"Кубань": дебют без ошейника

Telegram Дзен

ЛИГА ЕВРОПЫ. 3-й отборочный раунд. Первые матчи. Сегодня "МОТЕРУЭЛЛ" - "КУБАНЬ"

Для клуба, впервые в своей истории пробившегося в еврокубки, "Кубань" повела себя несколько экстравагантно.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Майские восторги и обещания не посрамить футбольную отчизну сменились не массовыми покупками, чего следовало бы ожидать, а обильной распродажей. Ушли, понятно, не худшие: Кулик, Пизелли, Ионов, Езбилис. И "Кубань" от этого как минимум не окрепла. 

Нелогично? Да. Удивительно? Вряд ли. Наблюдая за тем, как крепнет краснодарская команда, все мы, кажется, упустили один момент. Рост не может быть бесконечным: рано или поздно он упрется в возможности владельца клуба. Каковы они, если говорить о главном акционере "Кубани" Олеге Мкртчане?

По итогам прошлого года еженедельник "Фокус" отвел ему 14-е место в списке богатейших людей Украины. Состояние Мкртчана, как считают коллеги, -  1,25 миллиарда долларов. Что немало. Хотя среди владельцев российских клубов есть люди и побогаче.

Бюджет "Кубани", по некоторым оценкам, - 35 миллионов долларов. Те, кто горазд считать чужие деньги, спросят: отчего владелец не вложит в клуб больше? И наверняка поругают "Кубань" за последние продажи. Тут тратить надо - а она зарабатывает!

Попробуем, однако, посмотреть на ситуацию под другим углом. Было бы странно, если бы после удачного сезона игроки "Кубани" не получили предложений от акул футбольного рынка. И ведь предложения эти - не надушенные письма с вензелями. В каждом из них содержится то, от чего и товару, и продавцу крайне сложно отказаться. А иной раз просто невозможно.

Фактически "Кубань" отдала без слез лишь Пизелли. Причиной тому были как взятый взамен Игнатьев с неплохой доплатой, так и средние физические возможности игрока, мешающие ему проводить на поле все 90 минут и плотно отрабатывать в обороне. Кулика отпустили по совокупности факторов. Он немало сделал для клуба, имел предварительные договоренности об уходе в случае выгодного предложения, дешевел в связи с приближением окончания срока контракта и так далее. Ионова пытались удержать. Но сделать это, если кто-то перебивает сумму отступных и предлагает футболисту гиперзарплату, крайне нелегко. Похожая картина с Езбилисом. Имели место беседы, уговоры, но если игрок твердо решил уйти, как его удержишь? Единственное, что остается, - расслабиться и попытаться найти плюсы.

Они нашлись. Первый - после ухода Езбилиса в "Кубани" не осталось футболистов агента Дмитрия Селюка. Сложно сказать, плюс ли это в абсолютном значении, но поскольку у спортивного директора клуба Сергея Доронченко с Селюком конфликт, работу кубанскому функционеру их служебный разрыв в известной степени упростит. Плюс второй - "Кубань" выручила от продажи четырех футболистов, по моей информации, около 26 миллионов долларов, то есть три четверти годового бюджета. Третье преимущество - теперь команду могут пополнить 30-летний итальянский левый защитник Кристиан Молинаро, выступающий за "Штутгарт", 28-летний хавбек сборной Румынии и капитан "Стяуа" Александру Бурчану, а также его партнер по национальной команде, 23-летний полузащитник "Удинезе" Габриэль Торже.

По именам - как минимум не слабее ушедших. И суммарно явно не дороже 26 миллионов, а скорее всего, серьезно дешевле. Только их ведь нужно еще вписать в состав. Прежде чем это случится, команда вполне может вылететь из еврокубков и наломать дров в чемпионате России. Стоит ли овчинка выделки?

Думать можно всякое. Однако скромные клубы, к которым по российским меркам относится и "Кубань", чаще всего имеют ограниченную возможность для маневра. Им нужно не просто жить - выживать. Исполнять обязательства по контрактам, самые большие из которых тянут на миллион с небольшим долларов в год, вписывать в состав непонятного пока Джибриля Сиссе, удерживать Попова, Каборе, Козлова, Беленова. (Двое последних, говорят, дали согласие не покидать "Кубань" этим летом. Но на каждое согласие, как известно, есть новое, существенно возросшее предложение.)

Почему краснодарский клуб столь скромен в расходах? Что мешает богатому человеку Мкртчану увеличить вложения и добыть себе большую футбольную славу?

А что или кто, скажите, ему помогает?

Взять, к примеру, администрацию Краснодарского края, которой принадлежит  четверть акций "Кубани". Она заинтересована в выводе клуба на высокую орбиту? И если да, чем участвует в процессе? Деньгами или советами?

Вполне очевидно, что Мкртчан, уже имевший на Донбассе бизнес и спонсировавший другой клуб - донецкий "Металлург", возлюбил "Кубань" не совсем платонически. Кроме футбола его интересовал промышленный бизнес, и не вообще, а в Краснодарском крае. Все ли из обещанного губернатором Александром Ткачевым выполнено на сегодняшний день? Позволяет ли это Мкртчану зарабатывать на Кубани больше, чем он вкладывает в клуб? И что там слышно, кстати, насчет нового стадиона? Кто его будет строить? И кто - владеть?

Формула "трачу деньги, потому что они у меня лишние" в футболе  - не правило, а исключение. Перед тем как потратить, нужно заработать. И увидеть перспективу стать собственником хоть чего-нибудь помимо клубного автобуса и права платить футболистам. В чужое инвестировать мучительно и нелепо. В свое - приятно и легко.

Не знаю, к какому варианту ближе ситуация вокруг "Кубани". Но не стал бы исключать, что до закрытия трансферного окна клуб может продать еще кого-то из значимых игроков. Чему способствует, кстати, новое правило УЕФА. C этого сезона футболисты, "заигранные" на предварительных стадиях еврокубков, начиная с групповых этапов Лиги чемпионов и Лиги Европы, смогут выступать за другую команду.

Стало быть, матчи против "Мотеруэлла" не станут карьерным ошейником для Каборе, Попова, Козлова, Беленова и прочих. Шотландцев "Кубань", скорее всего, пройдет. Но чем лучше сыграют ее лидеры, тем больше усилий понадобится клубным боссам, чтобы удержать их от скорого прыжка в трансферный оконный проем.