Влюбленная в сборную страна. Журналист во главе федерации. Реклама, вызывающая симпатию, а не раздражение. Индивидуальный подход к лучшим молодым футболистам. России есть чему поучиться у Австрии – но не игре в футбол, а организации футбольного хозяйства.
ИДЕАЛЬНОЕ БОЛЕНИЕ, ИДЕАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Главным героем игры Австрия – Россия (1:0) стал, на мой взгляд, вовсе не автор гола Рубин Окоти, а самый обычный флажок, красно-бело-красный, с логотипом компании-производителя популярного пива местного изготовления.
За сутки до матча десятки тысяч таких флажков уже лежало на каждом кресле стадиона "Эрнст Хаппель" дожидаясь своего часа. На протяжении всего вечера зрители размахивали ими как заведенные – под песню Life is life, гимн страны, гимн сборной, венский вальс или просто так, реагируя на происходящее на поле. Ну а больше всего поразило то, что публика не стала расходиться после финального свистка. Болельщики почти в полном составе провели на трибунах еще минут десять и вновь исполнили гимн своей команды, сочиненный несколько лет назад.
Флажки – пример идеальной рекламы, которая выгодна и нравится всем. Зрители были довольны, потому что им бесплатно дали чем помахать и объединили в ликующее красно-бело-красное море. Футболисты были довольны, что их так здорово поддерживают. Федерация была довольна, потому что подзаработала и обеспечила заряд позитива для сборной. Спонсоры были довольны, потому что флажки с названием пива миллион раз попали в кадр и на фотографии, но ни у кого не вызвали раздражения – только радость. Многие болельщики унесли их с собой – и придут с ними на следующие матчи.
ПРОДАЕТСЯ ВСЕ
У Австрийского футбольного союза (OEFB) 25 партнеров и спонсоров. У РФС, для сравнения, – десять, если верить официальному сайту. Спортивный костюм игрока австрийской команды напоминает одежду гонщика "Формулы-1", где лейблы уже ставить некуда. Хотя сборная Австрии за последние 16 лет играла на крупном турнире только раз – и то лишь благодаря тому, что вместе со Швейцарией была хозяйкой Euro-2008. Россия за тот же период времени дважды ездила на мир и четыре раза на Европу, становилась бронзовым призером континентального первенства и почти всегда была гораздо выше Австрии в рейтинге ФИФА.
Австрийцы без зазрения совести продают абсолютно все. "Спонсор" счета на табло – крупный немецкий банк. Он же, как заявил диктор, "подсчитал для вас" количество зрителей на трибунах. В перерыве автомобильный концерн устроил развлечение: специальные пушки выстреливали на трибуны футболками, "снаряды" долетали до самых верхних секторов. Телекоммуникационная фирма пошла по стопам пивоваров и раздала гигантские надувные ладошки, чтобы громче хлопалось.
Иногда, правда, стремление продаться с потрохами ради экономической выгоды обретает чересчур изощренные формы. В чемпионате Австрии играет "Ред Булл Зальцбург", а хорошо знакомый российскому болельщику "Штурм" с недавних пор официально (!) именуется "Спортивный клуб Путигамер Штурм Грац". В название добавлено имя еще одного производителя напитка из хмеля и солода.
Здесь, полагаю, у австрийцев явный перебор. Вряд ли миллионы болельщиков "Спартака" или "Зенита" были бы рады, если бы команды с большой историей вдруг стали называться, условно говоря, "Молодой мельник Спартак" или "Водка Сине-бело-голубенькая Зенит". Хотя подобный пример – "Сатурн REN-TV" – в России был. Но там хотя бы название клуба шло первее спонсора.
У СБОРНОЙ ЕСТЬ "УЛЬТРАС" И СЕМЕЙНЫЕ СЕКТОРА
Безусловно, федерация ведет огромную работу по популяризации футбола, связанную не только со спонсорами. Например, у стен арены раздавали выпуски двух бесплатных, ярких и интересных газет, задача которых – повышать футбольную грамотность населения. Диктор на "Эрнсте Хаппеле" – блистательный шоумен. Главный тренер сборной Марсель Коллер после финального свистка стремглав помчался в прямой эфир и, кажется, был согласен находиться перед камерой до глубокой ночи. А травмированный Давид Алаба перед игрой, опираясь на костыли, напутствовал товарищей на победу.
Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Особая роль уделяется взаимодействию с фанатами. В федерации смекнули, что большая часть публики, болеющей за сборную, инертна и неактивна, а потому поддерживают "свои" фан-группировки "ультрас", всегда сидящие на секторах С и D. Среди них выделяются основанные в 2010 году "ураганы" – по той простой причине, что на стадион они приходят с барабаном.
Всего группировок девять, у каждой – свой уютный уголок на официальном сайте OEFB. Все свои действия они планируют в тесном сотрудничестве с федерацией, получая всяческие льготы и блага, в том числе финансовые. В благодарность фанаты стараются не слишком сильно хулиганить. На игре с Россией был зажжен один файер, но выглядело это как невинное баловство. Австрия нашла золотую середину – болеют за сборную активно, но без дикости, как, допустим, в Турции или на Балканах.
Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Ультрас-боление в любом случае по душе не всем. Поэтому создан еще один фан-клуб – "Immer wieder Österreich" ("Австрия навсегда"), куда вступают солидные семейные люди.
Как известно, в России существует Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ), которое по идее должно заниматься тем же самым, чем "ураганы" и им подобные занимаются в Австрии. На деле трудно понять, в чем функция объединения и чем оно полезно для сборной. Ведь организовать достойную поддержку для российской команды не удается с конца 2000-х, когда "Лужники" яростно и красиво болели против Англии и Германии.
37 ИЗБРАННЫХ, или КАК НАДО ГОТОВИТЬСЯ К ЧМ-2018
Сборная – день сегодняшний. Но нужно смотреть и в завтра.
Россия из кожи вон лезет – готовится к домашнему ЧМ-2018, а Австрия свой большой турнир провела шесть лет назад и вряд ли в скором времени получит еще один. Но выглядит все наоборот – будто им, а не нам важно подготовить к турниру боеспособную команду. На сайте РФС нет ни слова про молодежь, тогда как на OEFB.at существует огромный раздел, посвященный пестованию футбольных талантов.
Все начинается с пирамиды – схематичного и понятного изображения структуры австрийского футбола – от детского до первой сборной и клубов первой лиги.
Фото - oefb.at
Дальше – подраздел со знаковым названием "Особый австрийский путь". Фактически это программа развития футбола в стране, изложенная внятными и доступными для понимания тезисами. Вот основы основ:
– широкий охват населения футболом ("нет ширины – нет и вершины");
– структурированный поиск и развитие талантов;
– индивидуальный подход к наиболее одаренным игрокам;
– систематизированная работа академий;
– футбол – школа – профессия (из футбольных академий не должны выходить дураки);
– работа на перспективу;
– развитие инфраструктуры, и так далее.
Казалось бы, самые простые слова. Но когда вчитываешься, понимаешь, насколько все правильно и системно.
Дальше идут загадочные аббревиатуры – LAZ, AKA – и не менее интригующее название "Проект-12". Оказывается, AKA – единый план работы 12 академий футбольных клубов австрийской лиги, а LAZ – центры футбольного образования (и тут же слоган: "LAZ – мой путь наверх!"), объединяющие усилия родителей, учителей и футбольных клубов. Всего таких центров в Австрии 29.
Но самое интересное – это "Проект-12". В 2009 году была запущена программа индивидуальной поддержки австрийских футбольных талантов в возрасте от 15 лет до 21 года. Сейчас она включает 37 парней и 10 девушек – выбор осуществляли эксперты, тренеры сборных разных возрастов и клубов, а также ученые от футбола. Причем список поименно приведен на сайте!
Проект включает в себя отслеживание выступлений и достижений игроков специалистами и с помощью особой базы данных, совместную работу клубов и федерации над карьерным путем молодых футболистов, научное обоснование трансферов и много чего еще. Иными словами, человек находится под микроскопом, и вся Австрия помогает ему стать по-настоящему хорошим игроком. Предполагалось, что проект просуществует до 2012 года (отсюда и цифра 12), но его решено продлить как минимум до 2015-го.
Плоды тем временем уже есть. Несколько человек из "Проекта-12" уже в первой сборной. А многим это, видимо, еще предстоит – сейчас ребятам лет 15-16. Собственно, мы видим в какой-то мере интерпретацию знаменитой идеи генсека РФС Анатолия Воробьева о создании "клуба-2018". Но если от предложения г-на Воробьева, уж простите, веяло безумием, то здесь все логично. Талантов действительно собрали в один "клуб", где заботятся о судьбе ребят и всей страной помогают им уверенно и правильно шагать по жизни. Невольно возникает вопрос: а где же наши "списки 37" с Бурлаком и Беляевым, Оздоевым и Набиулиным, Давыдовым и Ефремовым?..
Будем, однако, честны: Россию Австрия победила на старых дрожжах. Почти все ключевые игроки нынешнего состава подросли и возмужали без помощи "Проекта-12" или LAZ. Вот только это скорее пугает, чем радует. Что же будет, когда маховик австрийского футбола заработает по полной?
Если "кардинальные решения" в российском футболе, о которых на днях говорил в интервью "СЭ" Виталий Мутко, так и останутся словами, то пройдет немного времени – и Австрия действительно по игре в футбол, боюсь, окажется на голову выше России.
И уж точно лучше нас подготовится к ЧМ-2018.
РУКОВОДИТЕЛИ – БИЗНЕСМЕН И ПИАРЩИК
Собственно, осталось разобраться, кто все это делает. Во главе федерации стоят 64-летний президент Леопольд "Лео" Виндтнер и его одногодок, генеральный секретарь и генеральный директор Альфред "Гиги" Людвих. Причем оба никогда профессионально не били по мячу – разве что в детстве с друзьями во дворе.
Виндтнер получил экономическое образование и всю жизнь проработал в государственной энергетической компании Energie AG. Это, конечно, не "Газпром", но концерн по местным меркам весьма солидный и могучий. В 1994 году герр Лео стал в нем главным человеком – он председатель совета директоров. Матерый экономист и акула бизнеса, Виндтнер всегда проявлял интерес к политике (в первой половине 1980-х был бургомистром родной деревушки) и спорту (возглавлял футбольный союз региона Верхняя Австрия). В OEFB он долгое время занимал пост вице-президента, в 2009-м выиграл президентские выборы.
Леопольд "Лео" Виндтнер и Альфред "Гиги" Людвих. Фото - diepresse.com
Людвих, который много лет работает в спайке с Виндтнером, – по профессии учитель, а по призванию журналист. Проработав в различных футбольных редакциях, герр Гиги нашел свое призвание в работе спортивного чиновника, в его обязанностях – оперативное управление союзом.
После знакомства с биографией этих двух господ сразу становится ясно, почему у австрийской федерации футбола нет никаких проблем ни с экономической, ни с медийной составляющими. Все на поверхности: кто придумывает шоу, а кто добывает "на пропитание".
При этом я вовсе не хочу сказать, что оба – идеальные руководители. Претензий к тому же Людвиху хватает: в 2009-м его обвинили в "половой дискриминации" за разные цены на билеты мужской и женской сборных (!!!), а в 2011-м тренер юношеской сборной Пауль Глудоватц отказался возглавить главную команду страны из-за личной неприязни к гендиректору федерации, который, по мнению специалиста, выбирает наставника "не на основе опыта и качества работы, а по иным критериям".
Впрочем, достижения Марселя Коллера во главе сборной Австрии доказывают, что итоговый выбор Людвиха не так уж и плох.
ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?
Безусловно, нельзя просто взять и слепо интегрировать австрийский подход в российскую футбольную действительность. Хотя бы потому, что масштаб проблем несоизмерим. В Австрии живет чуть больше 8 миллионов человек, а в России – 146 миллионов. В Австрии 9 федеральных земель, а в России – 85 субъектов федерации. Австрия занимает 112-е место в мире по территории, а Россия – 1-е. На таких просторах куда труднее что-либо систематизировать, развивать и контролировать. В том числе и футбол.
Другое дело, что пытаться надо, и некоторые австрийские задумки не просто могут, а обязаны быть взяты на вооружение теми, кто уже несет или скоро возьмет ответственность за российский футбол.
Самое обидное, что мы со своим "Проектом-18" уже опоздали.
Вена – Будапешт