EURO-2013. ЮНОШЕСКИЕ СБОРНЫЕ. 1/2 финала
Тренер футбольной школы "Чертаново" Михаил Буренков рассказал о своих воспитанниках в сборной России.
– Паршиков, Якуба, Зуев – три футболиста школы "Чертаново" вышли в основном составе сборной. Как проявили себя в полуфинале ваши воспитанники?
– Ребята справились – молодцы. Достойно противостояли шведской команде, где собраны настоящие атлеты. Вы посмотрите, что творилось на угловых! Соперники вратарю Митрюшкину до мяча не давали добраться.
– Да и прессинговали шведы мощно. Паршиков и Якуба, наши крайние защитники, не всегда справлялись с таким давлением.
– Начали они матч хорошо. Но защитники – люди зависимые. Здесь важно, как предлагают себя игроки средней линии. И позволяет ли им соперник свободно открываться. Если нет, защитникам ничего не остается, как использовать длинные передачи. Да и, знаете, не совсем ведь защитники Якуба с Паршиковым.
– Как это?
– В школе "Чертаново" ребята играют в середине поля.
– Позиции же совершенно разные.
– Значит, тренер сборной доверяет им. И я могу сказать, что тоже за них спокоен, – они никогда не подведут. Ни за что, например, не отвернутся от мяча, стоя в "стенке". Якуба и Паршиков – настоящие бойцы, из тех, кто не уступит никому на поле. По характеру они напоминают мне спартаковских ветеранов Тищенко, Нетто, Исаева, у которых я учился футболу.
– Расскажите о третьем вашем воспитаннике – крайнем полузащитнике Александре Зуеве. Парень производит потрясающее впечатление.
– Саша приехал к нам из Челябинска. И на первых порах трудно было ожидать, что у него будет серьезный прогресс. Но это мальчик, с которым так приятно работать! Он умеет слушать, впитывает в себя новое как губка. Зуев – один из игроков, на которых "Чертаново" строит игру.
– Он на удивление смело идет в обводку. И возникает вопрос: что же происходит потом с российскими футболистами, которых природа наделила скоростным дриблингом? Взрослые тренеры ставят их в определенные тактические рамки?
– Игра таких футболистов, как Зуев, во многом зависит от центральных полузащитников. Именно они должны краем глаза видеть, когда техничного партнера оставили одного, без подстраховки. Естественно, получая мяч, в окружении трех оппонентов, когда нечем дышать, тот же Зуев будет возвращать передачу, а не обводить.
– Значит, российские дриблеры есть, но их неправильно используют. Мне казалось, обводка – это табу в детских школах, где тренеры постоянно кричат своим воспитанникам: "Играй проще!"
– Такой момент тоже присутствует. Ребята в одном эпизоде блеснут обводкой, а в другом – потеряют мяч, и команда проиграет. Какому тренеру это нужно? Мы в "Чертаново" достаточное внимание уделяем на тренировках обводке, но это такая вещь, над которой надо много работать индивидуально.
– Как, наверное, и над тем, чтобы превратиться в футболиста без слабой ноги. Я вспоминаю эпизод в полуфинале, когда Зуев ударил выше из стопроцентной ситуации, решив подстроиться к мячу с удобной правой стороны.
– Левая нога ему не чужая. Просто Саша хотел сыграть надежнее. Дайте ему еще один такой момент, он забьет.
– Ну а есть в "Чертаново" ребята, которых уже сейчас можно назвать "двуногими"?
– Вернемся к Якубе. Он правша. Но одно время вообще решил играть на тренировках только левой ногой. Много внимания уделял этому элементу. Мы ему даже в шутку говорили: "Ты смотри, правую ногу не запусти".
– Расскажите в двух словах о феномене школы "Чертаново". Насколько я знаю, у вас отменная селекция, вы с успехом ищете ребят по всей России.
– Да, это так. Тот же Якуба приехал из Ставрополья. Паршиков – воронежский парень. У нашей школы прекрасный имидж. Мы создаем ребятам отличные условия в быту. Одна беда: у нас до сих пор нет полноценного футбольного поля.
– То есть?
– Мы тренируемся на куске травы размером 70 на 40.
– Вот уж действительно все в России происходит вопреки.
– Проблема вроде решилась, и поле у нас скоро появится.
– Есть конкретные предложения по игрокам "Чертаново" от команд премьер-лиги?
– Да. На наших матчах постоянно присутствуют скауты московских клубов, "Зенита". Главное, сейчас не испортить ребят этим вниманием.
– Самый больной вопрос. Почему талантливая российская молодежь не попадает во взрослый футбол?
– Много факторов. Во-первых, переизбыток иностранцев. Ведь к нам не везут 18-летних футболистов-легионеров, которые бы сразу заиграли? В Россию едут сложившиеся игроки. Другой момент – психологический. В юности ребята живут футболом, у них все получается, как, допустим, у сборной России, которая вышла в финал, они верят, что могут горы свернуть. А потом попадают во взрослые команды, где таких же десятки. Тренер уделяет им меньше внимания. Ты, допустим, еще не сформировался как игрок, а с тебя уже требуют по полной программе. Ребят надо постепенно подводить к основе, как это делал Бесков с Черенковым. Правда, тогда и "Спартак" был такой, что не страшно было молодого на поле выпустить. А сейчас другой накал.
– Единицы все же пробиваются. Вы с одним из сильнейших российских форвардов Кокориным, наверное, давно знакомы.
– Да, конечно. Саша с детства выделялся отменными физическими данными. Природа дала ему это. Кокорин всегда был на виду.
– А кто еще из игроков юношеской сборной России кроме чертановских воспитанников вам симпатичен?
– Я бы не хотел кого-то выделять. Тренеры объединили футболистов общей идеей, это заметно. От души желаю ребятам удачи в финале!