ЕСТЬ ТЕМА
Белое и черное // Бездействующие санкции // 5 скандалов на расисткой почве
Камерунский легионер "Крыльев" в России восьмой год – дольше него в нашей стране из нынешней африканской диаспоры играет только ростовчанин Айзек Окоронкво
Арнольд ЭПШТЕЙН
из Самары
– Как относитесь к проявлениям расизма на трибунах?
– К каким? Когда, например, болельщики начинают хором кричать, подражая обезьянам? Не стоит принимать такое близко к сердцу. Во всяком случае, я к этому отношусь очень спокойно. Просто для них это всего лишь один из способов вывести игроков соперника из себя, пусть и не самый удачный. Встреться мы в жизни, не думаю, что многие из них повели бы себя так же.
– Ваш соотечественник Серж Бранко, когда играл за "Крылья", однажды просто ушел с поля: болельщики "Химок" его "достали" оскорблениями.
– Тут надо различать две вещи. Во-первых, нет двух одинаковых людей – на одну и ту же ситуацию они могут реагировать по-разному. Ему было больно, и он поступил так, как считал нужным. Это право каждого человека. Но говорить плохое обо всей стране в целом Серж права не имел. Считаю так: если ты будешь уважать страну, в которой играешь, то и она ответит тебе тем же. Я ехал сюда с открытым сердцем, с готовностью жить по вашим законам, желанием отдавать всего себя футболу и болельщикам – и я здесь счастлив.
– Не боялись ехать в Россию?
– О том, что я могу стать здесь жертвой расизма, точно не думал. В той или иной форме такое, к сожалению, есть повсюду, так что лучше на этом просто не зацикливаться. Мало того, что кто-то хочет отравить тебе жизнь, так ты же сам ему в этом поможешь, если будешь постоянно жить в ожидании чего-то плохого.
– А когда играли в Камеруне, с примерами обратного, "черного" расизма сталкивались?
– У нас играли белые ребята, и не скажу, что они страдали из-за своего цвета кожи. Проблема может быть в другом: когда футболист приезжает в чужую страну, местным игрокам это не может нравиться – он же их конкурент. Но из этого вытекает только одно: легионер должен относиться к себе особенно требовательно, чтобы ни у кого не возникало вопросов, не занимает ли он чужое место. Я всегда стараюсь руководствоваться этим правилом, и у меня не было проблем ни в России, ни в других странах.
– В разных российских городах к легионерам отношение разное. Где, на ваш взгляд, публика наиболее гостеприимна, а где наоборот?
– Мне бы не хотелось ни о ком говорить плохо. Давайте отвечу только на первую часть вашего вопроса и скажу о том, что Самара – особенный город, теплый и доброжелательный. Люди любят свой клуб, и я это чувствую, как и остальные.
– Но без соленых шуток в команде не обходится – сам не раз был свидетелем...
– Разумеется! Но на это обижаться было бы совсем глупо. Буду рад любой шутке в свой адрес, если она исходит от человека, который не желает мне зла.
КТО ЧТО СКАЗАЛ
– Расизм – серьезная проблема для российского футбола? – этот вопрос мы задали известным в недавнем прошлом футболистам
Дмитрий СЕННИКОВ, бывший защитник "Локомотива" и сборной России:
– Нет, наверное. По крайней мере не для всех российских регионов. Почему-то существуют проблемы у Санкт-Петербурга, а в других местах все более или менее нормально. Что касается Питера, то там сложилась традиция не приглашать в "Зенит" темнокожих футболистов. Причем в этом вопросе руководство клуба поддерживает болельщиков, а те, в свою очередь, стимулируют руководство.
Александр ТОЧИЛИН, бывший полузащитник "Динамо":
– Думаю, это действительно проблема, потому что в последнее время прискорбные эпизоды участились. Хотя происходящее не достигает таких масштабов, чтобы кричать: "Катастрофа!" Лично я на протяжении игровой карьеры с проявлениями расизма не сталкивался. В "Динамо" было много легионеров с разным цветом кожи, но в команде никаких трений по этому поводу не возникало.
Вагиз ХИДИЯТУЛЛИН, бывший защитник "Спартака" и сборной СССР, президент профсоюза футболистов и тренеров России:
– Включите телевизор – и все станет ясно. Я уж не говорю о разных идиотах, пишущих "комменты" в интернете. Не надо закрывать глаза: явление есть.
Понятно, что расизм – проблема не только российская. Но у нас этого добра хватает. Нужна жесткость. Это каждодневная работа. Адский труд! Вспомните: когда в "Спартаке" появились первые бразильцы, над ними подшучивали. По-доброму, превращая все в игру. А потом народ становился все агрессивнее... Куда мы катимся – не знаю.
Я в 1988 году играл во Франции, тогда впервые с этим и столкнулся. Увидел отношение французов к наплыву мигрантов из бывших африканских колоний. Футболисты, конечно, особый слой, но и им доставалось по полной программе.
Нужно уважать, ценить друг друга. Мы же из одного теста сделаны по большому счету. Не совсем к месту тут, наверное, цитата из Киплинга: "Мы с тобой одной крови..." Хотя почему? Очень даже к месту.
Дмитрий ХОХЛОВ, бывший полузащитник ЦСКА, "Торпедо", "Локомотива", "Динамо" и сборной России, тренер "Динамо":
– Эта проблема касается не только футбола и России, она актуальна во всем мире и в различных областях жизни. Но футбол публичен, в нем все на виду. Надо воспитывать молодежь, подрастающее поколение. Самую активную роль должно играть государство. На телевидении следует этому вопросу больше внимания уделять, объяснять, что и как.
Александр ШИРКО, бывший нападающий "Спартака", "Торпедо" и сборной России:
– Думаю, нет. С постоянными проявлениями расизма на стадионах мы, слава богу, не сталкиваемся, хотя отдельные случаи бывают. Происходит это не только в футболе, поэтому вряд ли уместно говорить о какой-то целенаправленной травле футболистов с иным цветом кожи.