Вся власть фанатам. Как болельщики управляют клубами

Telegram Дзен

Болельщики "Спартака" намерены выкупить блокирующий пакет акций у владельца клуба Леонида Федуна и ввести своего представителя в совет директоров. Таким образом, фанаты красно-белых станут непосредственными руководителями "Спартака". "СЭ" рассказывает, где в Европе болельщики имеют полноценное право голоса.

"СИЭТЛ СОНДЕРС" (США)

"Не договорился Авен – договоримся мы". Кто пытается купить "Спартак" у Федуна

Что происходит, когда вместе собираются юморист, друг Билла Гейтса, кинорежиссер и бизнесмен, обожающий спорт? Появляется на свет самый прибыльный футбольный клуб в США.

В 2007 году комик Дрю Кэри, соучредитель Microsoft Пол Аллен, голливудский продюсер и режиссер Джо Рот, а также предприниматель Эдриан Ханауэр на северо-западном побережье Штатов создали клуб "Сиэтл Сондерс". В крупнейшем городе штата Вашингтон спорт в то время переживал упадок: хоккея и европейского футбола не было вообще, а в 2008-м город лишился и клуба НБА "Суперсоникс". Четверо смелых выбрали верное время и место для реализации своей идеи.

Однако банальное строительство квартету было неинтересно. Кэри, Аллен, Рот и Ханауэр хотели сотворить ни на что не похожий клуб. И они это сделали. На заре формирования у "Сондерс" появился Альянс болельщиков, в который вошли 60 владельцев абонементов. Руководители хотели делом доказать, что им важно мнение фанатов, поэтому те стали полноценными членами управляющего совета. Каждые три месяца Альянс встречается с владельцами и обсуждает планы развития клуба. Так, именно фанаты определили название клуба и его герб.

Альянс болельщиков "Сиэтл Сондерс" участвует в управлении клубом. Фото AFP

Такого в США еще не было, поэтому четверку владельцев называли безумцами, но те упрямились и добились успеха. Альянс трудится на благо клуба и сейчас, а владельцы получают нешуточную прибыль: 40-тысячный стадион заполняется всегда и обеспечивает "Саундерс" статус наиболее посещаемой команды MLS с большим отрывом. Чистая ежегодная прибыль составляет примерно 40 миллионов долларов, и это тоже рекорд лиги.

"БАРСЕЛОНА" (ИСПАНИЯ)

Можно продать "Спартак", можно купить "Манчестер Юнайтед". Но на "Барселону" невозможно выставить ценник, так как она принадлежит болельщикам.

"Сосьос" – таким забавным словечком в Испании называют уважаемых людей: болельщиков, которые считаются акционерами и владельцами футбольных клубов. У "Барселоны" больше всех "сосьос" – порядка двухсот тысяч. Все они ежегодно платят взносы и могут участвовать в судьбе гранда. Так, прошлым летом болельщики избрали своим президентом Хосепа Марию Бартомеу. Выборы проходили путем тайного голосования: 109 367 "сосьос" были приглашены, но на избирательные участки явились 47 270 человек. 54,63 процента голосов были отданы Бартомеу.

У "Барселоны" более 200 тысяч "сосьос". Фото REUTERS

Помимо этого, фанаты решают и другие глобальные задачи. Например, весной 2014 года "сосьос" утвердили проект реконструкции стадиона "Ноу Камп". И так крупнейшая в Европе арена к началу 2021 года будет вмещать еще больше – 105 тысяч зрителей. Болельщики хотели, чтобы "Барселона" и во время реконструкции играла на стадионе, поэтому решено было закрывать сектора поочередно.

Стоит добавить, что доходы от взносов болельщиков сейчас незначительны: по итогам сезона-2014/15 "Барселона" заработала 608 миллионов евро, но "сосьос" принесли в казну лишь 25 миллионов, то есть 4%. Однако еще 30 лет назад все было иначе: 90% доходов клуб получал от болельщиков.

"ПОРТСМУТ" (АНГЛИЯ)

В мае 2010 года популярный английский клуб вышел в финал Кубка Англии. Тот матч был лебединой песней "Портсмута": южане уступили "Челси", но играли достойно. Несмотря на то, что знали о надвигающейся катастрофе.

В том сезоне "Портсмут" сменил трех хозяев, которые не сумели погасить колоссальные долги клуба (примерно 117 миллионов фунтов). В конце концов, южан признали банкротами, а клуб перешел под внешнее управление, что, по правилам премьер-лиги, карается лишением девяти очков. "Портсмут" вылетел, но не вылечился. В результате, в 2013-м "помпи" оказались в четвертом по силе дивизионе.

В апреле 2013 года болельщики "Портсмута" выкупили 51 процент клуба. Фото REUTERS

Но тот год все равно был удачным для клуба, ведь в апреле его выкупили те, кому он небезразличен. По итогам 11-часового заседания объединение болельщиков "Портсмута" получило 51 процент акций. Это была победа над смутным временем. Фанаты решили формировать бюджет по принципу "кто чем может", но знали, что скупиться не будет никто. Три с половиной миллиона собрали сами болельщики, еще 1,2 миллиона добавил инвестор Стюарт Робинсон, купивший землю вокруг стадиона "Фраттон Парк".

"Мы выиграли войну, – не сдерживал эмоции предприниматель Иэн Макиннес, возглавивший правление клуба. – Теперь нужно научиться побеждать в мирное время". Падение остановилось: "Портсмут" закрепился в четвертой лиге и в этом сезоне может вернуться в третью.

"ЮНАЙТЕД ОФ МАНЧЕСТЕР" (АНГЛИЯ)

Почти полный тезка британского суперклуба родился в 2005 году, когда управление "Манчестер Юнайтед" перешло американскому бизнесмену Малколму Глэйзеру. Фанатов даже не возмутила мысль о том, что их любимый клуб превратится в игрушку какого-то миллиардера из Америки. После того, как резко взвинтились цены на билеты, преданные фанаты "МЮ" поняли: надо что-то делать.

Свергнуть Глэйзера, как Руперта Мердока в 1998-м, болельщики не смогли, поэтому пошли по альтернативному пути. Создали свой "Юнайтед". Правда, это название Футбольная ассоциация отвергла, потребовав конкретики. Так появился "Юнайтед оф Манчестер".

"Юнайтед оф Манчестер" родился и живет на деньги болельщиков. Фото dailymail.co.uk

Фанаты заявили новый клуб на низшую ступень английской футбольной системы, и тот сходу выиграл лигу северо-западных графств. Жил и живет "ЮМ" исключительно на деньги болельщиков: сперва несколько тысяч фанатов пожертвовали на свое детище по 1000 фунтов, а затем стали формировать состав. Игроков набирали через объявления и посредством "сарафанного радио", а тренером стал один из фанатов "МЮ" Карл Марджинсон. Он же возглавляет команду до сих пор и уже добрался вместе с ней до северной конференции (шестой по силе дивизион).

Управление "Юнайтед оф Манчестер" зиждется на двух основных принципах: владеет клубом траст болельщиков, а вся прибыль реинвестируется в клуб. В прошлом году болельщики построили стадион на 4500 мест и мечтают когда-нибудь увидеть на нем матч "Юнайтед оф Манчестер" – "Манчестер Юнайтед".