Обозреватель "СЭ" размышляет на тему, нужны ли бразильцы Ари и Жоаузинью сборной России.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
В морозный рождественский вечер полузащитник "Краснодара" Жоаузинью сделал важное заявление. В интервью ТАСС он сообщил, что намерен стать российским гражданином независимо от перспектив попадания в нашу национальную команду.
– За эти годы Россия для меня стала вторым домом, здесь я встретил добрых, отзывчивых и душевных людей, – сказал футболист. – И вне зависимости от того, поступит мне приглашение в сборную или нет, я твердо намерен получить паспорт гражданина России.
Бразильское три "быков" - ВАНДЕРСОН, АРИ и ЖОАУЗИНЬЮ. Фото Виталий ТИМКИВ
Рассматривать это заявление в отрыве от всего того, что публиковалось на тему натурализации ранее, нельзя. Озвученное бразильцем намерение стало очередным звеном в цепи процесса, который сейчас уже кажется необратимым. И дело не только в том, что и Жоаузинью, и его партнер по "Краснодару" Ари регулярно говорят о желании стать россиянами. Только лишь их воли было бы недостаточно. Теперь эксперимент одобрен и на высшем уровне.
Виталий Мутко: "Теперь Ари – кубанский парень из станицы Брюховецкая"
– В футболе все индивидуально, – сказал незадолго до новогодних праздников министр спорта Виталий Мутко. – Зависит от желания, уровня и житейских обстоятельств. Ари, насколько знаю, женился на русской девушке. Теперь это кубанский парень из станицы Брюховецкая. Мне он нравится, почему бы и нет? Но это прерогатива футбольных властей и, прежде всего, главного тренера.
Министр спорта РФ Виталий МУТКО и главный тренер сборной России Фабио КАПЕЛЛО.
Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Как видим, императива в словах министра – мол, срочно дайте ребятам паспорта – нет. Формально он самоустраняется и оставляет вопрос на рассмотрение РФС и Фабио Капелло. Но в то же время высказывает то, что принято называть "личным мнением". В наших условиях к такому мнению чаще всего прислушиваются.
Стало быть, как минимум, мешать бразильцам никто не будет. А скорее всего – им предоставят шанс. Другой вопрос – как они им воспользуются.
Оптимизм Мутко легко понять – на его глазах и фактически под его руководством российская олимпийская сборная успешно натурализовала Виктора Ана и Вика Уайлда. На двоих кореец и американец завоевали в Сочи пять золотых медалей.
Футбол, однако, таких примеров не знает. И все разговоры о многонациональности той же сборной Германии теряют смысл, если посмотреть, где выросли и на каком языке общаются якобы натурализованые звезды бундестим. Подольски было два года, когда его семья эмигрировала в ФРГ, Клозе – наполовину немец, живет в Германии с трех лет, Озил и вовсе родился в Гельзенкирхене. Самое главное, что все они – продукты немецкой системы. Их взрастила и воспитала Германия. Ари и Жоаузинью обязаны России в гораздо меньшей степени.
Старожил национальной команды Игорь АКИНФЕЕВ и, возможно, будущий дебютант ЖОАУЗИНЬЮ.
Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Капелло положительно относится к натурализации Ари
Если говорить о той натурализации, которую возможно применить у нас, то вспоминаются разве что поляк нигерийского происхождения Олисадебе, да бразильский хорват Эдуарду да Силва. Но и эти случаи были особенными. Олисадебе приехал в Польшу в 19 лет и именно там состоялся как футболист, а Эдуарду начинал со школы загребского "Динамо", где оказался в 15 лет.
Ари уже 29 лет. Жоаузинью – 26. Путь в большой футбол они начали в других странах, здесь – лишь окрепли. Чувствуете разницу?
Впрочем, все это вовсе не значит, что у них обязательно не получится. Попробовать можно – хотя бы ради того, чтобы в дальнейшем к вопросу искусственной натурализации уже не возвращаться. Полагаю, наша национальная гордость не сильно пострадает, если Ари станет Ариклинесом Феррейровичем, а Жоаузинью – Жоау Натаилтоновичем. Если же оба хотя бы на время окажут услугу сборной России, будет здорово.