ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Одной из ключевых тем на конференции РФС 18 мая будет обсуждение "Стратегии-2020", чье создание и реализацию руководство федерации считает ключевым шагом. Мнения об этой программе развития разные, порой – критические. Одно из них принадлежит известному в футбольных кругах эксперту Роберту Воскеричяну – кандидату экономических наук, руководителю программы РУДН "Предпринимательство в футбольной индустрии".
– У всех программ, подобных "Стратегии-2020", футбольных или нефутбольных, есть один серьезный порок, – считает Воскеричян. – Это вопиющая неконкретность! Одно дело, когда планируешь на год-два, максимум три. Но за десятки лет ведь все изменится. Хотя в некоторых странах СНГ или в ряде российских автономий в конце 90-х принимали программы лет на 30 вперед, до 2030-го. В народе их метко называли "полдевятого". РФС поскромничал и распланировал жизнь до 2020-го. Мне как человеку, который родился и значительную часть жизни провел в Советском Союзе, на ум приходит аналогия – программа-1980. "От каждого по способностям, каждому по потребностям", "должна стереться грань между городом и деревней..." Речь, как вы поняли, о строительстве коммунизма. Но построили только Олимпиаду. "Стратегия-2020" – словно ремейк хрущевской программы-1980…
Что видится невыполнимым? Да самое главное. Даже нынешний заявленный бюджет РФС – 2,5 миллиарда рублей – исполняется только за счет влезания во все больший дефицит. А за восемь лет согласно "Стратегии-2020" он должен вырасти в три раза – до 7,5 миллиарда. Если в долларах – 250 миллионов в год. Даже у коммерчески более привлекательной российской премьер-лиги, в которой выступают 16 команд (среди них популярнейшие в России "Спартак", "Зенит", ЦСКА), пока не выходит преодолеть планку в 100 миллионов. То есть от и без того завышенной суммы переходим к втрое большей!
Да, РФС способен независимо от чьей-то милости зарабатывать. На первой сборной, за счет спонсоров, на имиджевых вещах и прочем. Но – совсем другие деньги. Моя оценка – около 50 миллионов долларов (1,5 миллиарда рублей) плюс-минус десять миллионов.
Однако и 250 можно найти. Только они не будут заработаны. Это не бизнес, а подарок от газовых или нефтяных месторождений. И крупные корпорации вовсе не обязаны поддерживать футбол или другой спорт безотносительно того, как у них складывается с руководством общественной организации. Не исключаю, что если в РФС руководство сменится, то "Газпром", допустим, эти деньги выделит. 250 миллионов долларов – пустяки, если имеется миллиард в год на Объединенный чемпионат.
Сейчас же получается "вилка". Руководители РФС жить по средствам не хотят, но и договориться не могут. Необязательно идти на поклон – надо элементарно наладить отношения! Вместо этого мы видим попытку большевистского наскока. "Дайте денег, мы умные, знаем, как потратить".
А молчание "Газпрома" и "Сбербанка" (который в каждом интервью называют идеальным партнером, только вот сам "Сбербанк", видимо, не считает идеальным партнером РФС) означает диапазон вариантов от "нам просто все равно" до "мы ждем отмашки". Большие бизнес-игроки не исключают, что придут на помощь, если их попросит тот, кого они послушают. Например, человек, которого мы все знаем как рядового болельщика, кто делает футбол на ТВ бесплатным одним взмахом руки. Поэтому никто не говорит категорическое "нет". Хотя в принципе "Сбербанку" это вряд ли интересно – как с точки зрения имиджа, так и экономической выгоды.
Получается, сам подход РФС к поиску средств делает всю остальную программу неисполнимой. В "Стратегии-2020" есть перечень объектов, которые будут построены, когда появятся 7,5 миллиарда рублей. На них бы много чего построили и вы, и я. Только где взять эти деньги?!
Попутно правая рука президента РФС Анатолий Воробьев, доктор экономических наук, вдохновитель "Стратегии-2020", очень многое сделавший для развития футбольной индустрии в России и, в частности, клуба "Динамо", рассказывает в интервью про такой вид дохода, как интернет-магазин. Мне известно, что продаваться там будет не только атрибутика нашей сборной, но и ведущих европейских клубов. Знаю его серьезных итальянских партнеров, давно работающих с Россией. Идея, в общем, отличная. Но когда люди ищут 250 миллионов долларов в год… Занимаешься ты крупным бизнесом или держишь чебуречную, потери времени и энергии одинаковые, зато выхлоп разный. Какой доход принесет интернет-магазин?
Еще момент – желание аккумулировать права на проведение турниров во всех лигах, вновь объединить РФПЛ, ФНЛ и второй дивизион. Это фантомные боли. Попытка сделать так, чтобы "все было, как при матушке". Но вернуться на двадцать лет назад нельзя! Воробьев также говорит, что футбольные клубы должны стать акционерными обществами, до 25 процентов акций должны быть переданы болельщикам. Как можно давать такие установки? Как сказать владельцу 100 процентов акций, что четвертью из них он обязан с кем-то поделиться?
Так что "Стратегия-2020" исполнима лишь в двух случаях. Либо в Доме футбола поменяют свою политику по отношению к большому бизнесу, либо придется уйти. Третьего не дано, признаков первого не видно. РФС кричит "Ау!", а в ответ – тишина…
Убежден, нельзя руководить методами, которые отжили свое 20 с лишним лет назад. Или вы меняетесь, или сменят вас. Красивые рассказы про стратегию не могут длиться вечность. Если получится перейти от слов к делу, все мы станем аплодировать. Если нет, будем наблюдать очередной этап драмы под названием "выборы руководства РФС".