КАК ДЕЛА
Сегодня Виктору Цареву исполняется 80 лет! Вместе с Владимиром Кесаревым и Юрием Кузнецовым они сейчас старейшины "Динамо". Но только Виктор Григорьевич по-прежнему в штате футбольного клуба - начальник отдела по работе с ветеранами.
- Грустная должность, - сетует капитан "Динамо" с 6-летним стажем. - Конечно, приятно организовывать ветеранские турниры, встречаться со старыми друзьями, но их все меньше: уходят. Неделю назад вот похоронили Владимира Рыжкина, олимпийского чемпиона. Правда, греют душу воспоминания.
- Что же для вас самое памятное в футболе?
- Я в "Динамо" с 1947 года. Ребята с нашего двора позвали на стадион "Пламя" сыграть с кем-то. Этим "кем-то" оказались юноши "Динамо". После матча ко мне подошел Володя Шабров, будущий динамовский правый крайний, пригласил на тренировку по просьбе тренера Ильи Васильевича Бизюкова, потерявшего на войне один глаз. Так я стал динамовцем и духом остаюсь им по настоящий момент. На следующий год я попал в молодежную команду к Аркадию Ивановичу Чернышеву, который стал меня сажать рядом с собой на матчах команды мастеров и задавать вопросы, почему тот или иной игрок смещается вправо, влево, вперед, назад. Вскоре почувствовал, что мои ответы ему нравятся. И перед выпуском из молодежки мне стали платить 10 рублей. Один из руководителей "Динамо" Владимир Щербов объяснял: "Десять рублей - не сумма, а показатель того, что на тебя обратили внимание в команде мастеров". А Чернышев определил мое амплуа - оттянутого полузащитника или защитника. Потом Михаил Якушин объяснил мое футбольное предназначение: "Если вынуть из оркестра дирижера, что будет с оркестром? Вот ты и будешь этим заниматься". И я постоянно играл против Валентина Иванова, Сергея Сальникова, самых умных, техничных игроков.
- Часто вспоминаете первый чемпионат мира с участием сборной СССР? Вы ведь там сыграли против Пеле в его дебютном матче за сборную?
- Нынешнему поколению трудно это понять. Я впервые в жизни увидел перед собой темнокожего человека, в Москве их не было. Это был уже шок. А тут еще мы наслушались о великолепной технике бразильцев, да и насмотрелись на них - жили в Хиндосе по соседству: все мощные, крепкие. Как-то на прогулке заметил среди них невысокого худощавого паренька, державшегося в отличие от остальных очень скромно. Вот, думаю, мне бы против этого сыграть. Выходим на поле, он напротив. Пеле. На первых же минутах Гарринча навел террор в нашей штрафной, бухнул в штангу так, что мяч улетел от нее за центральную линию. А Пеле для начала забрал у меня верховой мяч и с ним убежал, хотя я прилично играл головой. Потом он шел на меня с мячом, и я никак не мог сократить с ним дистанцию, чуть качнул меня и сразу ударил, и так несколько раз. Я пытался в борьбе с ним не нарушать правила, но видно было, что паренек-то все умеет. Играть против него было невозможно.
- Сегодняшнее состояние "Динамо" дает вам какую-то надежду на возвращение былой славы клуба?
- Надежда есть всегда. Возглавивший команду Сергей Силкин, наш воспитанник, успешно работавший с молодежью, и в главной команде правильно расставляет акценты. Надеюсь, что ему удастся то, что не удалось его недавним предшественникам.
Павел АЛЕШИН