Бренд "Сделано в Сейшале"
"Бенфика" уже не первый год выделяется в Португалии умением искать юных игроков и доводить их до первой команды, а затем продавать за большие деньги. Поначалу клубу очень помогал суперагент Жорже Мендеш (хотя и сейчас курирует крупные сделки "Бенфики"). Именно с его подачи "Монако" в 2015-м приобрел двух дублеров "орлов" за 31 миллион евро, а "Валенсия" купила еще одного за 15. Двое из них, Бернарду Силва и Жоау Канселу выросли в звезд, Иван Кавалейру заиграл на хорошем уровне.
С тех пор доходы "Бенфики" от продажи доморощенных футболистов только росли. И после продажи Жоау Феликса в "Атлетико" за 120 миллионов, клуб преодолел отметку в 300 миллионов евро за трансферы воспитанников.
Президент "Бенфики" Луиш Филипе Виейра еще в прошлом сезоне заявил, что главное направление – ставка на воспитанников. Это новая модель развития клуба. Талантливых игроков будут чаще привлекать к матчам за первую команду, и через определенное время продавать в большие клубы. В Португалии молодежь "Бенфики" – это бренд, есть и название: "Сделано в Сейшале". Именно в этом городке 13 лет назад появилась база и академия клуба под названием Caixa Futebol Campus. И четыре года назад академия начала давать плоды.
После ряда громких переходов воспитанников в европейские гранды руководство "Бенфики" задумалось о выходе марки "Сделано в Сейшале" на международный уровень. Теперь у академии есть собственная пиар-служба, которая занимается продвижением бренда.
Нынешнее поколение воспитанников "орлов" выдалось особенно талантливым. Помимо Феликса в первой команде в сезоне-2018/19 заиграли еще три футболиста. Это защитник Ферру и полузащитники Флорентину Луиш с Жедсоном Фернандешем.
Учитывая достижения молодых футболистов в главной команде, клуб пересмотрел модель их продажи в европейские гранды. Теперь игроков не будут отдавать при первом же интересе, как было с тем же Бернарду Силвой. Президент "Бенфики" планирует обкатывать талантливую молодежь несколько сезонов, а затем продавать за сумму отступных, прописанных в контракте. В клубе мечтают взять Лигу чемпионов с командой, в которой главные роли будут играть воспитанники.
Самые высокие отступные у воспитанников "Бенфики"
Сейчас у "орлов" появился целый ряд молодых футболистов, которые либо выступают в первой команде, либо привлекаются к тренировкам и близки к основе. Многие из них подписали новые соглашения, в которых сумма выкупа начинается от 60 миллионов евро.
Что в "Порту" и "Спортинге"?
Клуб с севера Португалии на протяжении многих лет был лидером по продажам своих футболистов в европейские гранды. Правда, модель работы у "Порту" была иной. Клуб продавал не своих воспитанников, а купленных задешево и выращенных в первой команде до уровня "звезда" латиноамериканцев. Все помнят примеры Хамеса Родригеса, Фалькао, а также защитников Данилу и Алекса Сандру. Недавняя успешная продажа – Эдер Милитау. Бразильского защитника приобрели за 7 миллионов евро, а через год продали в "Реал" за 50.
А вот с воспитанниками у "Порту" не все хорошо. Они есть, нынешнее поколение 19-летних даже выиграло Юношескую Лигу УЕФА в прошлом сезоне. Проблема в том, что в главной команде им не доверяют. Поэтому они не очень быстро растут в цене и не так известны в Европе.
Академия "Спортинга" когда-то входила в тройку лучших в мире. Теперь же между ней и "Бенфикой" пропасть. "Орлы" стали предлагать лучшие условия родителям детей, оплачивать или предоставлять транспорт, хорошие условия для жилья. Да и сама академия у "Бенфики" новая, тогда как "Спортинг" давно не занимался модернизацией. Сократить пропасть с этого сезона попытается новый президент "львов" Фредерику Варандаш, он уже попросил улучшить условия на базе с академией и особенное внимание уделить качеству газонов. Теперь молодым снова будет уделяться больше внимания. Но вряд ли в ближайшие годы "Спортинг", за 2018-й растерявший большую часть воспитанников, сможет угнаться за соседями.