Зимой 2011-го спортивный директор "Палермо" Лука Каттани обедал в аргентинском городе Кордоба с представителями местного клуба "Бельграно". Угощаясь жареным патагонским барашком, функционеры обговаривали детали трансфера нападающего Васкеса. Вместе с ними столовался Хуан Карлос Баррера, президент другой команды из Кордобы – "Институто".
"Итак, вы подписываете Васкеса, – сказал он, когда с барашком было покончено.– Замечательно, но у нас есть игрок получше, намного лучше, чем Васкес".
Баррера имел в виду Дибалу. К 18 годам форвард обзавелся прозвищем La Joya – "Cокровище". В первом сезоне на взрослом уровне отпрыск польских эмигрантов провел 17 мячей в 38 матчах. Попутно побил рекорд чемпиона мира Кемпеса, став самым молодым автором гола в истории "Институто". Владелец "Палермо" Маурицио Дзампарини достаточно было увидеть один матч с участием Дибалы, чтобы смекнуть: парня нужно покупать, и как можно быстрее. "Я тотчас понял, что это футболист одного уровня с Кавани и Пасторе", – уверял президент годы спустя.
После продажи этих южноамериканцев у Дзампарини появились свободные деньги, и немалые. В борьбе за Дибалу сицилийцы выдержали конкуренцию со стороны "Интера" и "Наполи". Сумма трансфера составила 12 миллионов евро, больше "Палермо" не платил ни за кого. На руку сыграло, что в ту пору европейские гранды были сосредоточены на полузащитнике "Ривер Плейт" Окампосе, а Дибалу своим вниманием обделили.
В первом же товарищеском матче за "орлов" аргентинец забил. Но официальных голевых свершений пришлось ждать до ноября. Во второй раз попав в стартовый состав, Пауло оформил дубль, "Палермо" победил "Сампдорию". Сицилийские болельщики уверовали, что на этом начнется восхождение как игрока, так и всей команды. Розово-черные тащились в хвосте таблицы, регулярно пропуская по три-четыре мяча.
Однако просветления не последовало. Тренерская чехарда даже по меркам Дзампарини приобрела пугающую интенсивность, "Палермо" болтало, будто рыбацкие суденышки на сицилийском взморье. К маю стало окончательно ясно, что вылета из серии А не избежать. Дибала своим совсем не помогал. Забил еще раз зимой и замолчал.
"Когда я приехал в Палермо, первая мысль была: "Боже мой, как же тут жарко!", – вспоминал Пауло в интервью журналу Sportsweek. – В Аргентине никогда так не бывает. Я знаю, что вначале от меня ждали большего, но мне было трудно приспособиться к итальянскому футболу. Игра более быстрая, атлетичная, очень много внимания уделяется тактике. Да и арбитры не такие, как у нас".
И все же адаптация затягивалась сверх меры. Потоптавшись на месте с месяц, "Палермо" набрал темп и в конечном счете выиграл серию В с 14-очковым отрывом. Результат обеспечивали Абель Эрнандес, Лафферти, Белотти, но не Дибала. Его голевая засуха, вызванная отчасти травмой, которая вывела юношу из строя на три месяца, закончилась только в марте и продлилась 405 дней. "Сокровищу" пришел на смену Picciriddu – "Мальчик".
Васкес все эти годы тоже отнюдь не блистал, побывав в бесславных арендах обратно в "Бельграно" и "Райо Вальекано". Но после того матча с "Бари", в котором Дибала прервал безмолвие (с передачи Васкеса), вдруг все переменилось. Оба стали гораздо чаще попадать в состав, пришли голы. Концовка сезона в их исполнении получилась убедительной. Эрнадеса и Лафферти, на двоих забивших 25 мячей, Дзампарини продал, а двое аргентинцев остались в команде, хотя собрали куда более скудный урожай.
В следующем сезоне эта парочка очаровала всю Италию. Главный тренер Джузеппе Якини использовал схему 3-5-1-1, в которой Васкес располагался на позиции "десятки", а Дибала – на острие. "Форварды наладили телепатическую связь", – шутил Якини. Легко предугадывая маневры партнера, они отдали за сезон друг другу по четыре голевых передачи.
20-летний Дибала отличился в стартовом туре, но первое время газеты восторгались только Васкесом. В сентябре он забивал в каждом матче. Дибала же развил успех только через два месяца, гол для него создал, упаковал и доставил соотечественник. По-настоящему звезда Дибалы взошла на "Сан-Сиро" с блестящим мячом в ворота "Милана". После этого форвард не уходил с поля без гола в течение пяти игр. Самый памятный – изумительный крученый удар из-за пределов штрафной во встрече с "Дженоа". Кстати, как недавно рассказал Погба, аргентинца в "Ювентусе" называют "R квадрат", потому что эти кнопки надо нажимать на PlayStation, чтобы нанести крученый удар, которыми Дибала исправно забивает.
Естественно, посыпались сравнения с выдающимися аргентинскими бомбардирами. Кто-то видел в Пауло нового Марадону, кто-то – Месси, но большинство сходились на том, что наибольшее сходство прослеживается с Агуэро. Только он отрабатывает в обороне столь же усердно, как Дибала. Главные добродетели уроженца Кордобы – скоростной дриблинг (2,7 успешной обводки за игру в последнем сезоне за "Палермо"), удар с обеих ног и любых дистанций (в среднем 3,4 удара за матч) и умение отдать последний пас.
Адмирал сборной Италии Антонио Конте пригласил форварда присоединиться к "Лазурной эскадре". Но тот ответил отказом: "У меня из итальянского только паспорт, полученный благодаря прабабушке, о которой я ничего не знаю. Когда настало время выбирать, я ни минуты не сомневался и не прикидывал варианты: я хочу играть за Аргентину, и если у меня это не получится, я могу задаться вопросом к самому себе, но не изменить флагу. Я бы не был счастлив в сборной, которую не чувствовал бы своей, с гимном, который не является моим, и цветами, которые мне не принадлежат". Дебют Дибалы в национальной команде случился 14 октября в матче против Парагвая (0:0).
Минувший сезон аргентинец закончил с 13 мячами и 12 голевыми передачами. Дель Пьеро и Баджо, например, в этом возрасте забили по шесть, Тотти – пять. А мог ведь он замахнуться и на большее. Контракт с "Ювентусом" был согласован задолго до открытия трансферного окна, и Дзампарини, дабы не упустить куш в размере 32 миллионов евро, наказал главному тренеру не выпускать Пауло на поле в последних турах, чтобы тот, не дай бог, не получил травму. Этот трансфер стал четвертым по стоимости в истории "Старой синьоры" и самым дорогим за время правления Андреа Аньелли.
Скептиков хватало. Все-таки против "Юве" соперники защищаются намного более плотно, чем против "Палермо". "Дибала опасен на свободном пространстве, но теперь ему придется забыть о свободе", – писала La Gazzetta dello Sport. Миссия, возложенная на аргентинца, пугала своей неосуществимостью: стать для команды тем, кем был Тевес.
Дибала не мог не забить в первом матче за новый клуб. Первый матч – первый трофей, Суперубок Италии. Следом Пауло сравнял счет на "Олимпико" против "Ромы" и спас очко в матче с "Кьево", с ходу захватив звание лучшего бомбардира команды. За неимением Пирло и Тевеса Массимилиано Аллегри доверил молодому дарованию исполнение 11-метровых. Правда, результаты команды никуда не годились, главный тренер исступленно тасовал состав. "Юве" закупился нападающими под завязку, так что за место в составе пришлось повоевать. Все чаще Дибала стал начинать матчи на скамейке запасных.
"Я уже говорил, что это не моя проблема, что он стоит 40 миллионов евро, – отвечал Аллегри недоуменной общественности. – Я выбираю 11 человек для стартового состава не потому, что кто-то стоит 40 миллионов, а кто-то – 3. Дибала – хороший игрок, но ему нужно улучшать свою игру, менять свою роль".
Это заявление датировано 27 октября. С тех пор Пауло провел за "Юве" во всех турнирах 15 матчей (13 в "старте"), забил восемь мячей и сделал пять голевых передач. Во благо пошел переход на позицию второго форварда. Действуя из глубины, легче найти пространство для дальнего удара или высмотреть партнера в выгодной позиции.
В прошлое воскресенье Дибала набрал четыре очка по системе "гол плюс пас". Теперь у него семь передач (лучший показатель в лиге) и 11 голов, больше чем у Мораты, Манджукича и Дзадзы вместе взятых. Только Игуаин имеет более высокий показатель по причастности к голам команды.
– Последний раз когда вы плакали как ребенок? – спросили однажды у юного нападающего.
– Не помню точную дату, потому что это случается часто и всегда по одной и той же причине: я плачу по отцу, умершему, когда мне было 15 лет. Он долгое время боролся с раком, но тщетно. У отца была мечта: он хотел, чтобы хотя бы один из его сыновей стал футболистом. У моих братьев не получилось. Тогда этим пришлось заняться мне, чтобы почтить память папы и исполнить его желание. И теперь знаю, что папа гордится мной.