Обозреватель "СЭ" – о том, как живет один из самых успешных клубов мира, чьи игроки составили костяк золотой сборной Германии на ЧМ-2014
Игорь РАБИНЕР
...Мы шагали по гаражу под зданием базы "Баварии" на Зебнерштрассе, 51-57. Гараж был почти пуст – через несколько часов мюнхенцам предстоял матч с ЦСКА, игроки к этому моменту только съехались в командный отель (редкое послабление от Пепа Гвардьолы; обычно он "закрывает" баварцев вечером накануне игры), и машинам футболистов делать на базе было нечего. Разве что авто Рафиньи и Данте отчего-то находились на месте.
Мы – это студенты бизнес-школы RMA, будущие спортивные менеджеры, находившиеся на стажировке в Германии и Голландии, да примкнувший к ним спецкор "СЭ". В гараж, как и в другие потаенные места победителей Лиги чемпионов-2012/13 и самого прибыльного клуба мира, нас привел директор "Баварии" по международному маркетингу Анди Кюфнер. Сразу предупредивший: если машины игроков и будут на месте, их шику и разнообразию мы не удивимся: на тренировки, как и на игры, любой футболист "Баварии" обязан приезжать на продукции "Ауди" – не просто спонсора, а акционера мюнхенцев.
Но самым интересным, что мы увидели, оказались не машины. На паркинге, предусмотренном для главного тренера, стояли два ящика баварского пива "Пауланер". С не оставляющей возможности для двойного толкования бумажкой с надписью – "Пеп".
Тут-то и выяснилось, что контракт "Баварии" с известной пивной компанией предусматривает не только ежегодный матч основного состава на выезде с победителем любительского Кубка "Пауланера", но и предоставление трех ящиков пива в месяц каждому игроку и тренеру команды. Представитель спонсора попросту приезжает со всем этим добром в клубный гараж и оставляет пиво на парковочных местах.
Мы спокойно бродили по гаражу и снимали пивные ящики с надписями, для кого они предназначены, на фото и видео. И никому из "Баварии" не приходило в голову запрещать съемку, делать испуганные глаза и быть святее папы римского. Ну пиво – и что дальше? Вы видели, чтобы оно мешало "Баварии" играть, а Гвардьоле – всем этим процессом дирижировать?
У нас факт такого пункта в контракте с пивной компанией в клубах озвучивать не стали бы – побоявшись оказаться неправильно понятыми. Потому что проблемы в нашем футболе принято искать не там, где они есть на самом деле.
* * *
Смотрим клубную презентацию с комментариями герра Кюфнера. Один из ключевых моментов – детская академия. Гордые цифры и факты. Восемь игроков основной обоймы "Баварии" – собственные воспитанники, подобное из топ-клубов есть только у "Барсы". Чемпионы мира Лам, Швайнштайгер, Мюллер, Кроос и Хуммельс – продукты баварской академии. Благодаря такой философии и привыкший к тому же в Каталонии Гвардьола на "Баварию" польстился...
Начинаем расспрашивать об академии детальнее. И выясняется удивительное. Вы слышали хотя бы об одной детской футбольной школе в мире, где клуб забирал бы и отвозил каждого ребенка домой, а не заставлял делать это родителей? Причем – бесплатно? Так вот, этот клуб – "Бавария".
"Нам дорог душевный, семейный и бытовой комфорт наших воспитанников", – провозглашает Кюфнер. Автобусы-шатлы после тренировок отвозят домой даже тех маленьких баварцев, кто живет в двух часах от города. Почему не в интернате при академии? Перечитайте первое предложение этого абзаца. В клубе считают семью основой правильного воспитания будущего футболиста. И лишать его этой основы до определенного возраста не смеют.
В связи с этим у "Баварии" до 12 лет в академию берут детей только из Мюнхена, до 14 – из земли Бавария, до 16 – из всей Германии, а также немецкоязычных стран – Австрии и Швейцарии. И только потом все ограничения снимаются. В результате сейчас в клубном интернате живут всего 15 мальчишек. Остальные – местные.
Кого-то из вас поразит следующее. За обучение в школе "Баварии" не взимается ни цента! Вот только конкуренция – жесточайшая: поди в эту академию попади, а потом в ней задержись. Отсев идет каждый год, всё надо постоянно доказывать заново. 11 команд, 190 воспитанников. Другое дело, что отчисленных другие баварские клубы – а их в окрестностях навалом – отрывают с руками.
Бюджет академии – 6 миллионов евро в год. Но не всё так просто. В принципе она может попросить у клуба и все восемь. Докажет, что это нужно, – получит. Однако если не сможет доказать, что ей и шесть необходимы, – клуб выделит четыре, невзирая на всё свое богатство. И точка. Причем у всех департаментов "Баварии" так – никто до последнего не знает, какой бюджет у них будет в следующем году. Чтоб не забронзовели.
На полной ставке – 11 детских тренеров, их зарплата – от 50 до 150 тысяч евро в год, в зависимости от возраста ребят (чем они старше, тем больше зарабатывает тренер) и от регалий тренера, причем как в нынешнем статусе, так и в роли игрока: пусть профессии и разные, но авторитет, накопленный за годы на поле, тоже сказывается. Бонусы зависят не от результатов юношеской команды, на которые тут всем по большому счету наплевать, а от подготовки игроков.
Пока все будущие Мюллеры и Швайнштайгеры занимаются рядом с основным составом на Зебнерштрассе. Но база/академия – меньше, чем хотелось бы клубу. Здесь семь полей (два из них – искусственные), два из которых предназначены только для первой команды. На всех не хватает, а расширить территорию невозможно – вокруг жилой район, частные дома. Но выход найден. Рядом с "Алльянц Ареной" есть еще не освоенная территория, принадлежащая "Баварии". Там будет построено 11 полей, и часть юношеских команд через три года туда переведут.
Почему не основу? Большинство семейных игроков "Баварии" живут в респектабельном районе всего в трех километрах от Зебнерштрассе. Едва успел отъехать из уже воспетого выше гаража – и ты уже с домочадцами. Так что баварские мастодонты переезду на "Алльянц Арену", откуда до их района добираться намного дольше, не порадуются. А плевать на их мнение тут не принято.
Так же, как и игнорировать болельщиков. Они привыкли раз-другой в неделю приезжать на открытые тренировки, которые проводит "Бавария" на своей базе. Гвардьола, прибыв в Мюнхен, к такой практике привычен не был, но пришлось. Есть в Германии клубные законы, против которых не попрет даже супертренер. Один из них – единение с публикой посредством открытых занятий и автограф-сессии. Другой – знание тренером немецкого языка. Пеп, который нанял преподавателя за полгода до переезда в Мюнхен, едва подписав контракт с "Баварией", изъясняется по-немецки с первого дня – и всё более уверенно.
Большинство сотрудников клуба, так же, как и команда, располагается на Зебнерштрассе – 350 человек. Еще полсотни – на "Алльянц Арене" и двести – в фаншопах, где только ни расположенных – от центральной площади города, Мариенплатц, до арены. Все эти шестьсот человек позволяют "Баварии" жить не тужить даже без отбывающего тюремный срок за налоговые прегрешения президента – Ули Хенесса. Впрочем, уже довольно скоро он вернется – в том числе, нет сомнений, и в свое кресло. Исполнительный директор клуба Карл-Хайнц Румменигге рассказывал на сентябрьской встрече с группой российских журналистов, что периодически навещает Хенесса, и тот поддерживает физическую форму так рьяно, что сбросил почти 20 кило.
* * *
На "Алльянц Арене", которой весной исполнится десять лет, можно только играть в футбол. Никаких концертов и прочих непрофильных событий! В "Баварии" (особенно глядя на то, как масштабно используется, допустим, "Амстердам Арена"), наверняка по этому поводу тяжело вздыхают и жадно облизываются – но деваться некуда, договор дороже денег.
Договор – с городскими властями Мюнхена. Они дали добро на строительство новой арены для "Баварии", да еще и подсобили с городскими коммуникациями – раньше-то в том месте не было вообще ничего – при одном условии. Чтобы "Алльянц Арена" не составляла никакой конкуренции Олимпийскому парку и одноименному стадиону, где раньше баварцы и играли, по развлекательной части. Футбол и только футбол!
В итоге сейчас единственный побочный доход, который есть у "Баварии" от использования своей "летающей тарелки", – это арендная плата от клуба "Мюнхен 1860", выступающего во второй бундеслиге. Поначалу они были равноправными партнерами и строили арену в соотношении 50 на 50. Но в 2004 году "львы" вылетели из первой бундеслиги – аккурат за год до переезда на новую суперарену. Финансовое положение клуба стало аховым, и он вынужден был продать свою долю арены "Баварии".
А она, в свою очередь, построила самую большую стадионную парковку в Европе – на 15 (!) тысяч мест. И это при том, что огромное количество народу приезжает на метро, от которого идти десять минут пешком. Идешь – а по обе стороны парковки. Цена для центра Европы адекватная – 10 евро с машины за матч. На простых болельщиках здесь вообще не принято наживаться: невзирая на статус клуба, цены за обычные билеты здесь средние даже по меркам бундеслиги – на матчи высшей категории от 30 до 70 евро, пожиже – от 20 до 60.
Не сказать, что кусаются цены и в стадионном пищеблоке, которым можно пользоваться, только купив специальную карту: наличные на "Алльянц Арене" не в ходу. Но в этой ценовой демократии заключено определенное коварство. Для "Баварии" весьма выгодно, что вокруг стадиона, построенного на огромном пустыре, категорически негде выпить и закусить. Ворота стадиона гостеприимно распахиваются за два часа до стартового свистка арбитра – и куда денется болельщик, если не в эти сосисочные на арене? Ну разве что внутрь самой чаши, где уже за 75 минут до игры на экранах запускают всякие видеоролики.
Были даже проведены расчеты: средний обитатель "Алльянц Арены" (а их, напомню, за 70 тысяч) тратит на еду и напитки 9 евро за матч, тогда как посетитель "Сантьяго Бернабеу" – 1 евро. Там стадион – в центре города, и зайти на его территорию можно в последний момент. Вот вам и 630 тысяч евро за игру на одном только кейтеринге, а учитывая, что в сезоне во всех турнирах домашних игр – в районе тридцати, получаем порядка 19 миллионов евро. А ведь казалось бы – на чем? На пиве и хот-догах!
При этом на билетах и абонементах клуб зарабатывает порядка 110 миллионов за сезон. А вот точную сумму оборота за экскурсии по стадиону и посещение клубного музея нам назвать не смогли. Но сообщили, что во всей Баварии с ее обилием памятников архитектуры "Алльянц Арена" в неигровые дни – второе по посещаемости место: 400 тысяч человек за год! Впереди только Нойшвайштайн – знаменитый замок баварского короля Людвига II.
А уж так называемые скайбоксы, то есть корпоративные ложи, здесь стоят как "в лучших домах Филадельфии". Переводя на язык футбола – как на самых дорогих стадионах Англии. На толстосумах "Бавария" отрывается за простых работяг по полной программе – благо в них не то что нет недостатка, а стоит длиннющая очередь. Кстати, среди владельцев этих лож есть и два бывших футболиста "Баварии" – Йенс Йеремис и Хасан Салихамиджич. Игроки же нынешние бесплатно получают по четыре билета, за остальные надо платить.
* * *
А вот за что немцы платить не привыкли – так это за телевидение. Оттого и плачутся нам в "Баварии" на телевизионную бедность (а у нас тогда что – нищета африканская?). И ведь есть на что жаловаться.
Баварцы – третьи после "Реала" и "Барселоны" по доходной части в мировом футболе, а по чистой прибыли – и вовсе первые. Стоимость клубного бренда у мюнхенцев выше, чем у кого бы то ни было на планете.
Но сравним теледоходы. "Реал" и "Барса" гребут от ТВ аж по 188 миллионов евро в год, "Ювентус" – 166, "Милан" – 144, "МЮ" – 119, "Челси", "Арсенал" и "Ман Сити" – по 103. А "Бавария" – жалких 44 миллиона!
Проблема в том, что в Германии, как и в России, по словам сотрудников "Баварии", народ привык смотреть футбол на халяву. Да и влиятельные политики, играя на популистских чувствах людей, не хотят эту ситуацию менять. Многие предпочитают в субботу спустя два часа после окончания игр посмотреть нарезку самых интересных эпизодов бесплатно, чем в прямом эфире – за деньги. Да и, в конце концов, есть комфортные стадионы, а по посещаемости с 43 тысячами бундеслига – далеко впереди всех евроконкурентов, и из игровых видов в мире уступает только НФЛ!
Чемпионат Германии смотрят в 209 странах, и теледоходы у бундеслиги подрастают. В следующем сезоне начинается новый трехлетний контракт, согласно которому сумма отчислений за домашние права на трансляции вырастет на 30 процентов, а за зарубежные – на сто. Тем не менее даже на серию А, по уровню и инфраструктуре немцам сейчас уступающую, те по теледеньгам по-прежнему смотрят, задрав голову. И едва ли эту ситуацию можно резко изменить. Общество сдерживает.
Зато это общество на турнирно бессмысленный для "Баварии" матч с ЦСКА, да еще и по более высоким ценам, нежели на бундеслигу, делегирует на "Алльянц Арену" 70 тысяч представителей. Причем, в отличие от Голландии, обогрева трибун там нет – приходится удовлетворяться покупкой красных подушечек с клубной символикой.
Но ведь главное – есть на что посмотреть. Декаду с лишним назад, когда начинали строить "Алльянц Арену", в "Баварии" нервничали по поводу запланированной 70-тысячной вместимости. Поскольку средняя посещаемость на "Олимпиаштадионе" составляла всего-то 35 тысяч.
Но после того, как стадион зажил своей жизнью, за десять лет не произошло ни случая, чтобы какие-то билеты остались нераспроданными. Вот это и называется – преданность клубу и любовь к футболу. Ведь за это десятилетие "Бавария" далеко не всегда была чемпионом, Лигу чемпионов выиграла лишь раз, и ее игроки только в этом году стали в составе бундестим чемпионами мира. Но ходили на команду – все эти годы. Хотя, конечно, их не вытравливали со стадионов, как российских болельщиков.
Да, атмосфера на "Алльянц Арене", если исходить из матча с ЦСКА, весьма академична и театральна, чем напоминает "Ноу Камп" – стадион предыдущего клуба Гвардьолы. Но по мне так 70 тысяч корректных болельщиков на каждом матче – лучше, правильнее и полезнее для клуба, чем 5 тысяч бесноватых и никого вокруг. Гулливера, выскакивающего на поле "Алльянц Арены" и бьющего условного Гюндогана, невозможно представить себе даже в страшном сне – не говоря о безнаказанной свастике на трибунах, за которую здесь посадят, и не на один год.
Гулливерами и свастиками можно только заставить о себе говорить – причем в брезгливых тонах. 70 мирными тысячами на стадионе "Баварии" можно обеспечить клубу процветание. Да хотя бы за счет тех самых 19 миллионов евро за сезон на хот-догах! Но нам же не до таких презренных мелочей...
Мюнхен – Москва
"СЭ" благодарит факультет "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес-школы RMA за организацию командировки нашего корреспондента в Германию и Голландию.