гораздо лучше, чем быль про спор нормального мужика с чинушей. Пиар - часть жизни современного футболиста, и на этом поле Аршавин провалился хлеще, чем на футбольном.
Сначала "пастушок" поплелся вслед за "стадом", а не повел его к крестьянам-болельщикам, и после поражения от греков в ночь с 16-го на 17-е ограничился фразой на собственном сайте: "Пока мне нечего сказать..." 18 июня вышло эмоциональное интервью в "СЭ", где "скребущиеся кошки" и "стыд", тем не менее, не соседствовали хоть с какой-нибудь попыткой капитана извиниться за фиаско сборной перед миллионами соотечественников. Единственно нужные слова прозвучали лишь 21-го - в эфире питерского телеканала "100 ТВ". Почти неделя. И кто, скажите, этим запоздалым словам поверит?
Впрочем, Аршавин со своим складом характера никогда не был хорош в самопиаре. Некоторое время я не мог уяснить для себя истоки неприязни к нему со стороны многих журналистов и немалой части болельщиков в родном Петербурге. А потом понял: Аршавин ведет себя так, словно, делит людей на нужных ему и не нужных. Он действительно умнее, талантливее, богаче многих и вправе выбирать, кого уважать, а кого нет. Как говорит Криштиану Роналду, "я красивый и успешный - это всех раздражает". Но когда делишь ты, будь готов, что поделят и тебя. И запишут в силы зла даже когда ты выйдешь на бой под флагом добра.
Все это не только про Аршавина, конечно. Вот пример: ключевым эпизодом второго тайма с Грецией стал неточный удар головой Алана Дзагоева. Ситуация не стопроцентно голевая, но сделать Алана крайним можно было легко. Однако его не тронули, а, наоборот, защитили, потому что, во-первых, люди видели во время игры его самоотверженность и горящие глаза, а во-вторых, он оказался единственным из сборной, кто во Внукове решил остановиться, чтобы поговорить с журналистами. Просто рассказать, что думает, что наболело. Остальные молча прошли мимо.
Вот люди и поверили: этот парнишка вырастет в сильного, отважного джигита. И потому готовы прощать. А окажись на его месте, допустим, Павлюченко, представляю, что началось бы. Так и вижу какой-нибудь журнал с пустой обложкой. И подписью: "Павлюченко проспал фотосессию, а затем и весь Euro".
Каждый получает то, что заслужил.
Крестьяне-болельщики, конечно, тоже далеко не ангелы, раз не пришли на помощь, когда "пастушок" и его "стадо" так в ней нуждались. Но кто сделал их черствыми? Кто виноват в том, что они не захотели понять суть скандала в "Бристоле"? Те, кто много лет над ними потешались. Сборная России слишком долго кричала: "Волк! Волк!" Доигралась...
Кстати, про пастуха и волка есть еще одна сказка. Восточная. Злой волк ворвался в стадо и принялся терзать одну овцу за другой, и был он так силен, что собаки не могли с ним справиться. Но вскоре пастуху удалось изловить волка, он посадил его на привязь, и уже собаки стали терзать хищника. А пастух сказал: "О злейший из зверей! Что же с тобой случилось? Ты был силен, а теперь не можешь справиться даже с собаками".