EURO-2012
Спецкор "СЭ" рассказывает о том, какой опыт проведения большого турнира пригодился бы России в 2018-м, а какой - нет
Александр ПРОСВЕТОВ
из Киева
Польско-украинский турнир позади. Но уже через шесть лет большой футбол вернется в Восточную Европу, на постсоветское пространство. Формат чемпионата мира, который пройдет в России, будет вдвое крупнее (32 команды вместо 16, 64 матча вместо 31), да и нельзя рассматривать чужой проект в качестве собственной репетиции. И все же кое-какие полезные выводы Euro-2012 извлечь позволяет.
Это Польша, несмотря на социалистическое прошлое и даже, если глубже копнуть, пребывание в составе российской империи, принадлежит другому миру, что отметил, сравнивая две страны-хозяйки Euro, президент УЕФА Мишель Платини. Мы же с Украиной - из одного теста. Как родителей не выбирают, так и нашим странам не вычеркнуть из биографии общих корней, которые чувствуются на каждом углу.
В Харькове и Донецке, где все вокруг изъяснялись по-русски, хотя и со своеобразным говором, вообще не покидало ощущение, что работаешь на домашнем Euro. Где-то на юге России. Скажем, в Ростове или Краснодаре - очень уж было жарко. Такие же жилые массивы и общественный транспорт, частичное совпадение в товарах продовольственных магазинов.
Впрочем, на пресс-конференциях возвращали к реальности: перевод осуществлялся на языки команд-участниц, а также украинский и английский, который в основном и приходилось слушать. Только для Олега Блохина сделали исключение, включив перевод на русский, а то у него с украинским, оказывается, нелады.
Забавно, кстати, было смотреть по телевидению футбольные обозрения, в ходе которых ведущие, в том числе тренерская дочь Ириша Блохина, и уважаемые ветераны изъяснялись по-русски, а приглашенные журналисты - на мове. Посмешил коллега, который на пресс-конференции испанцев перед полуфиналом предварил вопрос примерно таким вступлением: "Спрошу по-украински, а вы послушайте, какой это замечательный, красивый язык". Да кто бы спорил? Но, по-моему, тут какие-то комплексы. Представьте себе, что россиянин перед тем, как перейти к голам да очкам, завернул бы: "Позвольте мне изложить вопрос на великом языке Пушкина, которым к тому же разговаривал Ленин".
Так что же понравилось, а что не очень? Что России через шесть лет стоило бы перенять, чего избежать? Начнем с хорошего.
1. ФЕСТИВАЛЬ ДРУЖБЫ
У нас всегда любили говорить, что главное достояние - люди. Нетрудно привести примеры, когда этот тезис становился циничной издевкой, но я сейчас не о политике и не о социалке. Люди, населяющие Украину, своим радушием и впрямь вытащили чемпионат, скрасили те недостатки экономического происхождения, которые при ином отношении неизбежно выпячивались бы.
Дружелюбную обстановку отмечали и коллеги, побывавшие во время Euro в Польше, где, по их отзывам, из-за фанатских разборок присутствовало напряжение. Нормальные люди в принципе неуютно себя чувствуют, если рядом дерутся, если в воздухе висит злость.
Между тем в украинских фан-зонах россияне и украинцы, голландцы и шведы, испанцы и итальянцы вместе пили пиво, шутили, фотографировались на память. Никто не выяснял отношений, углубляясь в историю, в которой можно всякое отыскать. Был настоящий праздник. Особенно в Киеве, где в фан-зону превратили Крещатик.
Вывод: организаторы ЧМ-2018 обязаны отсечь от него всяких любителей утверждаться с помощью кулаков. Если не знают, как это сделать, пусть спросят совета у украинцев. Правда, сдается мне, в соседней стране жители даже больших городов по-провинциальному добрее, а фанаты менее агрессивны.
Уже сейчас надо озаботиться кардинальным изменением обстановки на российских стадионах и оставить за их воротами зачинщиков беспорядков, как это давно делается на Западе. В конце концов, запрет на посещение спортивных мероприятий - лишь временная воспитательная мера, жизнь человеку не коверкающая, а образумит она многих.
2. ПОЛИЦИЮ УКРАШАЕТ СКРОМНОСТЬ
Стадионы в России построят - в этом сомнений нет. Если что не так, пробьет в набат ФИФА, вмешается правительство.
На Украине со спортивными аренами, несмотря на всякие проволочки и угрозы, все было отлично. Волонтеры - настоящие молодцы, вышколенные, ответственные. Интернет не дурил и ни разу не подвел, хотя, учитывая позднее время начала матчей, руководство газеты поначалу испытывало по поводу качества связи беспокойство.
Полиция, как и должно быть, пребывала в тени. И никаких солдатских шеренг, будто оживших из иного западного фильма о Советском Союзе, где на улицах серо от армейских шапок-ушанок. Интересно, мы до самого ЧМ будем жить с этим послематчевым атавизмом, который давит на психику даже абсолютно трезвых людей, и потом вдруг разом перейдем к общепринятой практике?
Хотя без переборов ради безопасности на Euro не обошлось. Не возьму, например, в толк, зачем в день матча в Харькове закрывали примыкающую к стадиону станцию метро "Спортивная" уже с начала рабочего дня, хотя это можно было бы сделать за несколько часов до стартового свистка. Впрочем, во мне говорит личное: поселившись рядом со стадионом, был вынужден иногда дополнительно заниматься спортивной ходьбой.
3. НЕТ РАСИЗМУ
Расизм в той или иной мере существует везде. Звучит как заезженная пластинка. Проблема в том, что за его проявления, постоянно "шпыняют" Восточную Европу в целом и Россию в частности. Достаточно вспомнить, как активно играли на этом поле британские СМИ в период борьбы за ЧМ-2018.
Вот и на Украину многие любители футбола и просто околофутбольные туристы не поехали из-за пропагандистской кампании, которая представляла дело так, будто в стране бал правят расизм и криминал. К чести украинцев, они не дали поводов, чтобы подтвердить эти наветы. И тем самым не только послужили примером для России, но и помогли ей, потому что в следующий раз разыгрывать ту же самую карту и отпугивать гостей будет как минимум труднее. Если, конечно, бананометания да обезьяньи уханья останутся в прошлом.
В России в отличие от Украины остро стоит национально-этнический вопрос. Он слишком многогранен и сложен, чтобы его здесь обсуждать. Но до молодых людей надо как-то доводить, что в цивилизованном мире быть расистом как минимум немодно, что даже националистические идеи не должны облекаться в дикую форму, что мальчишеские шалости с расистским душком совсем не безобидны, что они вредят стране, хотя, может быть, считают себя патриотами.
К сожалению, в нашем обществе вообще очень легко позволяют себе оскорбления в адрес других людей, так что порой их даже не замечают. У иных граждан задеть кого-то беспричинно - чуть ли не норма разговорной речи и общения. Добрее надо быть.
Теперь о том, что не понравилось:
1. КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА EURO
Предстартовый ажиотаж вокруг гостиничного размещения присутствует перед каждым крупным турниром, и всплеск цен на проживание - неизбежная и вполне предсказуемая неприятность. Но на этот раз проблема приобрела гротескные формы. Гостиниц в украинских городах, особенно в Донецке и Харькове, которые не принадлежат к числу туристических, не хватало. Цены в интернет-поисковиках предлагались запредельные, будто едут на турнир одни абрамовичи. Соотношение с качеством? Можно сатирическое произведение написать о том, как совок продавали будто компьютерный станок. В общем, куй железо, пока Euro. А люди ночевали черт знает где и как.
Установить при капитализме потолок для тарифов едва ли возможно. Со спекуляцией борются во все времена приведением предложения под стать спросу. В этой плоскости и находится задача государства - или строить самому, или побуждать частника. Лишь бы кто-то там наверху на местном административном уровне не был сам заинтересован в дефиците.
2. АЭРОПОРТЫ И ПОЕЗДА
При подготовке к чемпионату надо помнить не только о международных перевозках, но и о внутренних. Хотя бы потому, что орава болельщиков и журналистов перемещается по стране.
Между тем знакомство с бориспольским терминалом, в котором совершил посадку самолет из Донецка, удивило даже меня, не говоря уж о гражданах из дальнего зарубежья. Представьте скопление пассажиров с двух рейсов (некстати подвернулся самолет из Одессы) в маленьком закутке возле багажной ленты длиною метров в десять. Толкотня, негодование, нервный смех, что еще унизительнее, заявления о пропаже вещей, которые, однако, спустя почти час приползли по транспортеру.
Украинские руководители рассказывали народу о наследии, которое оставил Euro. Но оно как минимум не такое, какое могло бы быть. В новом международном терминале Борисполя работницы не скрывали: "Да уже крыша течет".
Скоростные поезда пустили перед самым началом турнира, так что рассчитывать на них заранее при планировании поездки не представлялось возможным. Дело не только в подозрении, что обещания останутся на бумаге. Не мешало бы еще знать расписание.
Отдельных путей для суперпоездов не проложили, так что и скорость у них была не ахти какая. Триста километров между Харьковом и Донецком преодолевались, как и на автомобиле, почти за четыре часа. Из-за аврала происходили сбои. Когда после грозы за день до старта турнира поезд из Донецка прибыл в Харьков с часовым опозданием, пассажиры из числа местных обращали внимание, что обычный, нераспиаренный состав добирался за пять с половиной часов, то есть почти за то же самое время. Есть, правда, удивительный поезд 144Д до Петербурга, который уходит из столицы Донбасса в 11 вечера и тратит на триста километров до Харькова 11 часов. Сообщаю его номер, посмотрев еще раз расписание, специально для донецких знакомых, которые спорили и доказывали, что такое в принципе невозможно.
Может, я обольщаюсь, но, честное слово, ужасно хотелось бы, чтобы после ЧМ-2018 по России, для начала хотя бы ее европейской части, носились, как по Германии или Франции, комфортабельные поезда-болиды.
3. ЭХ, ДОРОГИ
Классическая фраза о двух бедах России восходит к тем временам, когда в ее состав входила Малороссия, так что к Украине истина про дороги тоже имеет отношение, а о первой части высказывания не мне, иностранцу, судить.
Расписание поездов категорически не стыковалось с нашей работой, так что мне пришлось четыре раза лично проверить состояние трассы Харьков - Донецк.
Знакомые французы на дорогу жаловались, но русского человека нашей общей с украинцами бедой не удивить. Участок примерно в полсотни километров перед Донецком безоговорочно хорош, остальной путь не лишен горбылей и заплаток, и это наводит на мысль, что после холодной зимы вернутся ямки. Так что радикально благодаря Euro проблема не решена.
Но все познается в сравнении. Сбившись немного с пути, я поехал один раз не сквозь Константиновку, а через Горловку, где никакого ремонта не производилось. Скоро стало жаль машину, даже арендованную.
Мораль проста. Чемпионат мира дает колоссальный шанс, отталкиваясь от турнира, создать современную железнодорожную сеть, построить новые дороги и прочую хозяйственную инфраструктуру. И это на самом деле куда важнее, чем выйти со сборной из группы и даже - позволю себе крамолу - выиграть чемпионат мира. Хотя одно другому ничуть не мешает.