Арриго Сакки: "Балотелли - футболист, но не игрок"

Telegram Дзен

Легенда итальянского тренерского цеха Арриго Сакки дал обстоятельное интервью официальному журналу ФИФА

– 1 апреля вы отметите 69-летие. Каков обычный день Арриго Сакки?

– В моем возрасте нужно постоянно заниматься физическими упражнениями, чтобы держать себя в форме. Утром я начинаю с завтрака и чтения газет, немного смотрю телевизор. Потом катаюсь на горном велосипеде. После ланча занимаюсь личными вопросами, читаю и смотрю футбол по телевизору. Иногда хожу на стадион. Если футбол по телевизору не показывают, иду в ресторан или в театр с женой. В Фузиньяно есть концертный зал, названный в честь одного из самых известных жителей нашего города – Арканджело Корелли, композитора и скрипача, который жил в конце XVII – начале XVIII века.

– Вы всегда были поклонником искусства и культуры.

– Да, ведь футбол – тоже своего рода искусство. Точно так же, как музыка, поэзия, драматургия или кино. Великий Бертольд Брехт однажды сказал: если нет хорошего сценария, на сцене будет царить только импровизация, поэтому постановка будет поверхностной. Вообразите хор из одиннадцати человек: десять из них великолепно поют арию из "Аиды", а одиннадцатый посчитал нужным исполнить что-то другое. Можете представить, как ужасно это могло бы звучать.

– Футбол сильно изменился с тех пор, когда вы в последний раз работали тренером?

– Он меняется каждый день, точно так же, как и вся жизнь. Если не хочешь остаться позади – развивайся. Остановка – это движение назад. Футбол следует за развитием общества. Сейчас мы живем в глобальном мире, и если вы не будете играть в глобальный футбол, то быстро останетесь на обочине. Современная игра намного быстрее, чем та, что была раньше. Если вам недостает скорости – никаких успехов не будет.

– Кажется, итальянский футбол медленно сползает на обочину.

– Такое уже не раз происходило в нашей истории. После краха Римской империи, которая распространила культуру по всему тогдашнему миру, после Ренессанса, итальянцы многие века жили впустую. Теперь это же происходит в футболе. Нам нужно было провести реорганизацию всей игры, чтобы остаться на плаву, но пока мы приспосабливались к новым обстоятельствам, слишком отстали от остальных лидеров. В итальянском футболе меня расстраивают отсталость, отсутствие инноваций и запредельный консерватизм, который так и читается в игре некоторых команд. Вместо того чтобы прогрессировать, они огромными шагами идут назад.

Марио БАЛОТЕЛЛИ. Фото - REUTERS

– Мало итальянцев играют за рубежом. Марио Балотелли сидит на лавке "Ливерпуля", Чиро Иммобиле борется за выживание в бундеслиге с дортмундской "Боруссией", Алессио Черчи не сумел заиграть в мадридском "Атлетико" и был вынужден вернуться в "Милан"…

– Это показательный момент для нашего футбола. Когда итальянские звезды едут за границу, сразу становится понятно – так ли они хороши, как их оценили на родине. Мы видим огромную разницу между ожиданиями и реальностью. Менее десяти лет назад итальянский чемпионат был лучшим в Европе, наши команды постоянно боролись за победу в Лиге чемпионов. Сейчас мы уже позади Испании, Англии и Германии и должны опасаться упасть еще ниже. За спиной уже чувствуется дыхание преследователей.

– Что такое футбол?

– Футбол – это атакующая игра, в нападении нужно быть единым целым. В наше время усилился акцент на единстве команды. Это логично, потому что футбол – не индивидуальный вид спорта.

– Что вы имеете в виду?

– Сплоченный коллектив имеет особую "синергию". Один лидер не может сделать всю игру. Все 11 игроков должны двигаться как один, они обязаны держать правильную дистанцию, занимать нужные позиции в нужное время. При игре в обороне также важно правильно размещаться и контролировать своих соперников. Вся команда должна быть активной и в том случае, если мяч у нее, и в том, если мячом владеет соперник. Это цель игры. Трудно добиться такого сегодня, но четверть века назад добиться этого было еще труднее.

– Для этого требуются большие физические и умственные усилия…

– На самом деле все наоборот. Мой "Милан" никогда не тратил энергии больше, чем соперник. Мы всегда сохраняли больше сил, потому что контролировали игру. Если мяч у тебя, вряд ли тебе понадобится бежать дальше, чем на 15 метров, а вот если мяч у соперника – можно пробежать и 40 метров в погоне за ним. Общеизвестно, что мои футболисты играли очень долго, Паоло Мальдини и Филиппо Галли закончили карьеры в 41 год, Алессандро Костакурта повесил бутсы на гвоздь, когда ему было 39, Франко Барези и Мауро Тассотти ушли из большого футбола в 37. Единственным игроком, завершившим карьеру рано, стал Марко ван Бастен, но тут причиной была хроническая травма.

– Вы говорите, что нагрузки распределялись поровну на всю команду?

– Абсолютно верно. Я всегда делал акцент на универсальном футболе. Предпочитал иметь сильный коллектив, а не набор звезд. Я строил целую команду, в которой игроки развивались, вместо того, чтобы вписывать каждого отдельного футболиста в коллектив.

12 января. Цюрих. Лионель МЕССИ и КРИШТИАНУ РОНАЛДУ на церемонии вручения "Золотого мяча"-2014. 

– Но такие яркие индивидуальности, как Криштиану Роналду и Лионель Месси часто определяют результат своих команд.

– Даже суперзвезды могут показать свой класс, когда им оказывают правильную поддержку остальные игроки. Возьмите любого из нынешних футболистов мирового класса и увидите, что я прав. Роналду и Месси могут быть первыми скрипками, но они все равно – часть слаженного оркестра. Даже лучшие игроки должны следовать за коллективом. Слово "оркестр" подходит как нельзя лучше. Оркестр родился в греческом театре – это группа, состоявшая из хора, музыкантов и танцоров. Все они двигались в совершенной гармонии. Идеальная футбольная команда должна действовать так же. Нельзя путать "игрока" с "футболистом".

– Поясните, что вы имеете в виду?

– А вы посмотрите на Марио Балотелли. Он – футболист, но не игрок. Игрок – тот, кто двигается в гармонии с командой, а не как голос, отделенный от хора.

– Кем был Диего Марадона?

– Он был исключительно талантлив. Должен признать: предпочел бы тренировать Марадону, а не играть против его команд. Диего – своего рода дамоклов меч. Никогда не знаете, упадет он вам на голову или нет.

– Говорят, вы жертвовали великими игроками ради дисциплины на поле.

– Некоторые великие игроки провели лучшие отрезки карьеры под моим руководством. Вспомните Гуллита и ван Бастена в "Милане" и Роберто Баджо в сборной Италии.

– Что вы думаете о современных футбольных тренерах?

– Я делю тренеров на три категории. Есть гении, новаторы, но таких немного, есть выскочки, вечные неудачники, которые понятия не имеют, как тренировать, но думают, что очень умны. А еще есть традиционалисты, старомодные тренеры, которые следуют классической, но устаревшей школе.

2008 год. Арриго САККИ и Карло АНЧЕЛЛОТТИ. Фото - AFP

– О каких тренерах вы высокого мнения?

– Мой ученик Карло Анчелотти работает здорово. Особенно он был хорош в прошлом году, когда выиграл Лигу чемпионов и клубный чемпионат мира. Он начал новую эру в истории мадридского "Реала". Очень высоко оцениваю Жозе Моуринью. Он гений. Другим путем идет Пеп Гвардьола. Еще мне нравится Юрген Клопп, несмотря на все трудности его "Боруссии" в этом сезоне. В Италии лучше всех – Антонио Конте и Зденек Земан. Оба настоящие дирижеры, которые умеют передать свои идеи оркестру.

– Если говорить о "Реале", нельзя не вспомнить тот факт, что десять лет назад Флорентино Перес назначил вас спортивным директором клуба, но успехов было немного.

– В той команде было много чемпионов по духу: Зидан, Роналдо, Фигу, Рауль, Роберто Карлос, Бекхэм, Оуэн, Касильяс, Гути, Морьентес, Солари и Самуэль. Увы, на поле все получалось не очень хорошо…

– Как вы думаете, сегодня побеждает мнение, что успех оправдывает средства, которыми он добыт?

– Сейчас результаты важны как никогда прежде, но было бы ошибкой предполагать, что три очка - единственный ответ на все вопросы. Постоянный успех приходит только вместе с выработкой стиля игры, с работой целой команды, с ежедневными тренировками. В противном случае ваша победа будет нежизнеспособной. С такой философией далеко не уедешь.

– Какие команды оказали наибольшее влияние на развитие футбола?

– Думаю, таких команд было три: сборная Голландии и "Аякс" Ринуса Михелса, мой "Милан" и "Барселона" Пепа Гвардьолы.

– Как вы определяете значимость команды в футбольной истории?

– Тут есть много факторов. Прежде всего, клуб должен быть амбициозным и иметь революционные идеи. Личность тренера также важна. У него должна быть способность претворять свои идеи в жизнь и мотивировать игроков. Новые приобретения должны точно согласовываться с тактикой – нельзя приглашать игрока только из-за громкого имени. Нет никакого смысла в создании искусственной конкуренции. Молодые футболисты, которые приходят в команду, должны быть надежными, бескорыстными, умными и влюбленными в игру. Другой фундаментальный аспект – дотошное планирование. Если вы не планируете каждый шаг – вы проиграете. Импровизация работает только один раз, она должна быть исключением, которое подтверждает правило. Единственный правильный путь – дотошное планирование.

По итогам 2014 года КРИШТИАНУ РОНАЛДУ получил свой третий "Золотой мяч". Фото - REUTERS

"Золотой мяч"-2014 - у Роналду

– Роналду заслуженно получил "Золотой мяч"?

– Абсолютно! Он провел выдающийся сезон и установил несколько рекордов. Роналду не смог выиграть чемпионат мира, но этот турнир длится только месяц, а в году 12 месяцев. В Бразилии лучшим игроком выбрали Месси, а Нойер стал лучшим вратарем. Неслучайно оба этих игрока были номинированы на "Золотой мяч" вместе с Роналду. Отдельно хочу похвалить Нойера. Он – фантастический футболист. Я присутствовал на матче 1/8 финала ЧМ-2014 между Германией и Алжиром. Нойер как минимум трижды отлично действовал за пределами штрафной. Играл так, будто он первоклассный защитник. Голкипер "Баварии" действительно заслуживает звания "вратарь-либеро".

– Какой комплимент, сделанный вам во время тренерской карьеры, был самым приятным?

– Было несколько таких моментов. После победы "Милана" в Лиге чемпионов французская газета L'Equipe написала, что наша команда никогда не будет такой, как прежде. Другой торжественный эпизод случился в сезоне-1986/87. Я возглавлял "Парму". Мы не смогли выйти в элиту – не хватило трех очков, но фанаты приветствовали нас, будто мы выиграли скудетто! Несколько дней спустя вместе с Роберто Мусси, Вальтером Бьянки и Марио Бортолацци я уехал в "Милан". В следующем году мы стали чемпионами Италии.

Перевел Сергей ЯРЕМЕНКО