Алексей Федорычев – это футбольный болельщик, который протоптал путь российских инвесторов к западноевропейскому футболу. Он уже два десятка лет предан "Монако" – в этом клубе он появился раньше, чем Роман Абрамович в "Челси".
Сейчас Федорычев не единственный русский в "Монако". Его партнер по бизнесу Дмитрий Рыболовлев владеет 66 процентов акций клуба, но он оказался здесь только в 2011 году.
Многие фанаты обеспокоены стратегией продажи звезд "Монако" – Бернарду Силва, Бакайоко, Менди и Мбаппе уехали в этом году. Но Федорычев не сомневается в своей правоте.
– Я никогда не изменю своего мнения, – говорит он о верных решениях "Монако".
Офис Федорычева расположен в пяти минутах ходьбы от знаменитого казино в Монте-Карло. Но сам он не игрок, что подтверждают слова и поступки Алексея. Он вообще скромно отзывается о своем влиянии на "Монако", но о деньгах знает все – все цифры вертятся в голове Федорычева.
То же самое касается и его многомиллионной бизнес-империи. Федорычев держит всю информацию в уме.
– У меня нет компьютера, – говорит он. – И электронной почты нет, только телефон. Мой контракт – это рукопожатие.
За 20 с лишним лет компания Федорычева Fedcominvest, базирующаяся в Монако, вложила в одноименный клуб свыше ста миллионов долларов. Бизнесмен не играет словами – он действительно основной "спонсор", а не "партнер", как принято говорить в таких случаях.
Федорычев говорит, что проделал долгий путь к успеху от мальчика из "обычной бедной среднестатистической советской семьи". Его отец был фанатом "Спартака", но для Алексея, который с детства любит футбол и хоккей, "существовало только "Динамо", "Динамо" и "Динамо", хотя причина неизвестна".
Федорычев был перспективным защитником, но во время военной службы понял, что лучше заниматься другим делом.
– В 1980-е уже было понятно, что в стране грядут изменения. Тогда я начал думать не о футболе, а о том, каким бы бизнесом лучше всего заняться.
Федорычев построил свой бизнес еще до развала СССР. Сперва начал заниматься запчастями, затем тормозными колодками, станциями техобслуживания, строительством, лесоматериалами, удобрениями, фосфатами, стальной промышленностью и перевозками. Это путешествие привело Алексея сначала в Женеву, а потом в Монако.
На Лазурном берегу он познакомился с агентом Жан-Клодом Дармоном, который убедил Федорычева стать спонсором "Монако". В то же время меценат принял предложение стать генеральным директором своей первой любви – московского "Динамо".
Под влиянием махинатора Жорже Мендеша Федорычев потратил более 100 миллионов долларов на игроков из Бразилии и Португалии, а теперь этот же агент делает хороший бизнес в "Монако". Но в 2007 году Федорычев бросил "Динамо" – столкнулся с тем, что слишком многие люди ищут личную выгоду.
– От "Динамо" осталось только великое имя, больше ничего, – с грустью признает Федорычев.
Куда охотнее он говорит о "Монако". Его бизнес-партнер Дмитрий Рыболовлев фактически руководит клубом, а Вадим Васильев, генеральный директор и главный по трансферам, с 1997-го по 1999-й работал вице-президентом Fedcom. Федорычев описывает Васильева как "очень умного и интеллигентного джентльмена". Интеллект, по словам Алексея, проявляется в трансферных делах клуба.
– В футболе очень важна атмосфера в раздевалке, – продолжает Федорычев. – Думаю, в "Монако" она лучше, чем в "ПСЖ".
Это одна из причин, почему Федорычев считает сделку по аренде/продаже Мбаппе своевременной.
– Думаю, мы правильно сделали. Сохранить лучших футболистов непросто. Молодые игроки очень рано начинают думать о больших суммах. Агент приходит к вам, к отцу, к матери и так далее. Поэтому футболисты размышляют об этом. И в данном случае лучше принять отличное предложение и избавиться от нервотрепки.
Другими словами, хороший бизнес.